Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является, диагностика детско-родительских отношений по методики «PARI».
Целью курсовой является: исследовать родительско-детские отношения с помощью теста «PARI» и детско – родительские отношения с помощью методики «ДРОП».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания и детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии.…...….6
1.1. Проблема детско-родительских отношений…………………………….…6
1.2. Специфика взаимоотношений в системе «мать-сын»………………....…..8
ГЛАВА II. Исследование влияния родительской установки (матери) на развитие ребенка…………………………………………………………….…..13
2.1. Описание методик, используемых в исследовании. Методика PARI и методика ДРОП. ………………………...……………….……………………...13
2.2. Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье……………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………….…..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………….…25
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

пари курсовик.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

   Итак, во взаимоотношениях матери и сына прослеживается такая закономерность: для матери, которая не смогла вовремя увидеть в сыне взрослого человека и наладить свою, отдельную от него жизнь, он - всегда маленький мальчик, несмотря на то, что ему 30, 40, 50 или более лет. Она постоянно боится за него и всегда воспитывает его. И как следствие этого, для сына неумение отойти от матери на «взрослую дистанцию» и возврат к ней после неудач в личной жизни это всегда - психологическое снижение, личностный регресс, переход из роли взрослого в роль ребенка, отказ от будущего в пользу прошлого.

Для благополучного воспитания мальчика, необходимо учитывать его личностные особенности. Семейное воспитание мальчиков, имеет много общего с воспитанием девочек, но тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.

Ответственный этап воспитания мальчиков — подростковый возраст. Не случайно этот возраст называют трудным: таким он является как для самих подростков, так и для родителей, учителей. Эта трудность обусловлена многими причинами, и в частности тем, что учащиеся среднего школьного возраста, переживая переходный период, находятся в состоянии, когда они уже не дети, но еще и не взрослые. Такое «промежуточное» положение подростков вызывает естественные противоречия между их притязаниями и реальными возможностями, что ведет порой к необъяснимым на первый взгляд поступкам, к резкой смене настроения и другим особенностям поведения. Поэтому отцу и матери особенно надо быть терпеливыми, не отталкивать сына, не отваживать от дома, не отвечать резкостью на резкость, разумно сочетать требовательность и уважение во взаимоотношениях с ним. Возросшие физические и умственные возможности учащихся среднего школьного возраста, с одной стороны, снимают с родителей известную долю забот, но с другой — значительно повышают их ответственность за надлежащую реализацию этих возможностей. Чтобы растущая энергия подростков была направлена во благо, необходимо создавать условия для полезной и привлекательной для них практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (МАТЕРИ) НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

2.1. Описание методик, используемых  в исследовании. Методика PARI и методика ДРОП

 

В данном исследовании принимали участие мать 36 лет и её ребёнок – подросток 16 лет. Были применены две методики: для матери была представлена методика PARI, а для диагностики ребёнка применялась методика «ДРОП».

 Выбор  данных методик продиктован следующим:

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), и, в частности, к ребёнку. Она является наиболее адекватной для изучения проблем воспитания и развития ребёнка в семье с авторитарным стилем воспитания. Данная методика разработана американскими психологами Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.

 В методике  выделены 23 аспекта-признака, касающиеся  разных сторон отношения родителей  к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение  к семейной роли и 15 касаются  родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1-оптимальный эмоциональный контакт, 2-излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, 3-излишняя концентрация на ребёнке.

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков:

-ограниченность  интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

-ощущение  самопожертвования в роли матери;

-семейные  конфликты;

-сверхавторитет родителей;

-неудовлетворенность  ролью хозяйки дома;

-«безучастность»  мужа, его невключенность в дела семьи;

-доминирование  матери;

-зависимость  и несамостоятельность матери.

Отношение родителей к ребёнку описывается с помощью 15 признаков, которые делятся на следующие 3 группы:

  1. Оптимальный эмоциональный контакт:

-предоставление  ребёнку возможности высказаться, вербализация;

-партнерские  отношения;

-поощрение  активности ребёнка;

-уравнительные  отношения между ребёнком и  родителями.

2. Излишняя  эмоциональная дистанция с ребёнком:

-раздражительность, вспыльчивость;

-суровость, излишняя строгость;

-уклонение  от контакта с ребёнком.

3. Излишняя  концентрация на ребёнке:

-чрезмерная  забота, установление отношений  зависимости;

-преодоление  сопротивления, подавление воли;

-создание  безопасности, опасение обидеть;

-исключение  внесемейных влияний;

-подавление  агрессивности;

-подавление  сексуальности;

Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. К методике прилагается схема подсчета ответов в баллы. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: минимальная – 5 баллов; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Инструкция предлагает 4 варианта ответов, на заполнение вопросника рекомендуется 20 минут.

   Так же наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных  отношений родителя и подростка

- принятие (демонстрация  родителем любви и внимания),

- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),

- эмоциональная  дистанция (качество эмоциональной  связи между родителем и подростком).

