Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Первой теорией организации
интеллекта, которая был основана на статистическом
анализе показателей тестов, стала теория
Чарльза Эдварда Спирмена. Его исследования
во многом стимулировались его несогласием
с имеющимися данными о том, что предназначенные
для измерения разных сторон интеллекта
тесты не коррелируют друг с другом, и
поэтому, отсутствует основание для расчета
общего, суммарного показателя.
Вдохновленный исследованиями
Ф. Гальтона по корреляционному анализу,
в 1901 г. Ч. Спирмен обратил внимание на
проблему взаимосвязи разных интеллектуальных
способностей, а в 1904 г. он опубликовал
свои классические работы: «Общий интеллект,
объективно детерминированный и измеренный»
и «Доказательность и измерение связи
между двумя предметами».
Исследования Ч. Спирмена приводят
к появлению двухфакторной теорий интеллекта.
Согласно этой теорией есть общий, или
генеральный, фактор {generalfactor — G), который определяет
положительные корреляции между тестами
(успешность выполнения этих тестов) и
специфические факторы (S1_S2 S3 и т. д.),
присущие каждой из используемых методик.
В данной концепции положительные
корреляции объясняются только присутсвием
генерального фактора. Чем сильнее насыщенность
тестов такими фактором, тем выше корреляции
между ними. Специфические факторы играют
ту же роль, что и ошибки измерения. Исходя
из этого теорию Ч. Спирмена будет правильно
считать монофакторной.
Согласно Ч. Спирмену, самая
узкая интерпретация генерального фактора
состоит в том, что это фактор, характерен
для всех измерений интеллекта. В то же
время им было предложено и более широкое,
носящее характер гипотезы, истолкование
фактора G как умственной
энергии (mental energy). Фактор G Спирмен не
сравнивал с интеллектом, считая, что такое
понятие довольно туманно.
На основании анализа тестов,
максимально «нагруженных» фактором G, Спирмен сделал
вывод о том, что такой фактор главным
образом связан с постижением связей и
отношений между предметами и явлениями
действительности, а также возможностью
воспроизведения этих отношений в соответствии
с определенной закономерностью. Было
установлено, что роль фактора G больше всего
в сложных математических и вербальных
тестах и минимальна — в сенсомоторных.
Таким образом, был найден путь
целенаправленного отбора тестов для
измерения различных сторон интеллекта
и опровергнуто мнение о том, что их следует
конструировать на основе интуиции. В
ходе последующих исследований выяснилось,
что корреляции, имеющиеся между тестами,
не могут быть объяснены только присутсвием
генерального фактора. Разные по содержанию
тесты могут дать корреляции более высокие,
нежели те, которые можно ожидать на основании
насыщенности этих тестов фактором G. Такие данные
позднее приведут Спирмена и его последователей
к групповым факторам, которые, с одной
стороны, не так универсальны, как генеральный,
и, с другой стороны, не так однозначно
специфичны как S-факторы.
Таким образом, цель нашей работы
рассмотреть структуру интеллекта по
Спирмену. Для того, чтобы достигнуть поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть биографию Ч. Спирмена;
- Рассмотреть структуру интеллекта,
согласно его теории.
Биография Ч. Спирмена
Чарльз Эдвард Спирмен (1863 —
1945) — английский статистик и психолог,
был специалистом в области экспериментальной
психологии, методов оценки и измерения,
теории, истории и философии психологии,
психологии личности и социальной психологии.
Спирмен был выпускником Лейпцигский
университет (доктор, 1906). Профессиональная
деятельность началась с преподавания
экспериментальной психологии в Лондонском
университетском колледже, в котором проработал
вплоть до своей отставки в 1931 г. (преподаватель,
1907—1911; профессор мышления и логики, 1911—1928;
профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор
в отставке).
