Деятельность и личность. Деловой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность – субъект и объект общественных отношений.
Личность – это конкретный человек, являющейся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 17 психология.docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 Деятельность и личность. Знания, навыки, умения и привычки как способы выполнения деятельности.

Личность – субъект и объект общественных отношений.

Личность – это конкретный человек, являющейся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать  личностью, т.е. создает человека природа, а формирует общество.

Особенности проявления личности в деятельности, личностные характеристики последней выражаются не только в  мотивации, но и в способе постановки и достижения целей, отвечающих одновременно и потребностям личности, и требованиям и обстоятельствам действительности. Прослеживая дальнейшую связь сознания и деятельности в этом новом личностном аспекте, Рубинштейн показал, что сознание — не просто высший психический процесс, но регуляторная система, организующая отношения личности, складывающиеся в ходе деятельности. Посредством своего сознания личность соотносит внутреннюю детерминацию, состоящую в намерениях, притязаниях, ценностях, с той, которая исходит и от общественного бытия, и от жизненной позиции самой личности. Поэтому Рубинштейн начинает свой анализ сознания не со смыслов и значений, а с той личностной работы, которую осуществляет человек в процессе своего самоопределения. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивая системы жизненных отношений с миром, с людьми, определяет систему деятельностей, которую она считает необходимым осуществить. В силу этого деятельность оказывается включенной в более широкую систему отношений и взаимоотношений с миром, которая и формируется и раскрывается ее сознанием.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.

Виды деятельности - трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых игр).

Деятельность (по Леонтьеву) – процесс, который осуществляет активное отношение к действительности. Способы исполнения, контроля и регулирования  называют приемами деятельности. Автоматизированные, сознательно, полусознательно или  бессознательно выполняемые компоненты деятельности, называют умениями, навыками и привычками.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно  обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей  практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

В настоящее время выделяются четыре вида знаний:

  • знания-знакомства - позволяют ориентироваться в обстановке в самых

общих чертах. Это своеобразные знания-узнавания, когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, "опознать" ее;

  • знания-репродукции - дают возможность воспроизвести ранее

воспринимавшийся или  заученный материал;

  • знания-умения - обеспечивают уверенное и творческое их применение в

любых видах практической деятельности;

  • знания-трансформации - выступают условием для создания новых знаний

на основе их логического  преобразования или применения в  ранее не рассматриваемых условиях.

Однако само по себе наличие  знаний не позволяет говорить об их непременном преобразовании в другие психические образования. Это зависит  от их характеристик, к числу которых относятся:

  • объем- количество информации, зафиксированной в сознании (памяти)

человека;

  • глубина- степень познания сущности процессов и явлений, хранящейся в

сознании;

  • прочность- степень устойчивости знаний при воздействии на них

отрицательных (временных, эмоциональных  и др.) факторов;

  • действенность- возможность использования имеющихся знаний в

практической деятельности;

  • гибкость- способность человека творчески использовать имеющиеся

знания в различных  условиях

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и  умения. Об их соотношении высказываются  различные мнения. Одни исследователи  считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают  раньше навыков. Причиной этих расхождений  является многозначность слова «умение».

Умения – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. 

Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. 

Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем  совершеннее машины, которыми нужно  управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена  квалифицированно, если человек овладел  навыками. Навык – доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие. Частичную автоматизацию движений называют навыками. Изменение структуры действия при автоматизации.

1. Изменяются приемы (устраняются  лишние и ненужные), появляются  совмещения.

2. врастание орудия в схему  тела.

3. Изменяются способы контроля  – зрительный контроль заменяется  кинестетическим (мускульным). Появляются  сенсорные синтезы – чувство  скорости, опоры. Появляется способность  быстро выявлять ориентиры. 

4. Изменяются способы центрального  регулирования – внимания освобождается  от восприятия способов действия (осознания) и переносятся на  обстановку и результат, то  есть появляется возможность  регулировать действия по ходу.  

В процессе формирования навыков выделяются три основных этапа: аналитический (вычленение и отбор отдельных элементов действия), синтетический (объединение отдельных элементов в одном действии) и автоматизации (многократного повторения действия с целью придания ему необходимой скорости и качества, а также снятия напряжения сознания).

Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения  деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают  не связанными.

Навыки делятся на несколько подвидов: двигательные (формируются на основе работы двигательных анализаторов), сенсорные (используют возможности функционирования сенсорных анализаторов),

умственные (реализуемые в мыслительной деятельности человека) и  смешанные (опирающиеся на сформированные ранее двигательные, сенсорные и умственные навыки деятельности).

Анализ сущностного определения  навыка и умения говорит о том, что оба они реализуются в  деятельности человека. Однако, если в навыке вначале выполняется действие, качество которого в последующем контролируется сознанием, то в умении сначала с помощью сознания действие планируется, затем выполняется и лишь после этого оценивается.  

Привычки – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью(делать зарядку по утрам). С формированием Привычки связанно смещение мотива действия, если в начале  действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится само действие, возникает потребность его выполнения. Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к-л трудностей волевого или познавательного характера. Привычки бывают полезные и вредные. Освоение деятельности и упражнения. Механизм изменения приемов деятельности. Он включает в себя исследовательские попытки и отбор (то, есть человек пробует выполнить действия, контролируя его результат – успешные движения закрепляются, неудачные отсеиваются). 

Привычки формируются в любых  сферах деятельности человека и проявляются  во всех сторонах его жизни. Они могут  быть продуктом целенаправленного  воспитания, но нередко складываются совершенно стихийно. Реализуются привычки обычно в непроизвольном действии и  в значительной мере являются подсознательной  формой поведения человека.

По видам привычки объединяют на ситуативные (например, привычка, уходя  гасить свет в помещении) и характерными, отражающими особенности поведения  человека в целом (например, привычки здороваться со старшими, тихо говорить в общественном месте и т.д.). В  последнем случае они могут существенно  влиять на формирование тех или иных черт характера, в связи с чем рассматриваются как полезные (ведущие к формированию положительных черт характера) и как вредные, приводящие к дурным наклонностям.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Высшим уровнем регуляции деятельности человека на основе реализации знаний, навыков, умений, привычек и убеждений  выступает сознательность, которая рассматривается как интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности (иногда - привычек) человека и его  убеждений в конкретном действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2 Правила  этикета во время деловых переговоров. Костюм делового человека.

Начинающему свою карьеру  в офисе недостаточно владеть  навыками офисного этикета. Немаловажную составляющую в вашем продвижении  будут играть встречи, переговоры, другие официальные мероприятия, правильное поведение на которых станет залогом  успеха.

Не стоит говорить о  том, что на деловые встречи не принято опаздывать. К приему гостей тоже следует подготовиться заранее. Перед встречей тщательно проработайте план переговоров, обсудите его с  коллегами, поскольку успех деловых переговоров – успех всей компании. С особой остротой отнеситесь к внешнему виду. Перед встречей соберите как можно больше информации о компании, с которой намечена встреча, продумайте все вопросы, которые хотели бы задать. 

Деловой этикет — форма делового общения, которая помогает ориентироваться в ситуациях, связанных с проведением деловых встреч и переговоров. Знание делового этикета способствует овладению мастерством взаимных отношений, основанных на принципах и нормах деловой этики.

Деловой этикет в качестве комплекса норм поведения  выполняет следующие функции:

  • ориентирует участников деловых встреч на взаимовыгодный результат;
  • формирует правила установления взаимопонимания людей в входе делового общения; 
  • стремится разрешить конфликтные ситуации и спорные положения; 
  • создает имидж предпринимателя и всей фирмы. 

Правила делового этикета  позволяют упрочивать отношения  с

деловыми партнерами. Этикет является итогом длительного отбора правил и форм этического поведения  людей, которые способствуют успеху в деловых отношениях. В нем  выражаются воспитание, чувство собственного достоинства, понимание ситуации и  умение реагировать на нее. 

Процесс переговоров  состоит из трех стадий:  
• подготовка;  
• процесс ведения;  
• анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей.

Основными протокольными  вопросами подготовки переговоров  являются:  
1. формирование делегации. Предполагает определение ее персонального состава и назначение ее главы. Количество и состав участников обеих делегаций должны быть соразмерны друг другу. должны быть соблюдены равенства в должностях и рангах участников обеих делегаций;  
2.определение места и времени проведения переговоров. Место и время встречи определяются по взаимной договоренности. Местом встречи может быть служебное помещение одного из участников или же нейтральная территория;  
3. выбор языка, на котором планируется проведение переговоров. Им может быть как язык одной из сторон, так и язык третьей стороны. 

Информация о работе Деятельность и личность. Деловой этикет