Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:47, курсовая работа
Предметом исследования является, диагностика детско-родительских отношений по методики «PARI».
Целью курсовой является: исследовать родительско-детские отношения с помощью теста «PARI» и детско – родительские отношения с помощью методики «ДРОП».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания и детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии.…...….6
1.1. Проблема детско-родительских отношений…………………………….…6
1.2. Специфика взаимоотношений в системе «мать-сын»………………....…..8
ГЛАВА II. Исследование влияния родительской установки (матери) на развитие ребенка…………………………………………………………….…..13
2.1. Описание методик, используемых в исследовании. Методика PARI и методика ДРОП. ………………………...……………….……………………...13
2.2. Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье……………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………….…..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………….…25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Показатели эмоциональных отношений и общения |
Балл. |
Принятие |
27 |
Эмпатия |
21 |
Эмоциональная дистанция |
28 |
Сотрудничество |
25 |
Принятие решений |
24 |
Конфликтность |
9 |
Поощрение автономности |
24 |
Показатели контроля |
16 |
Требовательность |
19 |
Мониторинг |
22 |
Контроль |
16 |
Авторитарность |
18 |
Оказание поощрений |
12 |
Реализация наказаний |
8 |
Противоречивость отношений |
17 |
Непоследовательность родителя |
17 |
Неуверенность родителя |
22 |
Удовлетворение потребностей ребенка |
19 |
Неадекватность образа ребенка |
20 |
Враждебность по отношению к супругу |
8 |
Доброжелательность к супругу |
12 |
Удовлетворенность отношениями |
26 |
В отношениях
матери и подростка, со стороны подростка,
исходя из данных приведенных в таблице,
мы видим, что взаимоотношения строятся
на принятии, сотрудничестве, эмоциональная
дистанция позволяет выстраивать партнерские
взаимоотношения, в семье доброжелательные
отношения между супругами, по мнению
ребенка. Подросток может принимать сам
решения, что в дальнейшей жизни ему очень
пригодится. Хотя и не все потребности
удовлетворены, это показывает нам шкала
«удовлетворение потребности», проанализировав
в тесте пункты 109,110,111,112,113,114,115,
На основании результатов исследования детско-родительских отношений, можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть. Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает взаимоотношения с матерью ни каких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявится проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворительно влияет на взаимоотношения, в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- Детско-родительские отношения являются двусторонними. На каждой из сторон, как ребенка, так и родителя, определяется развитие общения, генезис и сотрудничества ребенка и родителей. Детско-родительские отношения в системе «мать-сын», характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу на протяжении всей их совместной жизни. Именно эта система, матери и сына из всех детско-родительских отношений, является самой сложной и эмоционально насыщенной.
- Теоретический анализ существующих теорий, позволяет сделать вывод о том, что начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5-7 лет. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.
- Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка.
- Для изучения специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын, был подобран комплекс психодиагностических методик:
методика исследования отношения родителей (прежде всего, матерей) к ребёнку и семейной роли - «PARI» и методика «ДРОП»
На основании результатов исследования детско-родительских отношений, можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть. Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает, взаимоотношения с матерью ни каких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявится проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворительно влияет на взаимоотношения, в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Опросный лист тестируемой мамы, по методике «PARI»
Ключ к тесту «PARI»
Приложение 2.
Бланк опросника подростка по методике «ДРОП»