2. Блок шкал, описывающий особенности общения  и взаимодействия

- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение  заданий),

- принятие  решений (особенности принятия решений  в диаде)

- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель  в конфликте),

- поощрение  автономности (передача ответственности  подростку)

3. Блок контроля

- требовательность (количество и качество декларируемых  требований),

- мониторинг (осведомленность родителя о делах  и интересах подростка)

- контроль (особенности  системы контроля со стороны  родителя),

- авторитарность (полнота и непререкаемость власти  родителя),

- особенности  оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых  оценочных воздействий).

4. Блок противоречивости/непротиворечивости  отношений

- непоследовательность (изменчивость и непостоянство  воспитательных приемов родителя),

- неуверенность (сомнение родителя в верности  его воспитательных усилий)

5. Дополнительные  шкалы

- удовлетворение  потребностей (качество удовлетворения  материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),

- неадекватность  образа ребенка (искажение образа  ребенка),

- отношения  с супругом (качество отношений  со вторым родителем подростка),

- общая удовлетворенность  отношениями (общая оценка подростком  качества отношений с родителем),

- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).

Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец». Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения  родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Подростка просят оценить, насколько поведение его родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа он ставит на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у его отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у его отца (матери) всегда

В вопросах №№ 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

 Обычно  просят  оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца, а так как мы исследуем взаимоотношения с матерью, то мы проводили  тестирование только по отношению к матери.

 

 

 

    1. Интерпретация данных детско-родительских взаимоотношений в семье

 

Результаты исследования отношения матери к семейной роли представлены в таблице 1.

                                                                                                      Таблица № 1

Отношение матери к семейной роли

Показатели отношения к семейной роли

баллы

Ограниченность интересов матери рамками семьи, заботами исключительно о семье

16

Ощущение самопожертвования в роли матери

11

Семейные конфликты

12

Сверхавторитет родителей

16

Неудовлетворенность ролью главы дома

12

"Безучастность" мужа, ее не включенность  в дела семьи

14

Доминирование матери

9

Зависимость и несамостоятельность матери

16


 

 

Согласно, результатам приведенным в таблице можем сказать, что мать по всем вопросам набрала баллы в пределах нормы, а это значит, что она удовлетворена  своей семейной ролью. У нее нет ощущения самопожертвования в роли матери, она  самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней. Рассмотрим же эмоциональную сторону взаимоотношений, результаты так же приведены в таблице 2.

                                                                                                        Таблица № 2

Оптимальный эмоциональный контакт матери

Показатели оптимального эмоционального контакта

баллы

Побуждение словесных проявлений, вербализаций

19

Партнерские отношения

18

Развитие активности ребенка

19

Уравнительные отношения

20


 

 

Из таблицы мы видим, что между матерью и ребенком преобладают уравнительные отношения. Мать выстраивает партнерские отношения, заинтересована в развитии ребенка и предпочитает словесное побуждение к действиям, о чем еще раз мы можем убедиться, проанализировав ниже приведенную таблицу. В таблице 3 представлены результаты исследования излишней эмоциональной дистанции матери с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3

 

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком матери

Показатели излишней эмоциональной дистанции с ребенком

Балл

Раздражительность, вспыльчивость

16

Суровость, излишняя строгость

10

Уклонение от контакта с ребенком

14


 

Согласно таблице мы делаем выводы, что мать бывает и сурова, но не на столько, чтоб это мешало взаимоотношениям с ребенком, о чем говорят невысокие баллы по шкале «суровость, излишняя строгость», а значит, еще раз мы видим, что мать с радостью общается с ребенком. Мы можем предположить, что у матери излишняя концентрация на ребенке, так ли это увидим из результатов приведенной ниже таблицы.

Таблица № 4

Излишняя концентрация на ребенке

Излишняя концентрация на ребенке

баллы

Черезмерная забота, установление отношений зависимости

15

Преодоление сопротивления, подавление воли

17

Создание безопасности, опасение обидеть

15

Исключение в не семейного влияний

10

Подавление агрессивности

12

Подавление сексуальности

12

Черезмерное вмешательство в мир ребенка

15


 

Согласно данным таблицы 4 выявлено, что испытуемая - мать излишне не опекает ребенка, не изолирует его от общества, уровень вмешательства в мир ребенка в норме.

  Таким  образом, мы можем сделать выводы, что маме не свойственно самопожертвование  в семье, она не ограничивается  интересами и заботами только о семье. Тем самым выстраивает партнерские взаимоотношения с ребенком, построенные на взаимоуважении, принятии ребенка, как личность.

     Результаты тестирования подростка по методике "Детско-родительские отношения подростков" (ДРОП) представлены в таблице 5.

Таблица № 5

Результаты исследования

Информация о работе Детско-родительские отношения