Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:54, контрольная работа
Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна. Психологическое направление, созданное школой австрийского психиатра Адлера и называющее себя индивидуальной психологией, т. е. психологией личности, развило эту идею в целую систему, в законченное учение о психике.
Введение……………………………………………………………………….3
Общие представления о понятиях «дефект» и «компенсация»……………4
Биологизаторные и социологизаторные направления……………………...9
Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации. Условия его превращения…………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………15
Компенсация
частичного дефекта протекает
по тем же законам, но в
ее систему включается
Межсистемная
компенсация заключается в
Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения. Это общий закон: минус дефекта превращается в плюс компенсации, т.е. недостаток оказывается стимулом повышенного развития и деятельности. Различают два основных вида компенсации: прямую, или органическую, и непрямую, или психическую. Первая имеет место большей частью при повреждении или удалении одного из парных органов, например при удалении почки, одного легкого и т.д. Другой оставшийся орган компенсаторно развивается и принимает на себя функции больного органа. Там, где прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих работу. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит для индивида постоянным стимулом к развитию.
Воспитание ребенка с тем или иным дефектом опирается обычно на непрямую, психическую компенсацию, так как прямая, органическая компенсация слепоты, глухоты и тому подобных недостатков невозможна.
И далее: «Сам по себе органический дефект (слепота, глухота и т.п.); есть факт биологический. Но воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе, сколько с их социальными последствиями, когда перед нами слепой ребенок как объект воспитания (СНОСКА: В рамках личностно-ориентированного подхода употребление выражения «объект воспитания» по отношению к ребенку некорректно. Человек всегда является «субъектом своей активности» (прим. науч. ред), здесь приходится иметь дело не столько со слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при вхождении в жизнь. Поэтому воспитание дефективного ребенка (СНОСКА: В настоящее время данный термин также не употребляется по этическим соображениям (прим. науч. ред) есть социальное воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной полноценности или приближения к ней. Дефект, как сказано выше, есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, стимул к компенсации. Одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления, даны силы для преодоления этого дефекта. Наука указывает путь для воспитания дефективного ребенка: надо построить весь воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта».
История развития теорий компенсации
основывается на философских идеях
о сущности человека и связана
с развитием научных
Литвак выделяет 4 этапа развития представления о компенсации:
1. компенсацию как проявление высших духовных сил (все в воле божьей);
2. как чисто
биологическое развитие и автоматическое
«изощрение» сохранных
3. социологизаторское направление;
4. этап материалистического детерминизма.
В основе
всех теорий выявилось два
направления истолкования
1. опора человека с недостатками развития на деятельность сохранных анализаторов.
2. использование высших психических функций.
Для психологии
конца 19 века начала 20 века нехарактерно
было рассмотрение психики
Общие взгляды
на человека как существо
Выделение
биологических факторов при
Понимание
неправомерности
Осознание
односторонности как
Адлер обратил
внимание на то, что неполноценные
органы, функции которых затруднены
или нарушены вследствие
Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы: память, интуицию, внимательность, чувствительность т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности и неполноценности к превращению дефекта в одаренность, талант.
Современное
понимание сущности и
Компенсация
дефекта рассматривается как
сложный синтез социальных и
биологических факторов, определяющими
среди которых является
Специфическое развитие человека,
вызванное нарушением одной из систем
организма и его функций, проходит
на фоне активизации защитных средств
и мобилизации резервных
В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития». При этом оптимальное развитие функций сохраненных органов, замещающих пораженный орган, Л.С. Выготский объясняет активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью исправить дефект, но они могут помочь преодолеть трудности, создаваемые дефектом. Поэтому Л.С. Выготский считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Высшая форма компенсации
означает всестороннее развитие личности.
Однако для некоторых форм аномального
развития существует определенные пределы
и ограничения компенсации. В
связи с тем, что аномальные дети
весьма подвержены неблагоприятным
влияниям и состояниям, компенсаторные
механизмы могут разрушаться. При
этом резко снижается
Протекание компенсаторных процессов у аномальной личности зависит от ряда условий. К числу благоприятных условий развития человека относятся следующие:
1. Правильно организованная
система обучения и воспитания,
предусматривающая
2. Использование принципа
соединения обучения с трудом
как основного средства
3. Правильные отношения в коллективе, а также между педагогами и учащимися.
4. Правильная организация
режима учебной работы и
5. Чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности и самостоятельности.
6. Использование разнообразных
технических средств, широкое
применение системы
Таким образом, важным условием компенсации, исправления и восстановления функции является коррекционно-воспитательная работа, строящаяся с учетом своеобразия развития разных групп аномальных личностей, а также опирающаяся на знание индивидуальных особенностей каждого человека.
Сложившиеся компенсаторные
процессы не носят абсолютного (устойчивого)
характера, поэтому при неблагоприятных
условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы,
болезни, сезонные ухудшения состояния
организма, резкое прекращение учебно-
Л. С. Выготский к числу таких псевдокомпенсаторных образований относил различные невротические черты поведения у умственно отсталых детей, формирующиеся вследствие низких оценок их личности. Нарушения поведения у детей часто связаны с желанием привлечь к себе внимание окружающих, когда не удается это сделать другими, положительными средствами (такое явление определяется как вызывающее поведение).
Учение о компенсации открывает творческий характер развития, направленного по этому пути. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков — способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации: «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание... Желание летать будет выше всего выражено у тех детей, которые уже при прыгани испытывают большие затруднения. Противоположность органической недостаточности и желаний, фантазий, снов, т. е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно на основании ее вывести основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации».
Информация о работе Дефект и компенсация. Условия превращения минус дефекта в плюс компенсации