Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans —
человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно
заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не
размышляли о своей природе''.

Вложенные файлы: 1 файл

психология реф.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени  Г.В.Плеханова»

 

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Психологии делового и межличностного общения»

На тему «Деловое общение»

 

 

 

Выполнила

студентка группы 2411

очно-заочной формы обучения

финансового факультета

Cенькова Надежда Владимировна

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к.п.н., доцент

Власова Наталья  Викторовна.                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2012

 

 

Введение

 

 Как только ни именовали  человека: homo sapiens (человек разумный), и

 homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий).

 Думается, с не меньшим  основанием его можно назвать  homo communicans —

 человек общающийся. Русский  мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно 

 заметил: "Лишенные  общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не 

 размышляли о своей  природе''. И он был прав, поскольку  естественным 

 способом существования  человека является его связь  с другими людьми, а сам 

 человек становится  человеком только в общении.

 Общение — это сложный,  многоплановый процесс установления  и развития 

 контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной

 деятельности и включающий  в себя обмен информацией, выработку  единой 

 стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого  человека.

 Следовательно, мы можем  рассматривать общение как восприятие, общение как 

 коммуникацию и общение  как взаимодействие.

 В качестве субъектов  общения может выступать не  только индивидуум, но 

 и группа. В психологии  общение определяется как взаимодействие  двух или 

 более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или

 аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

 Но что означает  уметь общаться? Это значит уметь  разбираться в людях и 

 на этой основе строить  свои взаимоотношения с ними, что предполагает 

 знание психологии  общения. Ниже мы постараемся  раскрыть основные ее 

 аспекты .

 

      1. Цели и содержание  делового общения

 

 Характерной особенностью  делового общения является то, что его 

 содержание и цели  направлены на решение организационных и социальных

 задач. Однако деловое  общение, как и общение вообще, обычно 

 рассматривается как  сложный и многогранный процесс,  который может 

 выступать в одно  и то же время и как процесс  взаимодействия индивидов, и 

 как информационный  процесс, и как отношение людей  друг к другу, и как 

 процесс взаимовлияния  друг на друга, и как процесс  сопереживания и 

 взаимного понимания  друг друга.

 Деловое общение включает  в себя все многообразие функций  общения: 

 коммуникативную, интерактивную  и перцептивную. Коммуникация - в узком

 смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления;

 интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму 

 организации совместной  деятельности; межличностная перцепция  - процесс 

 взаимного восприятия  и познания объектом и субъектом  управления друг друга 

 как основа для их  взаимопонимания.

 Если в деловом общении,  например, не возникает взаимопонимание,  то 

 коммуникацию нельзя  считать состоявшейся. Деловое (ролевое)  общение и 

 неформальное (личностное) переплетаются друг с другом и могут переходить

 одно в другое. В  каких бы психологических формах  не проявлялось общение -

 оно деловое, если  его ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ СОДЕРЖАНИЕМ  ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ

 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 Содержание делового  общения определяется потребностями  в совместной

 деятельности, которая  предполагает СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, ПОНИМАНИЕ И 

 ПРИЯТИЕ КАЖДЫМ ЕЕ  УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И СПЕЦИФИКИ  ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 СВОЕЙ РОЛИ И СВОИХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО Е╗ РЕАЛИЗАЦИИ.

 Целью делового общения  становится воздействие коммуникатора  на

 окружающих с тем,  чтобы сделать собеседников в  каких-то проявлениях 

 близкими себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить

 их мнения и взгляды,  и благодаря такому воздействию,  у людей, находящихся 

 в положительном повседневном  контакте, вырабатывается понимание  вкусов,

 интересов и взглядов  друг друга. Они учатся объективнее  оценивать 

 окружающих и проявлять  толерантность, учитывать 

 индивидуально-психологические  особенности личности при взаимодействии. По 

 закреплению такого  взаимодействия межличностные отношения  становятся 

 товарищескими, формируется готовность к общению как важнейшему показателю

 положительного психологического  климата в коллективе. Важно отметить, что 

 стремление коммуникатора  (ведущего) воздействовать на людей,  хотя является 

 и главной, но не  единственной целью делового  общения.

 Деловое общение служит  задаче удовлетворения психологической 

 потребности в сопереживании,  желании быть понятыми, оцененным,  выразить 

 кому-то свое сочувствие  и расположение. Это обстоятельство  особенно важно 

 иметь в виду при  деловом общении руководителя  с подчиненным. В данном 

 случае ролевое (формальное) общение всегда носит характер  личностной

(неформальной) коммуникации. В процессе делового общения  руководитель 

 познает интересы подчиненных,  мотивы их поведения, что создает  предпосылки 

 для повышения эффективности  управленческой деятельности. В  умелом,

 организованном деловом  общении коллективный труд доставляет  людям глубокое

 удовлетворение, что в  свою очередь расширяет и закрепляет  социальные связи 

 человека, усиливает контакты  между членами коллектива. Совершенствование 

 межличностных отношений  неизбежно приводит к повышению  производительности 

 труда.

 

2. Функции делового управленческого  общения

 

 Функции общения в  управлении деятельностью коллектива  целесообразно 

 рассматривать на двух  уровнях: интегральном и локальном.

