Диагносики доменирующей перцептивной модальноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выявление основного типа восприятия студентов группы Ин(е)-10 на основе социального опроса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить основные типы восприятия;
выявить особенности восприятия информации;
произвести аналитический обзор различных существующих тестов, для выявление ведущего типа восприятия;
апробировать тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.

Вложенные файлы: 1 файл

Габдуллина Жанерке Ин(е)-10 КР (2).docx

— 476.81 Кб (Скачать файл)

«Дерево»:

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток (А);

б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву (В);

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести (К).

«Библиотека»:

а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев (А);

б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг (К);

в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг, высокие стеллажи (В).

«Город»:

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов (К);

б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины (В);

в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей (А).

«Утро»:

а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце (В);

б) щание птиц, тишина, тихое шуршание листьев (А);

в) прохладный воздух, влажная трава, тёплые лучи солнца, дышится полной грудью (К).

«Ремонт»:

а) запах пыли, краски, лака; влажные свежее поклеенные обои (К);

б) чистые обои, белый потолок, беспорядок (В);

в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах (А).

Интерпретация: подсчитайте количество ответов (В), (А) и (К).

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с  данным утверждением, и знак «-», если не согласны.

  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами; 
  2. часто напеваю себе потихоньку;
  3. не признаю моду, которая неудобна; 
  4. люблю ходить в сауну;
  5. в автомашине цвет для меня имеет значение; 
  6. узнаю по шагам, кто вошел в помещение; 
  7. меня развлекает подражание диалектам;
  8. внешнему виду придаю серьезное значение;
  9. мне нравится принимать массаж; 
  10. когда есть время, люблю наблюдать за людьми;
  11. плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением; 
  12. видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней;
  13. когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое; 
  14. люблю читать во время еды; 
  15. люблю поговорить по телефону; 
  16. у меня есть склонность к полноте;
  17. предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому;
  18. после плохого дня мой организм в напряжении;
  19. охотно и много фотографирую;
  20. долго помню, что мне сказали приятели или знакомые;
  21. легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь;
  22. вечером люблю принять горячую ванну;
  23. стараюсь записывать свои личные дела;
  24. часто разговариваю с собой;
  25. после длительной езды на машине долго прихожу в себя;
  26. тембр голоса многое мне говорит о человеке;
  27. придаю значение манере одеваться, свойственной другим; 
  28. люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться;
  29. слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука; 
  30. мне нелегко найти удобную обувь;
  31. люблю смотреть теле- и видеофильмы; 
  32. даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел;
  33. люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику;
  34. люблю слушать, когда говорят; 
  35. люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать;
  36. когда близко тикает будильник, не могу уснуть; 
  37. у меня неплохая стереоаппаратура;
  38. когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой; 
  39. на отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры;
  40. не выношу беспорядок;
  41. не люблю синтетических тканей; 
  42. считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения; 
  43. часто хожу на концерты;
  44. пожатие руки много говорит мне о данной личности; 
  45. охотно посещаю галереи и выставки;
  46. серьезная дискуссия – это интересно; 
  47. через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами;
  48. в шуме не могу сосредоточиться;

Ключ к тесту  «аудиал, визуал, кинестетик»:

  • визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45;
  • аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48;
  • кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

      1. 13 и более – высокий;
      2. 8-12 – средний;
      3. 7 и менее – низкий.

 

 

2.2 Выявление ведущего типа восприятия студентов группы Ин(е)-10

 

Анкетирование было проведено в группе Ин(е)-10, то есть число опрошенных составило 21 человек. Анкета состояла из 48 вопросов.

 По полученных данным построили таблицу, которая представлена на рисунке 1.

 

 

Визуал

Аудиал

Кинестетик

1

10

10

8

2

5

9

9

3

8

11

11

4

6

5

10

5

7

7

8

6

10

8

10

7

12

5

8

8

11

8

12

9

10

7

4

10

9

9

10

11

7

7

10

12

5

5

6

13

8

8

13

14

10

11

10

15

6

8

7

16

10

10

9

17

10

13

9

18

11

11

9

19

3

9

5

20

8

8

6

21

8

10

8


Рисунок 1. Данные

 

Для начала построили дерево иерархии, которое представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Дерево иерархии

 

В результате сбора данных были построены матрицы для каждого студента, которые представлены на рисунке 3.

 

   

в

а

К

1

в

1

1,6

1,6

 

а

0,625

1

1

 

к

0,625

1

1


Рисунок 3. Матрицы

 

Для нахождения значения относительных весов нужно найти сумму по столбцам всех матриц, представлена на рисунке 4.

 

Σ

2,25

3,6

3,6


Рисунок 4. Сумма по столбцам

 

Находим нормализованную матрицу, для этого разделим соответствующий столбец матрицы на значение суммы элементов по столбцам. Нормализованная матрица представлена на рисунке 5.

 

   

в

а

К

 

в

0,444444

0,444444

0,444444

1

а

0,277778

0,277778

0,277778

 

к

0,277778

0,277778

0,277778


Рисунок 5. Нормализованная матрица

 

Затем находим соответствующие относительные веса, которые представлены на рисунке 6.

 

ωв1

0,444444

ωа1

0,277778

ωк1

0,277778


Рисунок 6. Относительные веса

Такие ж действия проделываем с остальными матрицами. Значение относительных весов записываем в дерево. Дерево представлено на рисунке 7.

 

Рисунок 7. Окончательное дерево решения

 

Используя дерево решений, показанное на рисунке 7, можно сделать выбор. Для этого суммируем все произведения, которые находятся на пути к данной вершине, и получаем конечный результат, который представлен на рисунке 8.

 

Визуал

3

0,32299937

Аудиал

2

0,33652639

Кинестетик

1

0,34030557

     

Ответ

 

0,34030557


Рисунок 8. Результаты о студентах группы Ин(е)-10

 

Гистограмма представлена на рисунке 9.

 

Рисунок 9. Ведущий тип восприятия группы Ин(е)-10

 

Ведущим типом восприятия в группе Ин(е)-10 является кинестическое. Степень аудиального восприятие не сильно отличается от кинестического.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На данном этапе формирование информационной культуры обучающегося в динамично развивающемся информационном обществе является одной из важнейших задач обучения.

Одним из возможных путей её решения является учет при организации образовательного процесса ведущих каналов восприятия информации.

Во время организации и проведения пар преподавателей необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Если преподаватель будет учитывать индивидуальные особенности каждого студента (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретной пары, но и обучающейся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это, в свою очередь, послужит залогом успешности каждого студента при обучении.

В курсовой работе было выявлено ведущий тип восприятия студентов группы Ин(е)-10, а именно кинестически. Поэтому студентов этой группы не нужно заставлять сидеть долгое время неподвижно, и нужно работать с каждым студентом  у доски. И общаться с ними используя жесты. Но это не значит что другие органы чувств у группы Ин(е)-10 не работают. Поэтому нужно соблюдать тишину в аудитории, так как аудиала легко отвлекается на звуки, а аудиалов в группе не мало.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  2. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.
  3. Слюсарская Т.В. Психолого-педагогические основы развития полисенсорного восприятия средствами тактильных книг, http://taktil.tosbs.ru/index.php/confer/139-psihol, (Актуальная дата: 27.09.2013).
  4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Р.-н-Д.: «Феникс», 1997. – 512с.
  5. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. 100 Экзаменационных ответов по психологии. – Р.-н-Д: «МарТ», 2001. – 256с.
  6. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 50с.
  7. Ананьев Б. Г.,  Дворяшина М. Д.,  Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: «Просвещение», 1986. – 939с.
  8. Коффка К. С. Восприятие: введение в гештальтпсихологию.// Хрестоматия по ощущению и восприятию.  Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. – 305с.
  9. Найссер У. Познание и реальность. – М.: «Прогресс», 1981. – 232с.
  10. Липер Р.П. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975. – 300с.
  11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583с.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. Часть 2 Психические процессы. – СПб.: Питер, 2001. – 530с.
  13. Свой среди чужих, http://www.argo-shop.com.ua/article-9461.html, (Актуальная дата: 02.10.2013).
  14. Владимирова Н.В. Психология эффективного общения, http://abc.vvsu.ru/Books/pr_psyholeffeobshen/page0001.asp, (Актуальная дата: 10.10.2013).
  15. Березин  Ф.  Б.,  Мирошников  М.  П.,  Рожанец  Р.  Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М.: «Медицина», 1976. – 186 с.
  16. Величко М.М. MMPI-2, http://psy-diagnoz.com/typological/             157-mmpi-2.html, (Актуальная дата: 10.11.2013).
  17. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб.: «Речь». 2001. – 112 с.

 

 

 


Информация о работе Диагносики доменирующей перцептивной модальноси