Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:16, реферат
Первой теорией организации интеллекта, которая был основана на статистическом анализе показателей тестов, стала теория Чарльза Эдварда Спирмена. Его исследования во многом стимулировались его несогласием с имеющимися данными о том, что предназначенные для измерения разных сторон интеллекта тесты не коррелируют друг с другом, и поэтому, отсутствует основание для расчета общего, суммарного показателя.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Биография Ч. Спирмена 2
2. Интеллект и его особенности 2
3. Структура интеллекта по Ч. Спирмену 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 2
Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость — величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h 2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h 2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h 2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, h 2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.
Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, стал объектом споров, критики и неприятия. Последние в большей мере носят философский характер и, поэтому, не особо влияют на работу экспериментатора. Часто говорится о том, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Но утверждать так — значит не понимать самой природы науки. Интеллект —это научное понятие, такое же, как гравитация, эфир, электричество, химические связи, — все они не «существуют» в данном смысле, что, однако, не делает их менее ценными в качестве научных концепций. Понятия изобретены людьми для того, чтобы привнести порядок в многоцветную и шумную сумятицу повседневных событий.
Есть много людей, которые стремятся к простоте доброго старого времени, когда мы жили, не анализируя интеллект. Конечно, простота имеет свою прелесть. Но природа человека сложна. Быстрая смена событий в мире, в котором мы живем, ставит нас перед необходимостью основательного знания человеческого интеллекта. Мирные устремления человечества, к счастью, зависят от нашего управления природой и нашим собственным поведением, а это в свою очередь зависит от понимания самих себя, в том числе и возможностей нашего интеллекта
Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести
· механическую,
· лингвистическую,
· математическую компетентность;
а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.