Чарльз Спирмен был членом Королевского
общества (1924); президентом Британского
психологического общества (1923— 1926), почетным
доктором и почетным членом нескольких
университетов, зарубежных академий и
обществ.[2, 65]
Один из самых влиятельных английских
психологов XX столетия, Ч. Спирмен начинал
свою карьеру как офицера пехоты, прослужив
15лет в армии, большей частью в Индии. В
34 года он ушел в отставку и начал академическую
жизнь. К систематическому изучению психологии
приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории
В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую
степень, а через год начал работать в
Лондонском университете. Именно благодаря
многолетним интеллектуальным усилиям
Спирмена появилась «лондонская школа»
психологии, которая с позиций строгого
реализма, статистики и психометрики занималась
изучением человеческих способностей.
Изучая корреляции между результатами
выполнения различных заданий, Спирмен
внес значительный вклад в развитие факторного
анализа в психологии: он разработал один
из методов корреляций (названный «корреляция
Спирмена»). Выдвинул также «двухфакторную
теорию интеллекта» («The theory of two factors»,
1923), согласно которой выделялись: общий
(генеральный) фактор «g», образующий основание
любых успешных умственных действий и
ряд специальных факторов, нужных для
решения задач в отдельных областях. Позднее
он сделал попытку распространить эту
данную теорию на психическое в целом.
В течение трех десятилетий
двухфакторная теория подвергалась острой
критике. Одни отрицали само существование
общего фактора «g» как врожденного, других
не убеждали его математические доказательства.
В ответ на это Спирмен и его сотрудники
совершенствовали теоретическую и статистическую
базу. Но уже в 1930-х гг. представление о
простой двухфакторной структуре интеллекта
стало уступать появляющимся многофакторным
теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.).
Еще одним направлением научных устремлений
Спирмена был поиск фундаментальных законов
психологии. Его основные идеи описаны
в книге «The nature of intelligence and the principles of cognition»
(1923), где они приняли форму эмпирической
эпистемологии, принципы которой поразительно
согласуются с современными подходами
в когнитивной психологии. Умер этот великий
исследователь в Лондоне в 1945 г.[3, 87]
Интеллект и его особенности
Многие людей воспринимают
одни и те же вещи, сохраняют в памяти довольно
большой объем информации, могут сформулировать
много понятий и решать встающие перед
ними проблемы. Кроме того, у людей есть
довольно развитый язык, который позволяет
передавать друг другу важные сведения
о прошлом, настоящем и будущем. Но при
всем этом сходстве имеются количественные
отличия.
Многие люди воспринимают информацию
медленно, запоминают плохо, с большим
трудом организуют мышление или обладают
бедным словарным запасом. Другие же, напротив,
запоминают без каких-то усилий, легко
приобретают множество понятий, быстро
решают встающие перед ними проблемы и
обладают богатым и разнообразным языком.
Некоторые люди могут легко решить практические
проблемы, но не могут правильно сформулировать
абстрактное суждение; с другой стороны,
у многих представителей интеллектуальной
элиты часто бывает наоборот: порой за
красивыми словами может скрываться совершенно
ненужная мысль, а многие творческие разработки,
потребовавшие от их авторов высокого
уровня мышления, лишь с трудом описываются
словами.
Все это зависит от уровня интеллекта
людей, т.е. от их способности осуществлять
одну из упоминавшихся функций, которые
лежат в основе адаптации к окружающему
миру.
Кроме того, есть люди, которые
всегда могут в довольно короткий срок
найти правильное решение проблемы.[7,
85] Другие же, напротив, дают чаще всего
оригинальные решения, иногда даже противоположные
тому, что ожидают окружающие, например,
преподаватели в школе. Таким образом,
появляется проблема соотношения интеллекта
и творчества, которая включает в себя
такие вопросы:
- как связаны интеллект и творчество,
- исключают ли они друг друга
или дополняют,
- врожденные это качества или
они приобретаются в ходе обучения?
Определений интеллекта не меньше, чем
людей, которые эти определения создают.
Сегодня многие психологи определяют
интеллект как способность индивидуума
адаптироваться к окружающей среде. Тем
не менее, в типичных тестах на уровень
интеллектуального развития (тестах по
определению коэффициента интеллектуальности
- IQ) измеряется вовсе не это.
Общество, в котором мы живем,
придает главное значение абстрактному
мышлению, индивидуализму, духу конкуренции,
школьным и профессиональным успехам.
Тесты, по которым строится IQ, отражают
адаптируемость индивида к обществу именно
в смысле таких общепризнанных ценностей.
В обществе с иными представлениями понятие
о нормальном интеллекте было бы, очевидно,
существенно иным.
В частности, широко применяемый
в США тест Стенфорд -Бине был разработан
для того, чтобы определить шансы детей
на успешное обучение в школе. Его валидность
была определена путем установления корреляции
между ответами на задачи теста и школьными
оценками. А чем определяется успешность
в школе? Западная культура отдает приоритет
рациональному мышлению, скорости решения
стандартных задач и словесному рассуждению,
для которого нужен определенный словарный
запас. Именно эти критерии и лежат в основе
оценки интеллекта учеными, принадлежащими
к этой преобладающей в глобальном масштабе
культуре.
Еще один аспект проблемы состоит в том,
что эти тесты отличаются неизбежной культурной
спецификой. Например, в США тесты были
разработаны для оценки интеллекта молодых
англоязычных представителей любой расы
и средних слоев.[5, 112] Поэтому в тесте WISC
на вопрос «Кто открыл Америку?» правильным
ответом признается «Колумб»; допускается
также ответ «викинги» с уточнением «Лейф
Эриксон». Ответ «американские индейцы»
признается неверным. Точно так же есть
множество вопросов, не очевидных для
детей из низших слоев: почему лучше дать
деньги обществу милосердия, чем нищему
на улице, кто написал «Фауста» и т.д,
С другой стороны, можно себе представить
вполне резонные с точки зрения адаптации
к окружающей среде вопросы типа «Сколько
поросят в среднем бывает у свиноматки?»
или «В какое время года лучше всего перепахивать
землю?». К сожалению, такие познания не
служат критерием интеллекта с точки зрения
разработчиков тестов.
Итак, необходимо еще раз подчеркнуть,
что критерии интеллекта в подавляющем
большинстве используемых тестов диктуются
преобладающей культурой, т.е. теми ценностями,
которые первоначально сложились в западноевропейских
школах. При этом не учитывается, что у
кого-то может быть совершенно другое
семейное воспитание, другой жизненный
опыт, другие представления (в частности,
о значении теста), а в некоторых случаях
и худшее знание языка, на котором говорит
большинство населения данной страны.
Структура интеллекта по Ч. Спирмену
Основоположником факторной
теории интеллекта является Чарльз Спирмен.
Он сформулировал такие постулаты:
- интеллект не зависит от остальных
личностных черт человека,
- интеллект не включает
в свою структуру неинтеллектуальные
качества (интересы, мотивация достижений,
тревожность и т. д.).
Ч. Спирмен занимался проблемами
профессиональных способностей (математических,
литературных и других). При обработке
данных тестирования он выяснил, что результаты
выполнения большинства тестов, направлены
на диагностику особенностей мышления,
памяти, внимания, восприятия, тесно связаны:
как правило, лица, которые успешно выполняют
тесты на мышление, также успешно справляются
и с тестами на другие познавательные
способности, и наоборот, малоуспешные
плохо справляются с большинством тестов.
Ч. Спирмен предположил, что успех любой
интеллектуальной работы определяют:
- некий общий фактор, общая
способность;
- фактор, специфический для
данной деятельности.
При этом он считал фактор общей
умственной энергии реально существующим,
обладающим рядом гипотетических свойств,
а именно количественной характеристикой,
степенью инерции энергии (скорость перехода
от одного вида активности к другому),
степень колебания энергии (легкость ее
восстановления после работы).[8, 76] Позднее
он все же выделил 4 типа интеллектуальности:
- первый тип интеллекта характеризуется
быстротой понимания нового;
- второй — полнотой познания;
- третий тип отличается здравым
смыслом;
- четвертый — оригинальностью
решений.
В настоящее время многие ученые
соотносят общий интеллект со скоростью
выполнения умственных операций.
Используя общий иерархический
подход, разные ученые предложили разные
модели интеллекта, где объединяются факторы
разного уровня обобщенности умственных
способностей.
Модель Чарльза Спирмена. На
вершине модели Спирмена находится генеральный
G-фактор, общая способность. Потом идут
«групповые факторы интеллекта», которые
представляют механические, арифметические
и вербальные способности. В основании
модели находятся S-факторы - специальные
способности, специфические для конкретной
деятельности.
Модель Раймонда Кэттелла. Кэттелл предложил
другое структурирование интеллекта:
- свободный (текучий) интеллект, определяющийся
общим уровнем развития коры больших полушарий,
то есть успешностью решения задач на
восприятие и нахождение отношений элементов.
Данные факторы не зависят от приобщенности
к культуре, но сильно зависят от наследственности
и необходимы в задачах, в которых требуется
приспособление к новым ситуациям. Существует
мнение, что данный фактор идентичен общему
интеллекту;
- связанный (кристаллизованный) интеллект,
приобретаемый в процессе овладения культурой
(вербальный и арифметический факторы,
другие тесты, требующие обученности);
- отдельные факторы, которые
обусловлены работой отдельных анализаторов,
например фактор визуализации, а также
факторы-операции, соответствующие специальным
факторам Спирмена. Сам Р. Кэттелл выделил
лишь один парциальный фактор - визуализации,
который способствует манипулированию
зрительными образами.
Как показали исследования,
с возрастом происходит снижение показателей
текучего интеллекта, но не кристаллизованного.
Модель интеллекта включает следующие
элементы: скорость интеллектуальных
операций, настойчивость и склонность
к проверке ошибок, на основе выраженности
которых предложил известный тест по определению
коэффициента интеллектуальности IQ.
Фундаментальным для психологии
является генетически детерминированный
биологический интеллект, который связан
с протеканием нервных процессов. Сущность
интеллекта сводится к скоростным характеристикам
процесса переработки информации, обусловленным
нейрофизиологическими факторами. Главным
параметром, который отражает уровень
интеллектуального развития, считается
индивидуальная скорость переработки
информации («ментальная скорость»). Психометрический
интеллект, который измеряется уровнем
IQ, зависит как от средовых факторов, так
и от генотипа, влияние которого является
преимущественным. Социальный уровень
интеллекта определяется способностью
личности использовать психометрический
интеллект в целях адаптации к требованиям
общества.[4, 53]
Развитие интеллекта определяется также
наследственностью. Имеется ряд генетически
обусловленных заболеваний, например
фенилкетонурия и синдром Дауна, которые
вызывают множество поведенческих или
физических отклонений и приводят к низкому
IQ. Эффект наследственности можно также
оценить путем сравнения монозиготных
(однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых)
близнецов. Монозиготные близнецы развиваются
из одной яйцеклетки и, таким образом,
генетически идентичны. Дизиготные близнецы
развиваются из разных яйцеклеток и потому
не более сходны между собой генетически,
чем любые другие братья и сестры. Если
интеллект или какой-то другой признак
определяется наследственностью, то монозиготные
близнецы должны оказаться ближе друг
другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается
сходство по этому признаку у монозиготных
близнецов в сравнении с дизиготными,
тем сильнее влияние наследственности.
Генетики используют данный подход для
изучения того, в какой степени наследуются
физические или поведенческие особенности;
наследуемость (h 2 ) определяется как та часть общей
варьируемости параметра, например IQ,
которая связана с генетическими факторами
в пределах данной популяции и в данных
условиях окружающей среды; h 2 может иметь значение от 0, что указывает
на отсутствие генетического влияния,
до 1, означающей, что все индивидуальные
вариации связаны с генетическими различиями
или с факторами, тесно коррелирующими
с генетическими различиями. Хотя оценки h 2 для IQ в разных исследованиях не
вполне совпадают, в целом существует
согласие, что h 2 составляет приблизительно 0,5, т.
е. примерно половина различий в индивидуальных
IQ определяется генетическими факторами.
Более того, h 2 выше у подростков и взрослых, чем
у детей, что означает усиление роли наследственных
факторов по мере развития индивида.[1,
155]