Диагностика степени сплоченности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших школьников.
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.

Содержание

Введение............................................................................................стр. 3.
Глава1. Теоретический анализ проблемы сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….стр. 6.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено......................................стр. 6.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников………………………………………………………....стр.11.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте
…………………………………………………………….................стр.16.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….стр. 22.
2.1. Методы исследования.................................................................стр. 22.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования........................стр. 24.
Выводы по исследованию..................................................................стр. 30.
Список литературы………………………………………………….ст

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

На заключительном этапе разработки программы исследования  составляется социометрическая карточка с вопросами, в которой каждый член группы указывает свои предпочтения по определенным критериям.

Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в учебной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.[12,75]

Таким образом, социометрическая теория Д.Морено играет огромную роль в изучении малых групп, и в целом развитии социологии и социальной психологии. В настоящее время проблема сплоченности производственных или ученических коллективов является актуальной, она изучается многими педагогами и социальными психологами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные и личностные  особенности, характерные для старших школьников.

Старший школьный возраст- 15-17 лет- это период юности, период завершения полового созревания и начальная стадия физической зрелости. Для старших школьников характерна готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие способствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Так же физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на самооценку, уверенность в себе и т.д. Может быть и наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у детей замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.[2,234]

Период юности- это период самоопределения человека. Социальное, личностное, профессиональное, духовно- практическое самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста.

Развитие человека в этот период может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Так же в этот период происходит изменение взглядов на будущее. Учебная деятельность в этот период становится учебно- профессиональной, в которой реализуются профессиональные и личностные стремления. Формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.[10,245]

Готовность к самоопределению является основным  новообразованием ранней юности. Одно из достижений этого периода- новый уровень развития самосознания, открытие своего внутреннего мира, индивидуальности, целостности и уникальности, стремление к самопознанию, формирование личной идентичности, преемственности и единства, самоуважение, становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных ситуациях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

Главное психологическое приобретение ранней юности- это открытие своего внутреннего мира, внутреннего «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому школьник себя готовит.[10,132]

Так же личностным новообразованием становится чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания- повышается значимость собственных ценностей. Самооценка собственных качеств перерастают в целостное отношение к самому себе.

Человек осознает себя частью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают осознавать значение слова «мужчина», а девушки- слова «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную уникальность, подчеркивая это всеми возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются постепенно и поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем. Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классе становятся достаточно ровными и стабильными. В общении со взрослыми появляется доверительность, дружба становится более избирательной. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, в отношениях преобладает принцип равенства и единства.[2,156]

Старшеклассники чувствительны к освоению своего внутреннего мира, в это время идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональнойсферы. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Одной из самых характерных черт старшеклассника становится потребность в значимых для жизненного успеха знаниях. Старшие школьники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этот период происходит общая стабилизация личности, несмотря на некоторые колебания уровня самооценки и тревожности.[2,192]

Стабилизация личности начинается с формирования « Я- концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Самоуважение старшеклассников становится выше, в эмоциональной сфере происходят значительные изменения. Интенсивно развивается саморегулирование, контроль над своим поведением и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста миновал или идет на убыль. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Но это не только размышления о себе, как правило, это мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.[2,212]

Налицо в этом возрасте выражена половая дифференциация, развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно- ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми. Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.[17,45] 
 Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростковом возрасте, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками.

Общение- это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение- это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости.[8,321]

Для старшеклассников характерно эмоционально- личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение они придают сплоченности. В этом возрасте быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, происходит заметное разделение общения в самом классном коллективе. В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств.[14,15]

Таким образом, взаимоотношения со сверстниками в юношеском возрасте связаны с будущим психологическим благополучием человека. В этом возрасте происходит переосмысление всей своей жизни, поступков, целей на будущее, меняется отношение к родителям и педагогам. Снижается конфликтность и негативизм в отношениях с окружающими. Отношение к себе, к родным, друзьям и просто случайным людям становится ровным. Появляется доверие к учителям и родителям, характер учащихся становится более мягким и уравновешенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблема сплоченности  в старшем школьном возрасте.

Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьного коллектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, которая осуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы или нескольких классов.

Для личности учащегося ученический коллектив- это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», которому  присущи определенные принципы и социальные нормы, в котором педагоги готовят своих воспитанников.[7,78]

Структура групп общения и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своего внутреннего единения постепенно могут образовывать смешанную компанию. Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей. Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста- смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми.[7,134]

Очень часто старшеклассники отодвигают на дальний план проблемы отношений с родителями и педагогами, а общение со сверстниками для них на первом месте. Источников таких проблем может быть непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, ложные представления о переживаниях, мотивах поступков, стремлениях и ценностях.[7,111]

 Взрослые не всегда правильно  оценивают значение сферы общения  со сверстниками для ребят  этого возраста. Чем старше становится  подросток, тем сложнее взрослым  его понять. Представления родителей  и учителей о субъективном  мире подростка и старшего  школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира.[13,350]

Как модель общества, коллектив старшеклассников можно охарактеризовать свойственными обществу отношениями. Поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества. Для личности учащегося школьный коллектив становится социальной средой обитания: старшеклассник не может полностью развиваться вне этой среды, общения со сверстниками. Вся его основная деятельность (учение, труд, досуг)  происходит в коллективе учебного заведения или внешкольных учреждений.[7,126]

Среда, в которой вращается ученик, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы, либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается  индивидуальность, творческие способности учащегося. Коллектив является для старшеклассников базой накопления опыта, который осуществляется в семье, во взаимодействии с окружающими, в общении со сверстниками и педагогами. Но, несмотря на это, социальный опыт ученика в какой степени ограничен, так как он не может служить прочной базой устойчивого общественного поведения. Для накопления широкого социального опыта старшеклассник должен присвоить многогранный опыт, для того чтобы выработать определенное поведение в непредвиденных обстоятельствах.[11,186]

Коллектив, в котором происходит социальное развитие, должен являться связующим звеном между обществом и личностью учащегося, так как он преобразует влияние окружающей среды. В коллективе происходит трансформация массового воздействия в целях воспитания личности, коллектив школьников является могущественным средством, стимулирующим и активизирующим деятельность ученика.[7,145]

В процессе совместной деятельности и переживаний, в коллективе появляется эмоциональное заражение, вследствие чего ученики глубже чувствуют, ярче переживают происходящие события, испытывают чувство радости от совместной деятельности, общения. Их внутренний мир обогащается информацией, создается поле морально- интеллектуального напряжения, что в свою очередь влияет на формирование представлений, взглядов и стремлений учеников.

Ученический коллектив играет большую роль в формировании гражданского сознания школьников, в своей деятельности старшие школьники ищут, прежде всего, благоприятную среду для самоутверждения себя как индивидуальности. В коллективе они учатся отстаивать свое мнение, свою позицию, так же находят либо признание своих достоинств и поступков, либо осуждение товарищами своих действий. Поэтому коллектив учащихся является мощным средством индивидуального развития каждого ученика, так как происходит самоутверждение личности учащихся.[7,223]

Информация о работе Диагностика степени сплоченности старшеклассников