Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация. 2
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 8
3. Тесты и тестирование. 12
4. Темперамент и его свойства 18
4.1. Типы темпераментов 18
4.2. Свойства темпераментов 21
4.3. Темперамент и стиль поведения 25
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы методики для определения свойств темперамента 27
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств
темперамента 33
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника 35
2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса 38
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

100. Часто ли  ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?

  1. Легко ли ты берешься за выполнение новой, незнакомой 
    тебе работы?
  2. Устаешь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?
  3. Нравится ли тебе работать неторопливо, без особого напряжения?
  4. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?
  5. Любишь ли ты подолгу бывать наедине с собой?

5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности

Для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи этой методики, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило.

 Энергичность в работе: «да» в ответах на вопросы 4,8,15,22,42,50,58,64,98; «нет» в ответах на вопросы 27,83,103. Энергичность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 11,30,57,62,67,78,86; «нет» в ответах на вопросы 3,34,74,90,105.

 

Пластичность в работе: «да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47,66,71,101; «нет» в ответах на вопросы 54, 59.

Пластичность  в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 2, 9,18, 26,45, 68,85,99; «нет» в ответах на вопросы 31,81,87,93.

 

Темп в  работе: «да» в ответах на вопросы 1,13,19, 33,46, 49, 55,57; «нет» в ответах на вопросы 29,43, 70,94.

Темп в  общении с людьми: «да»в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51,72,92; «нет» в ответах на вопросы 5,10,18, 56, 96,102.

 

Эмоциональность в работе: «да» в ответах на вопросы 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97.

Эмоциональность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 6, 7, 21, 36,41,48,53, 63, 75,80,84,100.

 

Контрольные вопросы: «да» в ответах на вопросы 32,52,89; «нет» в ответах на вопросы 12,23,44,65, 73, 82.

 

 Вначале по ответам на контрольные вопросы устанавливается, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверять нельзя и получить достоверную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.

Если в  ответы испытуемого на ключевые вопросы обнаруживается не более трех совпадений с теми, которые даны выше, то его ответам на основные вопросы доверять можно.

 

5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента

Считается, что  то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито — если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам.

Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.

Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

К чистому  типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.

Отдельно  для каждого испытуемого устанавливаются  два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

1. Инструкция для учащихся, бланки  опросника.

1.1. Инструкция для учащихся.

Перед вами бланк  для ответов и лист с вопросами. На каждый вопрос вы должны однозначно ответить «да» или «нет». Нейтральных  ответов «иногда», «не знаю» быть не должно. Свой ответ записывайте  в соответствующей ячейке бланка для ответов. Ответ «да» отмечайте знаком «+», ответ «нет» – знаком «–». Все понятно? Есть ли вопросы? Приступайте к работе.

 

1.2. Бланк опросника.

Бланк опросника содержит информацию об опрашиваемом: имя, фамилию, возраст, класс. На бланке есть пример ответов.

На обратной стороне бланка находятся таблицы  и графики для обработки результатов  опроса. При их заполнении можно  получить необходимую информацию о  свойствах темперамента данного человека и о типе темперамента, преобладающем в общении или в работе.

(Обработанные бланки с ответами учащихся смотри в приложении № 1)

 

 

 

 

1.2. Анализ результатов исследования свойств темперамента

у учащихся 10 класса.

 

Анализируя результаты данного исследования можно сказать следующее:

1) Рассмотрим проявление всех свойств темперамента в работе: 
      эргичность - 27% (Лена В., Виталик В., Слава Ш.) сильно развито;

           45% (Катя В., Таня В., Таня К., Миша П., Катя С.) средне развито;

           28% (Настя К., Ирина Н., Настя Т.) слабо развито.

пластичность - 9% (Виталик Ш.) сильно развито;

            46 % (Катя С., Миша П., Виталик Л., Настя К., Лена В.) средне развито;

            27% (Катя В., Таня В., Таня К.) слабо развито; 18% не развито (Ирина Н., Настя Т.)

темп - 45 % (Лена В., Настя К., Виталик Л., Слава Ш., Миша П.) сильно развито;

     46 % (Катя В., Таня В., Таня К., Ирина Н., Катя С.) средне развито;

     9 % (Настя Т.) слабо развито.

эмоциональность - 36, 5% (Лена В., Таня К., Миша П., Слава Ш.) сильно развито;

      27% (Таня В., Ирина Н., Катя С.) средне развито.

