Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:48, реферат
Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans —
человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794—1856) остроумно
заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не
размышляли о своей природе''.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Российский
экономический университет
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
по дисциплине «Психологии делового и межличностного общения»
Выполнила
студентка группы 2411
очно-заочной формы обучения
финансового факультета
Cенькова Надежда Владимировна
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.п.н., доцент
Власова Наталья
Викторовна.
Москва 2012
Введение
Как только ни именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и
homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий).
Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans —
человек общающийся. Русский
мыслитель Петр Чаадаев (1794—
заметил: "Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не
размышляли о своей природе''. И он был прав, поскольку естественным
способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам
человек становится человеком только в общении.
Общение — это сложный,
многоплановый процесс
контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной
деятельности и включающий
в себя обмен информацией,
стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания
Следовательно, мы можем
рассматривать общение как
коммуникацию и общение как взаимодействие.
В качестве субъектов общения может выступать не только индивидуум, но
и группа. В психологии
общение определяется как
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или
аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и
на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает
знание психологии общения. Ниже мы постараемся раскрыть основные ее
аспекты .
1. Цели и содержание делового общения
Характерной особенностью делового общения является то, что его
содержание и цели
направлены на решение
задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, обычно
рассматривается как
сложный и многогранный
выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и
как информационный
процесс, и как отношение
процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и
взаимного понимания друг друга.
Деловое общение включает
в себя все многообразие
коммуникативную,
смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления;
интеракция - их взаимодействие,
предполагающее определенную
организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс
взаимного восприятия
и познания объектом и
как основа для их взаимопонимания.
Если в деловом общении, например, не возникает взаимопонимание, то
коммуникацию нельзя считать состоявшейся. Деловое (ролевое) общение и
неформальное (личностное) переплетаются друг с другом и могут переходить
одно в другое. В
каких бы психологических
оно деловое, если его ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ СОДЕРЖАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Содержание делового
общения определяется
деятельности, которая
предполагает СОГЛАСОВАННОСТЬ
ПРИЯТИЕ КАЖДЫМ ЕЕ
УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И
СВОЕЙ РОЛИ И СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО Е╗ РЕАЛИЗАЦИИ.
Целью делового общения
становится воздействие
окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях
близкими себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить
их мнения и взгляды,
и благодаря такому
в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов,
интересов и взглядов
друг друга. Они учатся
окружающих и проявлять толерантность, учитывать
индивидуально-
закреплению такого
взаимодействия межличностные
товарищескими, формируется готовность к общению как важнейшему показателю
положительного
стремление коммуникатора (ведущего) воздействовать на людей, хотя является
и главной, но не единственной целью делового общения.
Деловое общение служит
задаче удовлетворения
потребности в сопереживании, желании быть понятыми, оцененным, выразить
кому-то свое сочувствие и расположение. Это обстоятельство особенно важно
иметь в виду при деловом общении руководителя с подчиненным. В данном
случае ролевое (формальное) общение всегда носит характер личностной
(неформальной) коммуникации. В процессе делового общения руководитель
познает интересы подчиненных,
для повышения эффективности управленческой деятельности. В умелом,
организованном деловом
общении коллективный труд
удовлетворение, что в
свою очередь расширяет и
человека, усиливает контакты между членами коллектива. Совершенствование
межличностных отношений
неизбежно приводит к
труда.
2. Функции делового
Функции общения в
управлении деятельностью
рассматривать на двух
уровнях: интегральном и
На интегральном уровне
общение обеспечивает
в целом. Здесь можно выделить следующие функции:
1. Регулятивная функция.
В процессе общения
непосредственное или опосредованное воздействие на объект управления. Эта
функция позволяет
организовывать совместные
согласовывать,
объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эффект
управленческого общения.
2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед
организацией, принципы
и формы работы имеют
характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и
социальных нормах обеспечивает целостность и организованность учреждения,
согласованность совместных действий исполнителей. Поддержание необходимой
согласованности и
организованности
социального контроля.
3. Функция социализации. Эта функция является одной из важных в работе
руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые
сотрудники не только
осваивают коммуникативные
учатся быстро
взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане
межличностной адаптации,
так и для осуществления
профессиональной
этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное,
заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
4. Социально-педагогическая функция. В процессе общения осуществляется
обучение, воспитание
и развитие личности
практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совместной
деятельности, участники
общения приобретают самые
самих, о партнерах,
о способах наиболее
перед ними задач.
Овладение необходимыми
навыками, возможная компенсация
недостающих знаний у
также обеспечивается
социально-педагогической
На локальном уровне
рассматриваются функции,
конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей
в акте общения.
1. Контактная. Ее цель - установление
контакта как состояния
готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и
поддержания взаимосвязи
в форме взаимной
2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е. прием и передача
каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении - это прежде всего
доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения,
задания), получение информации
о ходе и результатах
решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.
3. Побудительная. Это
управления, направление его на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная. Цель данной функции - взаимное ориентирование и
согласование действий
различных исполнителей при
деятельности.
5. Функция понимания, т.е.
не только адекватное
смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений,
установок, переживаний, состояний и т.д.).
6. Амотивная функция, цель которой возбуждение в партнере нужных
эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с их
помощью собственных переживаний и состояний.
7. Функция установления отношений, которая преследует цель осознания и
фиксирования своего места в системе ролевых, статусных, деловых,
межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действовать
сотруднику.
8. Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния людей, их
поведения, намерений, установок, а также мнений, решений, представлений,
потребностей, действий, активности и т.д.
Знание интегральных функций общения в управленческой деятельности дает
возможность выявить
причины отклонений и
несовершенство структуры управления. Ориентация в локальных функциях,
выполняемых общением в ситуациях непосредственного взаимодействия
руководителя и подчиненного,
помогает выявить причины
трудностей при реализации
конкретной задачи
Разработка теоретических основ управленческого общения имеет своей
целью повышение его
эффективности. Поэтому не
том, какое управленческое
общение мы будем считать
эффективность коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей
участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более
партнеров, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели
собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может
ставить своей целью
убедить подчиненного в
либо работы, а подчиненный,
в свою очередь, может
этого поручения. Цели
противоположны и, при
решения, общение для одного из участников будет “неэффективным”.
Эффективность
управленческой деятельности
в целом. Коммуникация
элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать
такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей
управленческой деятельности
посредством оперативной
информации, оптимального
психологического воздействия,
между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.