Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация. 2
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 8
3. Тесты и тестирование. 12
4. Темперамент и его свойства 18
4.1. Типы темпераментов 18
4.2. Свойства темпераментов 21
4.3. Темперамент и стиль поведения 25
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы методики для определения свойств темперамента 27
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств
темперамента 33
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника 35
2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса 38
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

Холерический  темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там,"где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

4.2. Свойства темперамента.

К свойствам  темперамента можно отнести те отличительные  индивидуальные признаки человека, которые  определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог  В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию  свойств нервной системы, предложил  на ее основе более современную трактовку  свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория  в том смысле слова, что его  свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим  эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная  сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность  всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении  людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у  сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче  входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

4.3. Темперамент и стиль поведения.

Определенное  сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный  стиль деятельности не сводится к  темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как  признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального  стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

  1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств 
    нервной системы человека.
  2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

 

 

5. Методы диагностики личности  подростка.

  Опросник В.М. Русалова.

С помощью  описываемой далее методики, автором  которой является В.М. Русалов, можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.

Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе.

Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми.

Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений.

Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.

Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных его свойств.

5.1. Вопросы методики для определения  свойств темперамента.

  1. Подвижный ли ты человек?
  2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в 
    интересующий тебя разговор?
  3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?
  4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
  5. Медленно ли ты говоришь?
  6. Ранимый ли ты человек?
  7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
  8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
  9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как следует?
  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы 
    надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?
  12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу 
    или в школу?
  13. Нравится ли тебе быстро бегать?
  14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания 
    учителей и родителей?
  15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительно 
    го внимания и сосредоточенности?
  16. Трудно ли тебе быстро говорить?
  17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
  18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую 
    во время разговора?
  19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?
  20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
  21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя не 
    правильно поняли во время разговора?
  22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
  23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?
  24. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с 
    несколькими людьми?
  25. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
  26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, 
    что ты им что-то говоришь, не подумав?
  27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?
  28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что что-то сделал не так?
  29. Любишь ли ты сидячую работу?
  30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?
  32. Все ли твои привычки хорошие?
  33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
  34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?
  35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения 
    задачи на другой?
  36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
  37. Разговорчивый ли ты человек?
  38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
  39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?
  40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?
  41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недостатки?
  42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?
  43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?
  44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от 
    других людей?
  45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому чело 
    веку щекотливый, трудный для него вопрос?
  46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, 
    чем ты занимаешься?
  48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
  49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?
  50. Любишь ли ты работать самостоятельно?
  51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?
  52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?
  53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
  54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
  55. Любишь ли ты быстрые игры?
  56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?
  57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
  58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться 
    каким-либо трудным делом?
  59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?
  60. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение 
    из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?
  61. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как надо?
  62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

63.Волнуешься  ли ты, выясняя отношения с  друзьями?

  1. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
  2. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?
  3. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?
  4. Держишься ли ты свободно в большой компании?
  5. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не подумав как следует?
  6. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?
  7. Медленно ли ты работаешь?
  8. Легко ли ты переключаешься с одной работы на другую?
  9. Быстро ли ты читаешь вслух?
  10. Сплетничаешь ли ты иногда?
  11. Молчалив ли ты в кругу друзей?
  12. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?
  13. Охотно ли ты выполняешь одновременно много разных дел?
  14. Охотно ли ты делаешь быструю работу?
  15. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?
  16. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в работе?
  17. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?
  18. Долго ли ты мысленно готовишься прежде, чем высказать свое мнение?
  19. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?
  20. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?
  21. Легко ли тебя обидеть?
  22. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?
  23. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?
  24. Склонен ли сначала подумать, а потом говорить?
  25. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учебы или работы?
  26. Всегда ли ты платил за провоз багажа, если бы не боялся 
    проверки на транспорте?
  27. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?
  28. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые, у тебя случаются в работе?
  29. Нравится ли тебе быстро говорить?
  30. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?
  31. Предпочитаешь ли ты работать медленно?
  32. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?
  33. Нравится ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?
  34. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок?
  35. Способен ли ты хорошо выполнять долгую, трудоемкую работу?
  36. Можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой 
    личного характера к незнакомому человеку?

Информация о работе Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента