Диагностика конфликтных отношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить диагностику конфликтных отношений в семье.
Задачи:
Изучить понятие семейных конфликтов и их классификацию.
Рассмотреть способы разрешения и предупреждения семейных конфликтов.
Изучить особенности консультирования конфликтных семей.
Описать диагностику конфликтных отношений в семье.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по основам психологии семьи и семейному консультированию.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.

Отношение мотивации достижения (МД) к мотивации отношения (МО) вполне может быть представлено схемой взаимоотношения типов мотивации.

«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Стремление к сотрудничеству. В идеале «ЛЕВ» устремлен к взаимному творческому сотрудничеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).

В состоянии крайнего напряжения может проявлять себя как холерик, а в состоянии конструктивной активности – сангвиник.

«ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-НЕТ», т.е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «ПАНТЕРУ» как интернала, но обращенного более внутрь – интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой – то абстрактной истины, и только затем, через себя, принимается внешний мир. Обычное личностное состояние – мелонхолия. В стрессовых ситуациях, а еще более вероятно в благоприятных обстоятельствах проявляется не мелонхолия, а естественно-реактивное состояние – темперамент сангвиника.

«ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия – противоположный мотиву «ПАНТЕРЫ» - «НЕТ – ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой – то внешне определенной идее, правилу – норме, цели и т.п. – как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. В экстернально – экстравертной (объективной) стратегии поведения «ТИГРОВ» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, признание его заслуг.

«МЕДВЕДЬ». Основной способ взаимодействия и его мотив – «НЕТ – НЕТ», т.е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, - отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая – подавление, властвование над другими и над собой – во взаимном отрицании внутреннего мира, как своего, так и мира других людей. Вторая - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. «МЕДВЕДЬ» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений, вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявление значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «МЕДВЕДЬ» меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «МЕДВЕДЬ» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь» [3, С. 412].

 

Заключение

Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

Семейные конфликты классифицируют по следующим признакам: по субъектам конфликтных ситуаций: конфликты между супругами; супругами и их детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками и дедушками и внуками; по содержанию самого конфликта: несовпадение чувств и реальных отношений супругов; несовпадающие подходы к воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства; вмешательство родителей каждого из супругов в семейную жизнь; неадекватная реакция родителей на отношение к детям в детских учреждениях (детский сад, школа, поликлиника и т.д.); по сфере проявления конфликтов: конфликт в семейных отношениях (личных или имущественных); в отношениях между родственниками.

Сущность   психологического   консультирования    конфликтных    семей заключается   в   выработке    рекомендаций    по    изменению  негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и  вызывающих  конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

В процессе диагностики конфликтных отношений в семье используют такие методики как: «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса», «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», Тест - опросник удовлетворенности браком, методика «Конструктивность мотивации».

Данные методики позволяют выявить: способ регулирования конфликта, на который ориентирован каждый из супругов (конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество); выявить тип агрессивного проявления (мотивационная, инструментальная); степень согласования – рассогласования удовлетворенности браком; выявить индивидуальные различия супругов по отношению к четырем основным типам мотивации (мотивационные стратегии).

 

 

 

Библиографический список

  1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: моногр. / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2005. – 435 с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипипов. – СПб. Питер, 2008. – 490 с.
  3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. - СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
  4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
  5. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 351 с.
  6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  7. Конфликтология: учеб. для вузов / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; М-во образ. и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. – М.: Инфра – М, 2007. – 301.
  8. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2006. – 668 с.
  9. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / О.Г. Прохорова, - М.: Тц Сфера, 2005. – 224 с.
  10. Рыльская, Е.А. Основы психологии групп: учеб. пособие / Е.А. Рыльская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 196 с.
  11. Социальная конфликтология : учеб.пособие / Ред. А.В. Морозов. - М.: Академия, 2002. – 333 с.

 

 


 



Информация о работе Диагностика конфликтных отношений в семье