Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования
2.2. Ход исследования
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей
Выводы по практической части
Заключение
Литература
· Беседа с родителями и детьми
· Тест-опросник
родительского отношения к детям [6] (Методика
диагностики родительского отношения
А. Я. Варга, В. В. Столин). Тест-опросник
родительского отношения (ОРО) представляет
собой психодиагностический инструмент,
ориентированный на выявление родительского
отношения у лиц, обращающихся за психологической
помощью по вопросам воспитания детей
и общения с ними. Отношение родителей,
это система разнообразных чувств, поведенческих
стереотипов по отношению к ребенку, его
восприятия и характера. Инструкции и
текст опросника в приложении 1. Опросник
"Взаимодействие родитель - ребенок". Инструкции
и текст опросника - смотри приложение.
· наблюдение.
В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.
Первым из методов,
использованных в исследовании семьи,
была беседа. Цель беседы: установить контакт
с семьей; получить основные данные
о семье (состав: полная, формально полная,
неполная; количество детей, их возраст).
Общий анализ данных выглядит следующим
образом:
1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10%
(1 семья - 06) формально полная. В этой семь
отец не участвует в воспитании детей
из-за частых разъездов.
Поколичествудетей:
10%(04)имеет-3детей.
40%(02,05,06,08)-2детей.
50%(01,03,07,09,10)-1ребенка.
С целью выявления детско-родительских
взаимоотношений в семье, вызывающих у
ребенка тревогу, получения данных о том,
как он воспринимает других членов семьи
и свое место среди них, был проведен тест
"Клинический рисунок семьи" (КРС)
Р. Бенса и С.Кауфмана.
Этот тест дает богатую информацию о субъективной
семейной ситуации исследуемого ребенка.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование
своей семьи и беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку давали стандартный
лист бумаги для рисования, карандаши
и ластик. После того, как дети заканчивали
рисунок, нами отдельно проводилась беседа
по следующей схеме:
1). Кто нарисован на рисунке? Что делает
каждый член семьи?
2). Где работают и учатся члены семьи?
3).Как в семье распределяются домашние
обязанности?
В системе количественной оценки КРС учитываются
формальные и содержательные особенности
рисунка. Формальным считается качество
линий, расположение объектов рисунка,
стирание всего рисунка или его отдельных
частей, заштриховывание отдельных частей
рисунка. Содержательными характеристиками
рисунка являются изображаемая деятельность
членов семьи, их взаимодействие и расположение,
а также отношение вещей и людей на рисунке.
Рисунки детей анализированы по количеству
баллов, набранных при наличии определенных
симптомов.
Исходя из количества баллов, определили
симптомокомплекс семейной ситуации.
Выделяют 5 симптомокомплексов:
1). Благоприятная семейная ситуация
2).Тревожность
3). Конфликтность в семье
4). Чувство неполноценности в семейной ситуации
5). Враждебность
в семейной ситуации (см. Приложение 2).
В результате проведения КРС с детьми
младшего школьного возраста мы получили
следующие результаты:
1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3
балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла,
V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье
ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что,
впрочем, присутствует наравне с благоприятной
семейной ситуацией.
В семье 02 симптомокомплексы имеют такие
баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл,
IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое
большое количество баллов по параметру
враждебность в семейной ситуации - 0,5
баллов (V).
В семье 03 симптомокомплексы имеют такие
баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл,
IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация
ребенком воспринимается как тревожная.
В семье 04 симптомокомплексы имеют такие
баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла,
IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация
благоприятная - 0,7 баллов.
В семье 05 симптомокомплексы имеют такие
баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла,
IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую
благоприятную ситуацию ребенок ощущает
тревожность.
В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие
баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла,
IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает
повышенную резко выраженную тревожность
в семье - 2,6 балла.
В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие
баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла,
IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает
повышенную резко выраженную тревожность
в семье.
В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие
баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла,
IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает
повышенную резко выраженную тревожность
в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий
уровень тревожности, а также выраженная
конфликтность.
В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие
баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов,
IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная
семейная ситуация.
В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие
баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов,
IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную
ситуацию, ребенок проявляет тревожность.
Для того чтобы представить общую картину
результатов, разделили испытание семьи
на 3 группы по полученным данным. Итак,
30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком
определяется как благоприятное. Это группа
I.
II группа - это семьи, в которых выражена
тревожность детей. Они составили 50% (семьи
01, 02, 03, 04, 07, 08).
III группа - это семьи, где наравне с благоприятным
микроклиматом проявляется тревожность
детей. Это 20% от общего количества (семьи
05, 10).
Общая сумма баллов по отношению к комплексам
имеет следующие данные: по II симптомокомплексу
- тревожность - наибольшее количество
баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс
- благоприятная семейная ситуация - 45
баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV
- чувство неполноценности - 1,4 балла; V
- враждебность - 2,2 балла.
Таким образом, можно заключить, что в
данных семьях дети наиболее проявляют
тревожность, связанную с семейным микроклиматом,
взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Далее родителями был выполнен тест-опросник
родительского отношения (Варга, Столина).
Здесь следует отметить: опросник выявляет
отношение родителей не ко всем членам
семьи, а применительно к ребенку, исследуемому
нами.
Данный тест предусматривает собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения к ребенку, которое
понимается как система разнообразных
чувств по отношению к ребенку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении с
ними, особенностей восприятия и понимания
характера и личности ребенка и его поступков.
Данный опросник состоит из 61 утверждений.
Опросник заполняли оба родителя из каждой
семьи. По количеству утверждений по таким
параметрам как: I - "принятие - отвержение";
II - "кооперация"; III - "симбиоз";
IV - "авторитарная гиперсоциализация";
V - "маленький неудачник" получили
следующие результаты:
№ Семья | I par | II par | III par | IV par | V par |
01-ая семья | |||||
Мать | 11 баллов 68,35% |
5б. 31,19% |
5б. 86,63 % |
6б. 95,74 % |
6б. 99,83 % |
Отец | 15 баллов 90,50% |
4б. 9,77% |
2б. 39,06 % |
5б. 83,79 % |
1б. 45,57 % |
02 семья | |||||
Мать | 5б. 0 % |
2б. 19,22 % |
2б. 39,06 % |
2б. 13 % |
1б. 45,54 % |
Отец | 4б. 0 % |
2б. 5,67 % |
0б. 5,76 % |
2б. 32,13 % |
2б. 70,25% |
3 семья | |||||
Мать | 14б 88,60% |
3б. 7,88% |
3б 57,96% |
7б 100% |
5б 96,83% |
Отец | 9б 31,01% |
6б 19,22% |
3б 57,96% |
1б 13,86% |
3б 84,81% |
4 семья | |||||
Мать | 4б 0% |
9б 80,33% |
3б 57,96% |
2б 32,13% |
1б 45,57% |
Отец | 6б 0,63% |
5б 12,29% |
5б 86,63% |
0б 4,41% |
2б 70,25% |
5 семья | |||||
Мать | 5б 0% |
5б 12,29% |
0б 4,72% |
1б 13,86% |
1б 45,57% |
Отец | 5б 0% |
3б 7,88% |
4б 74,97% |
0б 4,41% |
0б 14,55% |
6-ая семья | |||||
Мать | 5б 0% |
9б 80,33% |
1б 19,53% |
1б 13,86% |
1б 45,57% |
7-ая семья | |||||
Мать | 13б 84,17% |
8б 48,92% |
3б 57,96% |
6б 95,74% |
2б 70,25% |
Отец | 5б 0% |
4б 9,77% |
3б 57,96% |
2б 32,13% |
0б 14,55% |
8-ая семья | |||||
Мать | 9б 31,01 % |
7б 31,19% |
2б 5,67% |
4б 74,49% |
1б 14,55% |
Отец | 9б 31,01% |
7б 31,19% |
5б 86,63% |
1б 13,86% |
2б 70,25% |
9-ая семья | |||||
Мать | 7б. 3.79% |
6б 19,22% |
4б 74,97% |
1б 13,86% |
2б 70,25% |
Отец | 2б 0,% |
3б 7,88% |
4б 74,97% |
1б 13,86% |
4б 93,04% |
10 семья | |||||
Мать | 1б 90,50% |
5б 12,23% |
6б 92,93% |
6б 95,74% |
7б 99,37% |
Отец | 9б 31,01% |
3б 7,88% |
2б. 39,06% |
3б 53,87% |
1б 45,57% |
В 1 семье
по сумме параметров наиболее выраженным
является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.
Во 2 семье - V параметр - "маленький неудачник",
инфантилизация.
В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник",
инфантилизация.
В4семье-IIIпараметрсимбиоз.
В5семьеIIIпараметр,симбиоз.
В6семье-IIпараметр,
В7семье-IVпараметр,
В8семье-IIIпараметр,симбиоз.
