Синдром философской
интоксикации. Интерес молодых к проблемам
бытия – явление вполне нормальное. Однако
у части молодых людей этот интерес принимает
уродливые формы: изобретаются всеобщие
законы мировоздания, вынашиваются планы
переустройства мира. Учебные неврозы
или фобии проявляются в упорном нежелании
посещать школу, колледж, институт. Невроз
выражается в конфликтных отношениях
с преподавателями и одноклассниками,
в нежелание вникать в отдельные учебные
предметы или все предметы сразу. Особенно
часто неврозами страдают школьники. Беда
нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются
порядки казармы, а учителя выполняют
в ней функцию надзирателей.
Трудность распознания
юношеских патологий заключается
в их скрытом проявлении и
в большинстве своем касаются
нормальных молодых людей. Поэтому
психология нужна всем, особенно педагогам,
социальным преподавателям и работникам
социальных служб, чтобы вовремя заметить
негативные черты характера и отреагировать
на них педагогическими методами.
Общие причины девиантного
поведения для подростков
1. Социальное неравенство. Это
находит выражение в низком, подчас нищенском
уровне жизни большей части населения,
в первую очередь молодежи; в расслоении
общества на богатых и бедных; безработица,
инфляция, коррупция и т.д.
2. Морально-этический фактор
девиантного поведения выражается в низком
морально-нравственном уровне общества,
бездуховности, психологии вещизма и отчуждении
личности. Жизнь общества с рыночной экономикой
напоминает базар, на котором все продается
и все покупается, торговля рабочей силой
и телом является рядовым событием. Деградация
и падение нравов находят свое выражение
в массовой алкоголизации, бродяжничестве,
распространении наркомании, «продажной
любви», взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая
нейтрально-благосклонно относится к
девиантному поведению. Молодые девианты
в большинстве своем выходцы из неблагополучных
семей.
4. Неблагоприятные условия
жизни и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи в
учебе, неумение строить взаимоотношения
с окружающими и возникающие на этой основе
конфликты, различные психофизические
отклонения в состоянии здоровья, как
правило, ведут к кризису духа, потере
смысла существования.
Конкретные причины отклонения
поведения несовершеннолетних [23. Шнейдер
Л.Б. , С.15]:
- стремление получить сильное впечатление;
- повышение возбудимости, неумение контролировать себя;
- неблагополучная ситуация в семье;
- стремление к самостоятельности и независимости;
- недостаток знаний родителей, как справится с трудными педагогическими ситуациями;
- отставание в учёбе;
- пренебрежение со стороны сверстников;
- непонимание взрослыми трудностей детей;
- недостаточная уверенность ребёнка в себе;
- отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
- стрессовые жизненные ситуации;
- напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребёнка (плохая обеспеченность, безработные родители);
- примеры насилия, жестокости, беззакония получаемые из СМИ;
- чрезмерная занятость родителей;
- конфликты с родителями;
- обилие запретов со стороны родителей, педагогов;
- постоянные нарекания, брань в семье;
- слабость интеллектуальной сферы ребёнка;
- повышенная коммуникативность детей;
- низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
- одиночество, непонимание других;
- излишний уровень контроля, авторитарность родителей (педагогов);
- неспособность подростков сопротивляется вредным влияниям;
- генетическая предрасположенность;
- неравномерность психофизического и полового созревания;
- отсутствие навыков социального поведения;
- снижение культуры, интеллектуального уровня;
- масса свободного времени;
- скука;
- желание обратить на себя внимание;
- неполные семьи;
- экономическая нестабильность;
- влияние улицы.
Поведение некоторых детей
и подростков обращает на себя внимание
нарушением норм, несоответствием получаемым
советам и рекомендациям, отличается
от поведения тех, кто укладывается
в нормативные требования семьи,
школы и общества. Это поведение,
характеризующееся отклонением
от принятых нравственных, а в некоторых
случаях и правовых норм называют
девиантным. Оно включает антидисциплинарные,
антисоциапьные, делинквентные противоправные
и аутоагрессивные (суицидальные и
самоповреждающие) поступки. Они по
своему происхождению могут быть
обусловлены различными отклонениями
в развитии личности и ее реагирования.
Чаще это поведение - реакции детей
и подростков на трудные обстоятельства
жизни. Оно находится на грани
нормы и болезни и потому должно
оцениваться не только педагогом, но
и врачом. Возможность появления
отклонений в поведении связана
также с особенностями физического
развития, условиями воспитания и
социального окружения. Оценивая свое
тело, подросток констатирует свое
физическое превосходство, норму или
неполноценность и делает вывод
о своей социальной ценности. Понимание
своего тела - это преломление в
сознании собственных способностей,
а также восприятия и оценок окружающих.
Может возникнуть пассивное отношение
к физической слабости, либо желание
компенсировать свои недостатки в другой
сфере, либо попытаться их исправить, быстрый
рост во время полового созревания
приводит к изменению скелета. Запаздывание
формирования нервно-мышечного аппарата
при этом может нарушить координацию
движений, что проявится в неуклюжести.
Намеки или упреки окружающих но поводу
внешности или неловкости вызывают
бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные
рослые мальчики убеждены в своей
мужественности и силе. Они могут
не бороться за уважение окружающих. Их
уверенности в себе способствует
и то, что их воспринимают как
толковых. В связи этим они держатся
более естественно, послушнее и
требуют к себе меньше внимания.
Отстающие в развитии, худые и
низкорослые мальчики окружающим представляются
маленькими, незрелыми и неприспособленными.
Они испытывают потребность в
опеке, проявляют мятежность. Чтобы
изменить неблагоприятное впечатление
о себе, они вынуждены постоянно
проявлять изобретательность, предприимчивость,
"храбрость", находиться на виду,
и своими "достижениями" доказывать
свою полезность и даже незаменимость
в группе, к которой принадлежат.
Такая активность приводит к трудностям
общения и эмоциональному напряжению,
которые создают условия для
девиантного поведения. Половое
созревание также влияет на поведение.
При преждевременном половом
развитии в одних случаях возникают
преимущественно эмоциональные
расстройства, в других - нарушения
поведения (претенциозность, вспыльчивость,
агрессивность) расстройство влечений;
особенно сексуального. При задержанном
половом развитии появляются медлительность,
несобранность, неуверенность, импульсивность
и трудности приспособления. Возникновение
девиантного поведения может быть обусловлено
психологическими особенностями. У младших
подростков отмечаются диспропорции в
уровне и темпах развития личности. Появляющееся
чувство взрослости приводит к завышенному
уровню притязаний, Эмоциональность становится
неустойчивой, отличается резкими колебаниями
настроения, быстрыми переходами от экзальтации
к сниженному настроению. При столкновении
подростка с непониманием его стремлений
к самостоятельности, а также в ответ на
критику физических способностей или
внешних данных возникают вспышки аффекта.
Наиболее неустойчивое настроение отмечается
в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек.
На этот же возраст приходится наиболее
выраженное упрямство. Старших подростков
волнует право на самостоятельность, они
ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация
способностей, интересов, вырабатывается
мировоззрение, определяется психосексуальная
ориентация.
Однако целеустремленность
и настойчивость в этом возрасте
все еще уживаются с импульсивностью
и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность
и категоричность сочетаются с чувствительностью
и неуверенностью в своих силах.
Стремление к широким контактам
уживается с желанием быть в одиночестве,
бесцеремонность со стеснительностью,
романтизм с прагматизмом и цинизмом,
потребность в нежности с садизмом.
Развитие личности подростка происходит
под влиянием культуры и общества,
воспитавших его, связано с социально-экономическим
положением и полом. Половое созревание
у современных подростков завершается
раньше наступления социальной зрелости,
Имеющаяся свобода выбора жизненного
пути удлиняет время приспособления.
При этом социальное созревание происходит
неравномерно и зависит от завершения
образования, материальной независимости
или наступления совершеннолетия.
Подросток в некоторых сферах
жизни может оказаться неприспособленным
и тяжело переживать свою несостоятельность.
Например, располагая авторитетом в
группе спортсменов, подросток может
оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях
с лицами противоположного пола. В
течение жизни подростка происходит
расширение диапазона социальных ролей:
ученика, участника самодеятельности,
члена спортивной команды и т.д.
Однако их освоение происходит с трудом,
что может привести к большому
эмоциональному напряжению и нарушению
поведения. Среди поведенческих
нарушений могут быть следующие:
гиперкинетическое расстройство поведения.
Оно характеризуется недостаточной
настойчивостью в деятельности, требующей
умственного напряжения, тенденцией
переходить от одного занятия к другому,
не завершая ни одного из них, наряду со
слабо регулируемой и чрезмерной
активностью. С этим могут сочетаться
безрассудность, импульсивность, склонность
попадать в несчастные случаи, получать
дисциплинарные взыскания из-за необдуманного
или вызывающего нарушения правил.
Во взаимоотношениях со взрослыми не
чувствуют дистанции, дети их не любят,
отказываются с ними играть. Может
быть также расстройство поведения
и заниженная самооценка. Расстройство
поведения, ограничивающееся семьей.
Оно включает антисоциальное
или агрессивное поведение (протестующее,
грубое), проявляющееся только дома
во взаимоотношениях с родителями и
родственниками. Может иметь место
воровство из дома, разрушение вещей,
жестокость по отношению к ним, поджоги
дома. Несоциализированное расстройство
поведения. Характеризуется сочетанием
упорного антисоциального или агрессивного
поведения с нарушением социальных
норм и со значительными нарушениями
взаимоотношений с другими детьми.