 На интегральном уровне  общение обеспечивает жизнедеятельность  организации 

 в целом. Здесь можно  выделить следующие функции:

1. Регулятивная функция.  В процессе общения осуществляется 

 непосредственное или  опосредованное воздействие на  объект управления. Эта 

 функция позволяет  организовывать совместные действия, планировать, 

 согласовывать, координировать  и оптимизировать взаимодействие  различных

 объектов управления. От осуществления именно этой  функции зависит эффект 

 управленческого общения.

2. Функция социального  контроля. Способы решения задач,  стоящих перед

 организацией, принципы  и формы работы имеют выраженный  нормативный 

 характер. Их регламентация  в распоряжениях, указаниях, в групповых и

 социальных нормах обеспечивает целостность и организованность учреждения,

 согласованность совместных  действий исполнителей. Поддержание  необходимой

 согласованности и  организованности осуществляется  благодаря функции 

 социального контроля.

3. Функция социализации. Эта функция является одной  из важных в работе 

 руководителя. Включаясь  в совместную деятельность и  общение, молодые 

 сотрудники не только  осваивают коммуникативные умения  и навыки, но и 

 учатся быстро ориентироваться  в собеседнике, ситуации общения  и 

 взаимодействия, слушать  и говорить, что также очень  важно как в плане 

 межличностной адаптации,  так и для осуществления непосредственной 

 профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое  при

 этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное,

 заинтересованное и  терпимое отношение к другим  сотрудникам.

4. Социально-педагогическая  функция. В процессе общения  осуществляется 

 обучение, воспитание  и развитие личности сотрудника, передается 

 практический опыт. Вследствие  систематических контактов в  ходе совместной 

 деятельности, участники  общения приобретают самые различные  знания о себе 

 самих, о партнерах,  о способах наиболее рационального  решения поставленных 

 перед ними задач.  Овладение необходимыми практическими  умениями и 

 навыками, возможная компенсация  недостающих знаний у отдельных  сотрудников 

 также обеспечивается  социально-педагогической функцией.

 На локальном уровне  рассматриваются функции, реализуемые  в процессе 

 конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей

 в акте общения.

1. Контактная. Ее цель - установление  контакта как состояния обоюдной 

 готовности руководителя  и подчиненного к приему и  передаче сообщения и 

 поддержания взаимосвязи  в форме взаимной ориентированности.

2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е. прием  и передача 

 каких-либо сведений  в ответ на запрос. В управлении - это прежде всего

 доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения,

 задания), получение информации  о ходе и результатах исполнения  этого 

 решения, а также  обмен мнениями, замыслами и т.д.

3. Побудительная. Это осуществление  стимуляции активности объекта 

 управления, направление  его на выполнение тех или  иных действий.

4. Координационная. Цель  данной функции - взаимное ориентирование  и 

 согласование действий  различных исполнителей при организации  их совместной 

 деятельности.

5. Функция понимания, т.е.  не только адекватное восприятие  и понимание 

 смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений,

 установок, переживаний,  состояний и т.д.).

6. Амотивная функция, цель которой возбуждение в партнере нужных

 эмоциональных переживаний  (“обмен эмоциями”), а также изменение  с их

 помощью собственных  переживаний и состояний.

7. Функция установления  отношений, которая преследует  цель осознания и 

 фиксирования своего  места в системе ролевых, статусных, деловых,

 межличностных и прочих  связей организации, в которой  предстоит действовать 

 сотруднику.

8. Функция оказания влияния,  цель которой - изменение состояния  людей, их 

 поведения, намерений,  установок, а также мнений, решений,  представлений, 

 потребностей, действий, активности и т.д.

Знание интегральных функций  общения в управленческой деятельности дает

 возможность выявить  причины отклонений и нарушений  этого процесса,

 несовершенство структуры  управления. Ориентация в локальных  функциях,

 выполняемых общением в ситуациях непосредственного взаимодействия

 руководителя и подчиненного, помогает выявить причины возникающих

 трудностей при реализации  конкретной задачи управленческого  общения.

 Разработка теоретических  основ управленческого общения  имеет своей

 целью повышение его  эффективности. Поэтому не праздным  является вопрос о 

 том, какое управленческое  общение мы будем считать эффективным.  Иногда 

 эффективность коммуникации  рассматривают с точки зрения  достижения целей 

 участниками общения.  Но в управленческом общении  может быть два и более 

 партнеров, и каждый  из них может иметь свою  цель, отличную от цели 

 собеседника, а иногда  и противоположную. Например, руководитель может

 ставить своей целью  убедить подчиненного в необходимости выполнения какой

 либо работы, а подчиненный,  в свою очередь, может стремиться  отказаться от

 этого поручения. Цели  противоположны и, при отсутствии  компромиссного

 решения, общение для  одного из участников будет  “неэффективным”.

 Эффективность управленческого  общения нельзя рассматривать  в отрыве от

 управленческой деятельности  в целом. Коммуникация является  условием и 

 элементом управленческой  деятельности, поэтому эффективным  следует считать 

 такое управленческое  общение, которое обеспечивает  достижение целей 

 управленческой деятельности  посредством оперативной передачи  необходимой 

 информации, оптимального  психологического воздействия, взаимопонимания 

 между объектом и  субъектом управления и их  оптимального взаимодействия.

Информация о работе Деловое общение