Диагностика коммуникативных способностей и типа личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Основными критериями при профотборе, как правило, являются престижный диплом и опыт работы. Только неквалифицированный труд допускает возможность игнорирования этих факторов при трудоустройстве. Иное дело, когда речь идет
о дополнительных требованиях к конкретному должностному лицу. В этой ситуации мы сталкиваемся с широчайшим разнообразием более или менее категоричных требований
и пожеланий. Среди прочих, встречаются пожелания относительно возраста и пола, семейного положения и прописки, дополнительных знаний и умений (владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав и т. п.), личностных
и деловых качеств.

Содержание

1. Введение. Традиционные процедуры профотбора. Актуальность исследования коммуникативных установок личности.
1.1. Взаимосвязь общения и деятельности человека.
1.2. Понятие темперамента. Основные компоненты темперамента.
1.3. Краткие сведения из истории об основных теориях темперамента.

2. Актуальность исследования темперамента и общительности. Обзор методик, направленных на диагностику коммуникативных способностей и типа личности.

3. Описание методик, которые были использованы в ходе эксперимента.

4. Описание выборки.

5. Методики обработки тестов и описание результатов.
5.1. Методики обработки тестов.
5.2. Описание результатов эксперимента.

6. Обсуждение результатов и выводы.
7. Сводная таблица и итоговая таблица результатов

Вложенные файлы: 1 файл

0130552_B287A_diagnostika_kommunikativnyh_sposobnostey_i_tipa_lichnosti.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Большая разница в количестве испытуемых не дает нам права для полноценного сравнительного анализа двух названных групп. Тем не менее мы можем зафиксировать определенные тенденции, присущие испытуемым разных возрастных категорий.

5. Методики обработки тестов и описание результатов

5.1. Методики обработки  тестов

Тест-опросник Кейрси. Подсчет результатов производиться простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту a или b) во всех вертикальных столбцах.

Методом сложения получаем четыре пары чисел в нижних ячейках, затем обводим ту букву, которой соответствует большее число из пары. Если числа равны, обводим правую букву. В результате получаем четыре объединенные буквы – это и есть психологический портрет. Каждому набору букв соответствует свой краткий психологический портрет. Для расшифровки набора букв использовали специальную таблицу, которая называется: «Совокупность ценностных ориентаций представителей различных групп темперамента » (см. приложение №1). Каждое сочетание: SP, SJ, NF, NT – дает начало четырем психологическим портретам. Коротко перечислим их ниже.

 

 

Для SP:

  • ESFP. Сенсорно-этический экстраверт. Политик.
  • ISTP. Сенсорно-логический интроверт. Мастер
  • ISFP. Сенсорно-этический интроверт. Посредник
  • ESTP. Сенсорно-логический экстраверт. Маршал

 

Для SJ:

  • ESFJ. Этико-сенсорный экстраверт. Энтузиаст
  • ESTJ. Логико-сенсорный рациональный экстраверт. Администратор
  • ISFJ. Этико-сенсорный интроверт. Хранитель
  • ISTJ. Логико-сенсорный рациональный интроверт. Инспектор

 

Для NF:

  • ENFJ. Этико-интуитивный экстраверт. Наставник
  • ENFP. Интуитивно-этический экстраверт. Советчик
  • INFJ. Этико-интуитивный интроверт. Гуманист
  • INFP. Интуитивно-этический интроверт. Лирик

 

Для NT:

  • ENTJ. Логико-интуитивный рациональный экстраверт. Предприниматель
  • ENTP. Интуитивно-логический экстраверт. Искатель 
  • INTJ. Логико-интуитивный рациональный интроверт. Аналитик 
  • INTP. Интуитивно-логический интроверт. Критик 

 

Методика  «Оценка коммуникативных и организаторских  склонностей – КОС»

 

Таблица 1

Лист ответов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


 

Таблица 2

Ключ

 

Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

Вопросы 1-го столбца

Вопросы 3-го столбца

Организаторские

Вопросы 2-го столбца

Вопросы 4-го столбца


 

 

Обработка результатов

 

  1. Сопоставить ответы испытуемого с ключом (табл.1) и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадения (20) по формулам:

 и 

 

Для качественной оценки результатов  необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.3).

 

Таблица 3

Шкала оценок коммуникативных  и организаторских склонностей

 

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 – 0,45

0,20 – 0,55

1

0,46 – 0,55

0,56 – 0,65

2

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

3

0,66 – 0,75

0,71 – 0,80

4

0,76 – 1,00

0,81 – 1,00

5


 

При анализе полученных результатов  необходимо учитывать следующие  параметры:

 

  1. обследуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;
  2. обследуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего – они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают свои обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;
  3. для обследуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей;
  4. обследуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;
  5. обследуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей – они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся  к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в каждом деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Тест-опросник Г. Айзенка ( EPI)

 

Код опросника.

«Искренность»: ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

«Экстраверсия»: ответы «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 50, 53, 56.

«Нейротизм»: ответы «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 49, 52, 55, 57.

Таблица 4

Интерпретация показателей  по шкале «Искренность»

 

Численный показатель

Интерпретация

0 – 3

Откровенный

4 – 6

Ситуативный

7 - 9

Лживый*


 

*Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости, как личностной характеристике.

 

Таблица 5

Интерпретация показателей  по шкале «Экстраверсия» и «Нейротизм»

 

Численный показатель

0 - 2

3 - 6

7 – 10

11 - 14

15 - 18

19 - 22

23 - 34

Интерпретация для шкалы  «Экстраверсия»

Сверх - интроверт

Интроверт

Потенц. интроверт

Амбиверт

Потенц. экстраверт

Экстраверт

Сверх - экстраверт

Интерпретация для шкалы  «Нейротизм»

Сверх

- конкордант

Конкордант

Потенц. конкордант

Нормостеник

Потенции.

дискордант

Дискордант

Сверх - дискордант


 

После заполнения испытуемым бланка, используя «ключ», подсчитываются баллы  по каждому показателю. Каждый ответ, совпадающий с «ключом», оценивается  в один балл.

Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать о неискренности при ответах на вопросы теста.

Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»  
с интерпретацией в таблицах (табл. 4, 5), следует отложить на схеме (рис.1) полученные результаты по шкале «Интроверсия - Экстраверсия» и по шкале «Нейротизм» (эмоциональная устойчивость – нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

В основе каждого из четырех типов  лежат особые сочетания свойств  нервной системы:

- у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость)  
с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;

 

рис. 1.  «Круг» Айзенка

 

- у сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи;

- у флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается  
в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;

- меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми)  
с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя,  
и следовательно, склонен к саморазрушению.

Показатель «Интроверсия - Экстраверсия»  характеризует индивидуально –  психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Интровертам присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения  
к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

Информация о работе Диагностика коммуникативных способностей и типа личности