Оно отличается отсутствием продуктивного
общения со сверстниками и проявляется
в изоляции от них, отвержении ими
или непопулярности, а также в
отсутствии друзей или эмпатических
взаимных связей с ровесниками. По отношению
к взрослым проявляют несогласие,
жестокость и негодование, реже взаимоотношения
хорошие, но без должной доверительности.
Могут быть сопутствующие эмоциональные
расстройства.
Обычно ребенок или
подросток одинок. Типичное поведение
включает драчливость, хулиганство, вымогательство
или нападение с насилием и
жестокостью, непослушание, грубость,
индивидуализм и сопротивление
авторитетам, тяжелые вспышки гнева
и неконтролируемой ярости, разрушительные
действия, поджоги, Социализированное
расстройство поведения. Оно отличается
тем, что стойкое асоциальное (воровство,
лживость, прогулы школы, уходы из
дома, вымогательство, грубость) или
агрессивное поведение возникает
у общительных детей и подростков.
Часто они входят в группу асоциальных
сверстников, но могут быть и в
составе неделинквентной компании.
С взрослыми, представляющими власть,
отношения плохие. Смешанные, поведенческие
и эмоциональные расстройства сочетание
стойко агрессивного асоциального или
вызывающего поведения с выраженными
симптомами депрессии или тревоги,
В одних случаях выше описанные
расстройства сочетаются с постоянной
депрессией, проявляющейся сильным
страданием, потерей интересов, утратой
удовольствия от живых, эмоциональных
игр и занятий, в самообвинениях
и безнадежности, В других - нарушения
поведения сопровождаются тревогой,
боязливостью, страхами, навязчивостями
или переживаниями из-за своего здоровья.
Делинквентное поведение. Подразумеваются
проступки, мелкие провинности, не достигающие
степени криминала, наказуемого
в судебном порядке. Оно проявляется
в форме прогулов классных занятий,
общения с антисоциальными компаниями,
хулиганства, издевательство над маленькими
и слабыми, вымогания денег, угона
с велосипедов и мотоциклов. Нередко
встречаются мошенничество, спекуляция,
домашние кражи. Причины социальные
- недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных
детей - неполная семья, 70% подростков -
с серьезными нарушениями характера,
66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов
без психоза 40% с делинквентным
поведением. У половины из них оно
сочеталось с психопатией. Побеги из
дому и бродяжничество в трети
случаев сочетается с делинквентностью.
Четверть госпитализированных - с побегами.
Первые побеги происходят в страхе
наказания или как реакция
протеста, а затем превращаются в
условно-рефлекторный стереотип. Побеги
возникают: как следствие недостаточного
надзора; в целях развлечения; как
реакция протеста на чрезмерные требования
в семье; как реакция на недостаточное
внимание со стороны близких; как
реакция тревоги и страха на наказания;
вследствие фантазерства и мечтательности;
чтобы избавиться от опеки родителей
или воспитателей; как следствие
жестокого обращения со стороны
товарищей; как немотивированная тяга
к перемене обстановки, которой предшествует
скука, тоска. Ранняя алкоголизация
и наркотизация (аддиктивное поведение).
Это подростковый эквивалент бытового
пьянства взрослых и начала наркомании.
В половине случаев алкоголизация
и наркотизация начинаются в подростковом
возрасте. Среди делинквентных подростков
более трети злоупотребляют алкоголем
и знакомы с наркотиками. Мотивы
употребления - быть своим в компании,
любопытство, желание стать взрослым
или изменить свое психическое состояние.
В дальнейшем выпивают, принимают
наркотики для веселого настроения,
для большей раскованности, самоуверенности
и т.п. Об аддиктивном поведении
можно судить сначала по появлению
психической (желанию пережить подъем,
забвение) зависимости, а потом и
физической зависимости (когда организм
не может функционировать без
алкоголя или наркотика). Появление
групповой психической зависимости
(стремления напиваться при каждой
встрече) - угрожающий предшественник
алкоголизма. Стремление подростка
найти повод для выпивки или
наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих
напитков или наркотиков, уже - ранний
признак алкоголизма, а в других
случаях зависимости от наркотика.
Отклонения от социальных
норм, несмотря на большое разнообразие,
имеют некоторые общие причины,
поддерживающие их существование, а
подчас ведущие к их росту и
распространенности. По своей сути
они сводятся к объективным и
субъективным противоречиям общественного
развития которые нарушают взаимодействие
личности с социальной средой и ведут
к формам поведения индивидов
не согласующимся с существующей
нормативной системой. При том
одно и то же противоречие «может лежать
в основе как социально не желаемых
форм поведения ( преступность , алкоголизм,
самоубийство и т. д.), так и социально
одобряемых (познавательная активность,
творчество, бытовая активность и
т. д.).