Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования
2.2. Ход исследования
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей
Выводы по практической части
Заключение
Литература
По данным
психологических наблюдений именно эта
категория подростков дает наибольшее
число срывов в переходном возрасте. Как
раз эти дети, которым казалось бы не на
что жаловаться, начинают восставать против
чрезмерной родительской опеки. Если диктат
предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, то опека - заботу, ограждение
от трудностей. Однако результат во многом
совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены
от решения вопросов, лично их касающихся,
а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье,
строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой "невмешательства".
При этом предполагается, что могут сосуществовать
два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни
другим не следует переходить намеченную
таким образом линию. Чаще всего в основе
этого типа взаимоотношений лежит пассивность
родителей как воспитателей, а порой и
их эмоциональная холодность, безразличие,
неумение и нежелание учиться быть родителями,
учиться родительству. Причем такой вариант
может встречаться как в бедных, неустроенных
семьях (скажем, семья алкоголиков, где
родители заинтересованы только в том,
как в очередной раз раздобыть себе выпивки
и им совершенно наплевать на детей), так
и относительно устроенных, богатых и
благополучных семьях (богатые родители
достигли высоких результатов в своей
профессиональной сфере, в карьере, и,
желая прежде всего обеспечить будущее
материальное благополучие своих детей,
в раннего возраста приучают их к своей
будущей (иногда выбранной самими родителями)
профессиональной ориентации, которая
сама по себе может включать долгие периоды
разлуки с родителями, в течение которых
ребенок оказывается, предоставлен самому
себе; после же того, как ребенок "встанет
на ноги", практически всякая забота
о нем прекращается).
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Во многих описаниях отношения и поведения
родителей, скрыто или явно присутствует
указание на особенности личности родителя
как на источник основного информационно-воспитательного
элемента для ребенка. Отдельно исследователями
выделяется гиперопекающее поведение,
связанное с чувством вины у родителей
(гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная
мать - это, прежде всего набор личностных
характерных особенностей, а затем уже
специфическое родительское поведение
и отношение.
Разнообразие
родительского поведения диктуется множеством
потребностей и конфликтов личности. В
большинстве своем, при общении с ребенком,
родитель подсознательно воспроизводит
свой опыт переживаний раннего детства,
проигрывают свои собственные конфликты.
То, что за определенным родительским
отношением стоит определенная черта
личности родителя утверждает и И.С.Шефер.
Так, он включил в свою модель родительского
отношения данные о личности, полученные
с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная
связь между факторами, на которые распадаются
шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и
сила "Я", и факторами родительского
отношения "любовь - ненависть", "автономия
- контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия"
представляет собой структурную единицу
личности человека, а фактор "любовь
- ненависть" - это образующая родительского
отношения. Эти структурные пары представляют
собой варианты социального поведения
человека, и обозначают точки на круговой
модели социального поведения.
Л. Ловинджер считает, основой того или
иного родительского отношения показатель
API (авторитарная семейная идеология).
Этот показатель отражает когнитивный
аспект "Я" - осознание своей внутренней
жизни и внутренней жизни ребенка; он как
бы определяет уровень когнитивного развития
"Я". API отражает тревогу по поводу
проявления инстинктивных импульсов и
защиту личности от этой тревоги. Аспекты
этого процесса - подавление и отрицание.
Подавление собственной внутренней жизни
родителя, приводит прежде всего к подавлению
внутренней жизни и ребенка. В данном случае,
клинико-психологические особенности
родителя так же влияют и на специфику
родительского отношения. Например, специфичность
депрессивных матерей описывает Г. Орвашел.
С большим трудом депрессивной матери
по сравнению с нормальной, удастся установить
интерактивные взаимодействия с ребенком.
Она попросту сможет отделить свои потребности
от его потребностей.
Деструктивный стиль отношения к ребенку
зачастую приводит к его невротизации
[4]. Он зависит, по мнению того же автора,
от таких черт личности родителя как сензитивность
(подразумевается повышенная эмоциональная
чувствительность: впечатлительность,
ранимость, обидчивость, выраженная склонность
все принимать "близко к сердцу")
и гиперсоциализация (заостренное чувство
долга, обязательность, трудность компромиссов).
