Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является, диагностика детско-родительских отношений по методики «PARI».
Целью курсовой является: исследовать родительско-детские отношения с помощью теста «PARI» и детско – родительские отношения с помощью методики «ДРОП».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания и детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии.…...….6
1.1. Проблема детско-родительских отношений…………………………….…6
1.2. Специфика взаимоотношений в системе «мать-сын»………………....…..8
ГЛАВА II. Исследование влияния родительской установки (матери) на развитие ребенка…………………………………………………………….…..13
2.1. Описание методик, используемых в исследовании. Методика PARI и методика ДРОП. ………………………...……………….……………………...13
2.2. Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье……………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………….…..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………….…25
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

пари курсовик.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Показатели эмоциональных отношений и общения

Балл.

Принятие

27

Эмпатия

21

Эмоциональная дистанция

28

Сотрудничество

25

Принятие решений

24

Конфликтность

9

Поощрение автономности

24

Показатели контроля

16

Требовательность

19

Мониторинг

22

Контроль

16

Авторитарность

18

Оказание поощрений

12

Реализация наказаний

8

Противоречивость отношений

17

Непоследовательность родителя

17

Неуверенность родителя

22

Удовлетворение потребностей ребенка

19

Неадекватность образа ребенка

20

Враждебность по отношению к супругу

8

Доброжелательность к супругу

12

Удовлетворенность отношениями

26


 

В отношениях матери и подростка, со стороны подростка, исходя из данных приведенных в таблице, мы видим, что взаимоотношения строятся на принятии, сотрудничестве, эмоциональная дистанция позволяет выстраивать партнерские взаимоотношения, в семье доброжелательные отношения между супругами, по мнению ребенка. Подросток может принимать сам решения, что в дальнейшей жизни ему очень пригодится. Хотя и не все потребности удовлетворены, это показывает нам шкала «удовлетворение потребности», проанализировав в тесте пункты 109,110,111,112,113,114,115,116 (см приложение), мы можем сделать выводы, что в матери ребенку нравится ее доброта и общение, что он переживает, когда ведет себя плохо, тем самым давая оценку своему поведению. А вот пропуск ответа на пункт 115,говорит о том, что подросток критично к себе относится, не видит своих хороших качеств или действий за которые его можно похвалить. Можно предположить, что ему не хватает внимания со стороны отца на основании ответа, что мама не любит когда ребенок ругается с отцом. Чтоб понять, в чем состоит проблема взаимоотношений с отцом, для этого рекомендуется провести диагностику и на взаимоотношения  ребенка и отца.

На основании результатов исследования детско-родительских отношений, можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть.         Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает взаимоотношения с матерью ни каких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявится проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она  самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворительно влияет на взаимоотношения, в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

   - Детско-родительские отношения являются двусторонними. На каждой из сторон, как ребенка, так и родителя, определяется развитие общения, генезис и сотрудничества ребенка и родителей. Детско-родительские отношения в системе «мать-сын», характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу на протяжении всей их совместной жизни. Именно эта система, матери и сына из всех детско-родительских отношений, является самой сложной и эмоционально насыщенной.

- Теоретический анализ существующих теорий, позволяет сделать вывод о том, что начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5-7 лет. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

  - Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка.

- Для изучения специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын, был подобран комплекс психодиагностических методик:

методика исследования отношения родителей (прежде всего, матерей) к ребёнку и семейной роли - «PARI» и методика «ДРОП»

На основании результатов исследования детско-родительских отношений, можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть.   Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает, взаимоотношения с матерью ни каких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявится проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она  самостоятельная и не зависимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворительно влияет на взаимоотношения, в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология /Г.С Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 672 с.
  2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование /Ю.Е Алешина. - М.: Мир, 2009. -208с.
  3. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие /Т. В. Андреева.– СПб.: Речь, 2009. - 389 с.
  4. Божович. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – М.: Педагогика – Пресс, 2008.- 300 с.
  5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. – М.: Мир, 2010. – 256 с.
  6. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями / В. В. Ветрова. - М, Педагогика – Пресс, 2010. – 122с.
  7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика /А.Л. Венгер, -  М.: «Генезис», 2010. – 382 с.

 

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.

 

  1. Дубровина И. В. Возрастные особенности психического развития детей/ И. В. Дубровина, М. И. Лисина. – М.: Мир, 2009. – 164с.

 

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш, - М.: «Владос-Пресс», 2005.- 386

 

 

  1. Дружинин В.М. Психология семьи/В.М.Дружинина,– Екатеринбург,2010. – 386 с.

 

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /А. И. Захаров, – М.: Педагогика, 1996. - 280 с.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка /М. И. Лисина,- М.: Воронеж, 1997.- 327 с.

 

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений /О. А. Карабанова, - М.: Мысль, 2008. - 273с.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи /С. В. Ковалев, – М.: Мир, 2009. – 345 с.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон, – М.: Мир, 2010. – 246 с.
  4. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, - М.: СПб.: Питер, 2011. - 246с.
  5. Основы психологии : практикум. / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс,2009.- 686 с.
  6.   Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 460 с.
  7. Петровский, А. В. Психологический словарь./ ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, – М.: Полит. издат., 2008. – 528 с.
  8. Словарь-справочник по психодиагностики./ под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М, – СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.
  9. Спиваковская А. С. Как быть родителями/ А. С. Спиваковская , – М.: Мир,2006. - 123с.
  10. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ./сост. Д. Б. Эльконин., – Гриф МО РФ, 2008.- 384с.
  11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов/ Э. Г. Эйдемиллер,- СПб: Речь, 2010. - 350 с.
  12. http://psylib.riev.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1.

 

 

Опросный лист тестируемой мамы, по методике «PARI»

 

 

 

 

 

Ключ к тесту «PARI»

Приложение 2.

Бланк опросника подростка по методике «ДРОП»

 

 

 

 


Информация о работе Детско-родительские отношения