В9семье-Vпараметр,"
В10семье-IVпараметр,
Общийанализ:
ПоIпараметру-0семей
ПоIIпараметроднасемья,10%-с.№
По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, №
5, № 8.
По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, №
10
По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9
В исследованных нами семьях родители
в основном проявляют неадекватное отношение
к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация,
инфантилизация.
Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения
детей и взрослых, проявляемые в быту.
Данное направление проводилось с помощью
теста, обработанного для семьи. В качестве
критериев позитивных взаимоотношений
выделили следующие факторы:
1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность
прийти на помощь, 5 - сотрудничество.
Для выявления негативного отношения
в качестве критериев определили следующие
признаки:
1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые
конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества,
5 - холодность. (см. Приложение 5).
По наличию данных факторов мы определили
характер взаимоотношений между детьми
и родителями.
Всемье 01 взаимоотношения неустойчивые.
Всемье 02 взаимоотношения неустойчивые.
Всемье 03 взаимоотношения носят негативный
характер.
Всемье 04 взаимоотношения адекватные,
позитивные.
Всемье 05 взаимоотношения неустойчивые.
Всемье 06 взаимоотношений позитивные.
Всемье 07 взаимоотношения носят неустойчивый
характер.
Всемье 08 взаимоотношения неустойчивые.
Всемье 09 взаимоотношения стабильные,
позитивные.
Всемье 10 Взаимоотношения позитивные.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят
неустойчивый характер, т.е. они могут
быть и негативными и позитивными в зависимости
от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения
характеризуются как позитивные, стабильные
(04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные
(03).
Исходя из этого, можно заключить, что
позиции родителей играют немаловажную
роль в психическом благополучии ребенка.
Результаты полученные при подсчетах,
подтверждает выводы, сделанные в ходе
эмпирического анализа.
Многие
родители данной выборки используют
в воспитательных целях высокий
уровень контроля, часто применяют
строгие меры наказания, да же тогда,
когда сильно выражено принятие своего
ребенка. Прослеживается недостаточное
применение сотрудничества, признание
прав ребенка, частое присутствие воспитательной
конфронтации в семье, стремление родителей
к инфантилизации ребенка.
В своем исследовании Д. Боумрин (Семья
в психологической...,1989) вычленил совокупность
детских черт, связанных с фактором родительского
контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным
условием воспитания является сочетание
высокой требовательности и контроля
с демократичностью и принятием. Из данной
выборки можно отметить следующих родителей,
которые приближаются к использованию
оптимальных условий воспитания: Круглов
А.А., Бурова В.М., Тихончук Т. В., Кириллова
О.М., Михайлов Н.И., Кашин Э.М., Волошина
Ю.М.
Этим родители имеют высокий балл по факторам
G, A; матери плюс к тому имеют высокий балл
по факторам I, O , а отцы по двум последним
факторам имеют низкие значения. Все имеют
низкий балл по фактору L.
Таким образом, можно дать общую характеристику
для них: общительные, доброжелательные,
им характерно осознанное соблюдение
норм и правил поведения, настойчивость
в достижении цели, точность, ответственность.
Они откровенны, доверчивы, благожелательны
к людям, терпимы, уживчивы, свободны от
зависти. Для женщин характерна женственность,
способность к эмпатии, стремление к покровительству,
тревожность, впечатлительность. Для мужчин
- мужественность, самоуверенность, рассудочность,
уверенность в себе.
Для этих родителей характерно принятие,
средний уровень контроля последовательность
в требованиях, признание прав ребенка,
сотрудничество с ним.
Все выше сказанное можно отнести к характеристике
идеальной семейной пары, с точки зрения
воспитания детей.
Остальную массу родителей можно условно
разделить на следующие группы:
Родители, которым свойственно отвержение
своего ребенка, применение строгих мер
наказания и принуждения к чему-либо, высокий
уровень контроля, низкий уровень признания
прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление
к инфантилизации (Сафронова Е.И., Берегой
Т.А., Веселкина Н.В., Козлова М.В., Хохлова
К.О., Васиндина А.В., Малышева О.С., Буянова
Л.Г., Истомина М.В., Зинченко А.Г., Комарова
Е.К.)
У них общими являются факторы: А, Q4,
O - высокие баллы, F - низкие значения. Общая
характеристика родителей этой группы:
общительны и добродушны, свойственна
тревожность, ранимость депрессивность,
напряженность, фрустрированность, взвинченность,
возбуждение и беспокойство, а также активное
неудовлетворение стремлений, склонность
все усложнять, пессимистичность в восприятии
действительности.
Информация о работе Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка