Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа
Целью курсовой работы выявление основного типа восприятия студентов группы Ин(е)-10 на основе социального опроса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить основные типы восприятия;
выявить особенности восприятия информации;
произвести аналитический обзор различных существующих тестов, для выявление ведущего типа восприятия;
апробировать тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Факультет Информационных Технологий
Кафедра «Математика и информатика»
Курсовая работа защищена с оценкой «______________» «___»__________ 2013 года Заведующий кафедрой _________ Таджигитов А.А. |
КУРСОВАЯ работа
по прикладной математике
«ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ»
5В060200.DO.Ин(е)-10
автор Габдуллина Ж.С. _____________
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
РУКОВОДИТЕЛЬ Куликова В.П. _____________
(фамилия, инициалы) (подпись, дата)
Петропавловск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Все мы люди разные, и все мы по-своему прекрасные. Но у нас есть некоторые определённые черты, которые нас классифицируют. Мы можем разделяться по нескольким критериям, первый из которых, это типы восприятия.
Взгляните на человека, с которым вы чаще всего общаетесь. Как думаете, его можно каким-либо образом классифицировать? То есть определить, его манеры поведения и общения по каким-то определённым признакам. Да, он может быть близнецом или овном, а может быть агрессивным или снисходительным. Однако, одной из самых главных особенностей его мышления, это его тип восприятия мира, в котором он живёт. Таких типов восприятия всего три: визуалы, аудиалы и кинестетики.
Восприятие предметов и явлений материального мира – «непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира» (С.И. Ожегов) – занимает одно из центральных мест в деятельности человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать свою деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Анализируя свои собственные действия и их результаты, человек тем самым корректирует своё поведение.
В психологии восприятие всегда было предметом многих рассуждений и исследований. Пристальное внимание к этому виду деятельности объясняется её первостепенным значением для поведения человека.
Психологическая совместимость между преподавателем и учащимися – одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для преподавателя большое значение имеет знание того, как его воспринимают студенты. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Вышесказанное определяет актуальность исследования.
Целью курсовой работы выявление основного типа восприятия студентов группы Ин(е)-10 на основе социального опроса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели использовался психодиагностический метод тестирование.
Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.
Практическая значимость материалы этой работы могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия по дисциплине: «Психология». Также работа может быть применена, в качестве информационной поддержки для преподавателей при общении со студентами.
Объектом исследования взаимоотношения между преподавателем и студентом.
Предметом исследования являются различные типы восприятия при взаимоотношениях.
Субъектом исследования являются студенты группы Ин(е)-10.
Структура курсовой работы состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе описываются основные понятия восприятия, а также виды восприятия. Во второй главе описываются существующие тесты для выявления ведущего типа восприятия и практическая часть.
Объем курсовой работы составляет 25 страниц.
Существует несколько вариантов определения понятия «восприятие».
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Восприятие – сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, то есть чувственно-исследовательская деятельность наблюдения [1].
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств [2].
Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств, предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
Выделяется четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям [3].
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи [4].
Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти [5].
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач [6].
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Свойства восприятия:
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.
Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.
Примером могут служить опыты А.А. Любилинской, в которых у ребенка дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки протекала очень медленно и с большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные признаки определенным словом, как выделение их оказалось доступным.
Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.
Всеми этими свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия.
Информация о работе Диагносики доменирующей перцептивной модальноси