       36, 5% (Катя В., Настя К., Виталик Л., Настя Т.) слабо развито.

В целом  в работе преобладает:

55 % темп (Катя  В., Лена В., Настя К., Виталик Л., Ирина Н., Катя С.);

27 % эмоциональность  (Таня В., Таня К., Миша П.);

18 % темп = эмоциональность  (Настя Т., Слава Ш.)

 

    1. Проявление свойств темперамента в общении

социальная  эргичность :

      18% (Настя К., Виталик Л.) сильно развито.

             64% (Катя В., Лена В., Таня В., Таня К., Миша П., Катя С., Настя Т.) - средне развито.

            18% (Ирина Н., Слава Ш.) слабо развито.

социальная  пластичность:

        36% (Катя В., Таня К., Миша П., Слава Ш.) средне развито;

         55% (Лена В., Таня В., Настя К.., Виталик Л., Катя С., Настя Т.) слабо развито;

         9% не развито (Ирина Н.)

социальный  темп:

          27 % (Катя В., Лена В., Катя С.) сильно развито;

          55% (Слава Ш., Настя Т., Виталик Л., Настя К., Таня К., Таня В.) средне развито;

          18% (Ирина Н., Миша П.) слабо развито.

социальная  эмоциональность:

          36, 6 % (Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.) сильно развито;

          36, 5% (Катя В., Лена В., Таня В., Настя К., Настя Т.) средне развито;

          18 % (Катя С., Виталик Л.) слабо развито.

В целом  в общении преобладает:

37% (Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.) - социальная  эмоциональность; 

27% (Настя К., Виталик Л., Таня В.) социальная  эргичность;

27% (Катя В., Лена В., Катя С.) - социальный темп;

9% (Настя Т.) - эргичность = темп.

 

3) Рассматривая  преобладание этих 4 свойств темперамента (эргичность,  пластичность, темп, эмоциональность)  у учащихся, в целом, и в работе  и в общении, мы получили  следующие показатели:

46% - эмоциональность  (Таня В., Таня К., Ирина Н., Миша П., Слава Ш.)

36% - темп (Катя  В., Настя К., Катя С., Настя Т.)

9 % - эргичность (Виталик Л.);

9 % - эргичность = эмоциональность (Лена В.)

Выводы:

Итак, мы выявили  следующее:

  1. В работе наиболее развитым свойством у учащихся 10 класса являются темп (55% из 100).
  2. В общении преобладающим свойством темперамента является социальная эмоциональность(37% из 100).
  3. В  целом,  и  в работе  и  в общении доминирующим  свойством темперамента является эмоциональность (46 % из 100).
  4. Выяснив какие свойства темперамента и как развиты у учащихся 10 класса, педагогам необходимо исполнить данную информацию при взаимодействии с детьми в учебно-воспитательном процессе.

 

3. Рекомендации по учету свойств  темперамента в учебно-воспитательной  деятельности.

Краткая характеристика типов темперамента:

Сангвиник – кровь, жизненная сила (бег могучего потока) – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

Холерик – желчь (поток мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса) – быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Флегматик – слизь (спокойное, гладкое течение многоводной реки) – медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик – черная желчь (ручеёк, могущий превратиться в болото) – легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

 

 

Проявление  темперамента в деятельности:

Сангвиник – быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем уже недавно его очень волновало и притягивало к себе, много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Холерик – вспыльчивый человек, слишком горяч, несдержан, вместе с тем быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу, его движения порывисты, но не продолжительны.

 Флегматик – хладнокровный человек, он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе, медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго, это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Меланхолик – обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, не редко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний, никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

 

Положительные стороны в динамических особенностях психики:

Сангвиник – обладает быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливается к изменившимся условиям жизни, обладает повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, не вешает носа.

Холерик – имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, энергичен, инициативен, азартно берется за работу, боевой, задорный, быстро решает проблемы и преодолевает трудности.

Флегматик – обладает ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели, настойчивый и упорный труженик, целеустремленный, продуктивный, сильно привязывается к работе, чувство ответственности.

Меланхолик – большая выдержка, их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале, вялый, может успешно работать, но  в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.

 

Недостатки в динамических особенностях психики:

Сангвиник – к концу деятельности снижает работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса, не хватает целеустремленности – не доводит начатое дело до конца.

Холерик – при длительной работе не всегда хватает выдержки, излишняя эмоциональность, активность, не может выполнять монотонную работу.

Информация о работе Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента