Диагностика коммуникативных способностей и типа личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Основными критериями при профотборе, как правило, являются престижный диплом и опыт работы. Только неквалифицированный труд допускает возможность игнорирования этих факторов при трудоустройстве. Иное дело, когда речь идет
о дополнительных требованиях к конкретному должностному лицу. В этой ситуации мы сталкиваемся с широчайшим разнообразием более или менее категоричных требований
и пожеланий. Среди прочих, встречаются пожелания относительно возраста и пола, семейного положения и прописки, дополнительных знаний и умений (владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав и т. п.), личностных
и деловых качеств.

Содержание

1. Введение. Традиционные процедуры профотбора. Актуальность исследования коммуникативных установок личности.
1.1. Взаимосвязь общения и деятельности человека.
1.2. Понятие темперамента. Основные компоненты темперамента.
1.3. Краткие сведения из истории об основных теориях темперамента.

2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.

3. Описание методик, которые были использованы в ходе эксперимента.

4. Описание выборки.

5. Методики обработки тестов и описание результатов.
5.1. Методики обработки тестов.
5.2. Описание результатов эксперимента.

6. Обсуждение результатов и выводы.
7. Сводная таблица и итоговая таблица результатов

Вложенные файлы: 1 файл

0130552_B287A_diagnostika_kommunikativnyh_sposobnostey_i_tipa_lichnosti.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что  в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может  характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

 

2. Актуальность  исследования темперамента и  общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.

 

Актуальность исследования темперамента и общительности связана с  существованием достаточно ярких различий между людьми.

Как показывают исследования, темперамент  оказывает сильное влияние на индивидуальный стиль деятельности. В то же время общительность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность, как в межличностных отношениях, так и в деятельности. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, и способствует протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования.

Существует большое количество методик для диагностики коммуникативных  способностей и типов темперамента личности. Следует отметить, что  с понятием общительности и коммуникативности тесно взаимосвязаны такие проявления личности, как конформность, толерантность и агрессивность, совместимость с группой и конфликтогенность и т.д.

Приведем и коротко опишем наиболее распространенные  методики.

 

1) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность  определить уровень коммуникабельности человека.

 

2) Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация  Ю. З. Гильбуха

Цель: Определение уровня коммуникативной  компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

 

3) Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)

Флегматичный человек редко  проявляет себя как интересный собеседник, но  
и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, неприятно общаться.

Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении  с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности  ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

 

4) Определение направленности личности (Б. Басса)

С помощью методики выявляются следующие  направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение  
и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности  
и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

 

5) Опросник MPI

Опросник представляет собой методику, разработанную Г. Айзенком для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Опросник состоит из вопросов, которые направлены на диагностику экстраверсии,  на диагностику нейротизма. И, наконец, из тех вопросов, которые  образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача которой – дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма.

 

6) Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)

Лица с четко выраженными  свойствами, относящимися только к  одному типу темперамента, встречаются  сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента  
и выявления представленности в нем свойств других типов.

 

7) Психодиагностический тест (ПДТ) В.Мельникова, Л.Ямпольского

Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого и предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов. Методика относится к опросным методам исследования

 

8) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева)

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

 

9) Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов)

Методика направлена на определение  базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля.

10) Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н.Айзенк в модификации Т.В.Матолиной).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:

  • при формировании коллективов школьных классов;
  • при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;
  • в деятельности работников службы занятности и отделов кадров при приеме работу подростков;
  • в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек - человек»);
  • в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;
  • в спортивной практике при подборе команд;
  • в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик - учитель» и «ученик - класс».

 

11) Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

Методика  предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

12) Опросник EPI (методика Г.Айзенка)

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики  степени выраженности свойств, выдвигаемых  в качестве существенных компонентов  личности: экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

 

Опросник EPI включает 57 вопрос и содержит следующие три шкалы:

  • экстраверсия - интроверсия;
  • нейротизм - стабильность;
  • шкала искренности.

 

Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Испытуемым предлагается ответить на вопросы, касающиеся обычного способа  поведения. Необходимо представить  типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову.

13) Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС»

Методика  разработана Б.А.Федоришиным. Коммуникативность  как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленности на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны  
и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности, в деятельности  
и общении, в планировании деятельности.

3. Описание методик,  которые были использованы в  ходе эксперимента.

Для проведения эксперимента наша группа выбрала три методики:

  • тест-опросник Кейрси;

  • тест-опросник Г. Айзенка (EPI);

  • тест КОС

Две методики были предложены преподавателем –  тест-опросник Кейрси и КОС, а третью методику – тест-опросник Айзенка  мы выбрали самостоятельно.

Тест-опросник Кейрси

Методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник содержит четыре шкалы, позволяющие выделить из общей популяции экстравертов (Е), интровертов (I); здравомыслящих, доверяющих опыту (S) в противоположность доверяющим интуиции, интуитивам (N); лиц, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику (Т) или на морально-этические категории, «думающие сердцем» (F) и наконец импульсивных (Р) или перспективно планирующих собственные действия людей (J). Предложена в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Дэвидом Кейрси.

Этот опросник используется для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Опросник состоит из семидесяти вопросов, каждое из которых имеет два ответа. Все ответы равноценны, правильных или неправильных быть не может. Задача испытуемого выбрать то продолжение, которое свойственно ему в большинстве жизненных ситуаций.

После обработки результатов теста  получаем шифр из четырех букв, который  отражает психологический портрет испытуемого.

 

Методика  «Оценка коммуникативных и

  организаторских склонностей –  КОС»

Этот опросник используется для изучения и оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности. Опросник состоит из 40 вопросов.

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «плюс», если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте знак «минус». Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Тест-опросник Г. Айзенка ( EPI)

Отражает  представление автора о том, что  всю совокупность описывающих черт человека можно представить посредством двух главных факторов – экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Предлагаемый  вариант теста адаптирован А. Г. Шмелевым и группой ленинградских  психологов. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверся-интроверсия, 24 – со шкалой нейротизма, 9 вопросов вхолят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Инструкция: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет», отмечая знаком «+» (если да) или «-» (если нет) в соответствующей графе. Не раздумывайте – важна ваша непосредственная реакция. Исследуются только ваши личностные особенности, и поэтому правильных или неправильных ответов не существует».

4. Описание выборки

Мы провели  эксперименты в двух группах: 1) молодежь в возрасте от 19 до 26 лет и 2) люди зрелого возраста от 47 до 55 лет. Всего было обследовано 56 человек, из них 45 человек составляют 1-ую группу и 11 человек – 2-ую группу. Молодежь в основном представляют студенты, наши товарищи из группы, друзья, а также знакомые, которые на 3-4 года старше или младше нас (первокурсники-второкурсники, а также люди, уже закончившие институт). Вторую группу представляют наши родители и их знакомые. Эта группа значительно меньше первой потому, что мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, небольшим количеством знакомых среди этой возрастной категории. Во-вторых, сильной занятостью и малой заинтересованностью в тестировании.

Информация о работе Диагностика коммуникативных способностей и типа личности