Помимо
этого, деструктивность в отношении к
ребенку обусловлена также, отсутствием
у родителя открытости, непосредственности
и непринужденности в общении, что чаще
всего имеет в своей основе имевшийся
ранее поихотравмирующий опыт межличностных
отношений. Также было выявлено, что "деструктивные"
матери обладают следующими чертами личности:
они сензитивны, склонны к подозрительности,
недоверчивости. У них обнаружены проблемы
самоконтроля, трудности во взаимоотношениях
с окружающими; наличие хронических межличностных
конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые
соматические жалобы, склонность к раздражительности
и конфликтной переработке переживаний.
На конструктивный стиль отношения родителей
к ребенку оказывают влияние такие черты
личности, как: стремление наиболее полно
проявить свои задатки и способности;
созидательность; умеренная тревожность;
способность брать на себя ответственность;
склонность к самоанализу, рефлексии.
Большинство
исследователей проблемы неврозов считают,
что деструктивный стиль отношения родителей
к ребенку ведет к возникновению аномалий
формирования личности в детском возрасте.
Так, один из основоположников отечественной
психиатрии И.М.Балинский считал, что строгое,
несправедливое отношение к детям в семье
является немаловажной причиной развития
у них душевного болезненного состояния;
чрезмерно снисходительное отношение
- причиной переходящей через край эмоциональности
у детей; предъявление чрезмерных требований
- причиной душевной слабости ребенка.
Жестокое воспитание по мнению И. А. Сикорского способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В работах зарубежных авторов можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений и отклонений психического-физического развития ребенка. А.Адлер отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Личностные особенности родителей оказывают
существенное влияние на характер их отношения
к ребенку. Ярким примером, подтверждающим
это положение, является концепция шизофреногенной
матери. Шизофреногенная мать - деспотичная,
властная женщина, которая эмоционально
отвергает своего ребенка и одновременно
вызывает у него сильную тревожность,
мешает нормальному развитию своего ребенка
из-за сильной потребности контролировать
чужие жизни. Она стремиться быть безупречной
в своих поступках и требует того же от
других. Поэтому он пассивно изолируется
от семьи и позволяет своей жене окружить
ребенка всеобъемлющей опекой. В результате
ребенок уступает позиции и отказывается
от внешнего мира ради безопасности, которую
обещает всемогущая, противоборствующая
мать, прячущая собственную ненависть
и обиду за демонстрируемую работу.
Таким образом, существует связь между
личностью родителя и его отношением к
ребенку. Однако эмпирических данных о
соотношении личностных черт родителей
и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.
Глава 2.
Экспериментальное
исследование изучения
личности родителя
и влияние на развитие
ребенка
2.1.
Цели, задачи, гипотеза
исследования изучения
личности родителя и
Для проверки выдвигаемой
гипотезы установлена цель исследования,
которая является основной целью
практической части работы - влияние детско-родительских
отношений на развитие ребенка.
Анализ литературы выявил, что изучению
детско-родительских отношений во все
времена уделяется много внимания. Проводились
исследовательские работы по проблеме
влияния личности родителя на стиль отношения
к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами
исследовались семьи детей, больных неврозами,
и полученные результаты сравнивались
с результатами обследования контрольных
семей, здоровых в нервно-психическом
отношении. Проведенные сравнения позволяют
считать, полученные данные характерными
для семей, в которых дети больны неврозами.
В этих семьях по личностным особенностям
родителей, особенностям воспитания и
преморбидным чертам характера детей
можно с известной долей вероятности предсказать
риск невротического заболевания у детей.
В данной курсовой работе, самоцелью хотелось
бы выделить тот факт, что любой родитель
использует тот или иной стиль отношения
к ребенку, неосознанно направляемый личностными
чертами, свойственными его характеру.
Разница состоит лишь в том, что совокупность
черт характера одного родителя приводит
к правильному взаимодействию с ребенком
и оказывает на ребенка положительное
воздействие, а у другого родителя доминируют
такие черты, которые ведут к неприемлемому,
с точки зрения психологии и педагогики,
стилю воспитания и отрицательно сказываются
на формировании личности ребенка.
Исходя из вышесказанного целью практической
части работы поставим: изучить влияние
личностных особенностей на развитие
ребенка. Исходя из цели, определим задачи:
1) Обосновать замысел и описать процедуру
экспериментального изучения характерологический
черт личности родителей, стилей взаимодействия
и отношения с ребенком.
2) Организовать и провести психологический
эксперимент.
3) Сформулировать основные выводы и практическую
значимость проведенного исследования.
Гипотеза: Мы
предполагаем, что совокупность определенных
характерологических черт в личности
родителя влияет на психическое развитие
ребенка.
Практическая работа по изучению характера
взаимоотношений в семье проводилась
с помощью следующих методов:
Информация о работе Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка