Диагностика возрастного развития: норма и аномалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика возрастного развития норма и аномалии.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

В результате действия описанных  выше тенденций каждый человек, и прежде всего ребенок, становится все более зависимым от социальных институтов и их конкретных представителей, определяющих «индикаторы развития», соответствие или несоответствие человека тем или иным нормам, и тем – судьбу человека. Это требует не только гарантий правовой защиты детства, но и высокой нравственно-этической позиции от каждого человека и специалиста, причастного к процессу воспитания.

 

Формальное применение нормативных документов психиатрии и психотерапии позволяет влюбленного подростка, ищущего спасения души монаха, сосредоточенного на решении проблемы ученого признать больными, особенно если это по тем или иным причинам «устраивает» их ближайших родственников. Опыт работы автора в практической психологии показывает, что все возрастающее число родителей, чьи дети растут и развиваются в быстро меняющейся действительности нашей страны, и поэтому часто демонстрируют непривычные для старшего поколения образцы поведения, обращается к психологам и психиатрам с целью удовлетворительным образом концептуализировать свою тревогу за будущее своих детей.  И часто случается так, что переходящее отклонение в поведении ребенка в сочетании с высокой тревожностью и мнительностью родителей может направить мысль и действия психолога в ложном направлении. Часто родителям просто «требуется» диагноз для самоуспокоения, так как даже «дурная» определенность воспринимается ими легче, чем  неизвестность и неопределенность. Если желание психолога показать свою компетентность выражается в подобном случае в демонстрации широты своих познаний в области МКБ-10 или, например, психоаналитических концепций, то это может привести к формированию образа болезни, а затем, иногда, и самой болезни. Получение «вторичного выигрыша» ребенком в подобной ситуации в виде повышенной заботы, внимания часто приводит к генерализации представлений о себе, как о «больном» и включению этого представления в Я-концепцию, с дальнейшим развитием по истероидному типу.

 

Чрезмерное внимание некоторых родителей к нормам, их непременному достижению и следованию предписанным образцам иногда приводит к специфическому расстройству психики, «нормопатии». Фактически эти люди страдают и могут считаться больными, однако обществу такая группа населения «выгодна», поэтому такая форма поведения одобряется и поддерживается. М.М. Решетников рассматривает «нормопатию» как одну из форм нарциссизма у тех, кто пытается всегда и во всем «абсолютную» нормальность, которая, в этом случае есть проявление защитных механизмов личности. Для нормопатов характерно, прежде всего, навязчивое требование соблюдения норм от других, при этом нормопат перестает быть одиноким в своей ситуации, получает удовлетворение от «общественного признания» своей трагедии, представляемой подвигом, и заставляет своих в семье и на работе испытывать чувство вины.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию  с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая  академия, 1994.

 

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

 

3. Специальная психология. Учебно-методические рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета. - Тула. - 2001.

 

4. Неплох Я.М. Человек, познай  себя. Записки психиатра. - С.-Пб, 1991.

 

5. Рубинштейн С.Я. Психология  умственно отсталого ребенка. М., 1979.

 

6. Семке В.Я. Учитесь властвовать  собой, или беседы о здоровой  и больной личности. - Новосибирск, 1991. Эмоциональный стресс в этиологии  и патогенезе психических и  психосоматических заболеваний. / Н.Е.  Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк, А.Я. Цыганенко. -- Харьков: Основа, 1995.

 

7. Первомайский В.Б., Карагодина  Е.Г., Илейко В.Р., Козерацкая Е.А.  Категории болезни, здоровья, нормы,  патологии в психиатрии: концепции  и критерии разграничения // Первомайский  В.Б., Илейко В.Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. -- Киев: КИТ, 2006.

 

8. Трунов Д.Г. Об основаниях  понятия психическая норма. // Будущее  клинической психологии: материалы  Всерос. науч.-практ. конф. (27 марта  2008 г.): Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. Вып. 2. С. 3-8.

 

9. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический  институт Саратовского государственного  университета им. Н.Г. Чернышевского.  Саратов, 1999. - 110 с.

 

 


Информация о работе Диагностика возрастного развития: норма и аномалии