Диагностическое обследование в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Консультативная психология имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной реальности, субъективная реальность может характеризоваться неадекватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Диагностика в психологическом консультировании……………………......5
Психологический анамнез…………………………………………………...8
Использование тестов при постановке психологического диагноза……..12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

 

Факультет психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Основы психологического консультирования»

Диагностическое обследование в психологическом консультировании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск - 2014

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Диагностика в психологическом консультировании……………………......5
  3. Психологический анамнез…………………………………………………...8
  4. Использование тестов при постановке психологического диагноза……..12
  5. Заключение…………………………………………………………………18
  6. Список литературы…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Консультативная психология — это прикладная отрасль современной психологии, изучающая все аспекты оказания профессиональной психологической помощи людям с целью повышения их личностной эффективности.

Консультативная психология имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной реальности, субъективная реальность может характеризоваться неадекватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями.

Вследствие того, что анализ психологической реальности клиента — уникальный процесс, протекающий в определенных условиях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки не является окончательно разрешенной.

Объект изучения консультативной психологии — человек, группа или система людей как субъект психологической помощи.

Современные представления о предмете консультативной психологии многообразны.

Предмет исследования консультативной психологии включает в себя следующие составляющие:

  •  социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта психологической помощи. Консультативная психология изучает те личностные особенности клиентов, которые проявляются в результате их жизни в социуме и вызывают тревогу, мешают адекватно функционировать, нуждаются в понимании (самопонимании), принятии, развитии и др. Наиболее часто изучаются тревожность, застенчивость, конфликтность, возбудимость, зависимость, агрессивность. Чаще всего социально-психологические характеристики являются предметом индивидуального психологического консультирования;

  •  феномены, возникающие в результате взаимодействия индивида со средой и являющиеся причиной для обращения за психологической помощью. Сюда относятся отношения и взаимодействие в диадах родитель—ребенок, учитель—ученик, начальник-подчиненный, психолог—клиент, врач—больной. Они исследуются в индивидуальном психологическом, семейном, организационном, психолого-педагогическом консультировании и др.;

  •  социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи. Предметом консультативной психологии может быть групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации);

  •  психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга. Например, типичными для медицинских отраслей консультирования является изучение механизмов убеждения, внушения, подражания. В психолого-педагогическом консультировании при решении проблем социализации ребенка, формировании социальных норм и правил важны механизмы идентификации, интериоризации, в семейном консультировании — устоявшиеся паттерны взаимодействия, механизмы нарушения границ между системами и подсистемами;

  •  психология профессиональной подготовки и профессиональной деятельности психолога-консультанта. Предметом консультативной психологии являются особенности формирования личности профессионала, психологические закономерности становления его профессиональной идентичности, профессионального самосознания, условия, организация и содержание его профессиональной деятельности. Особый интерес приобретает изучение эпистемологических (от греч. episteme — знание, понимание), онтологических (бытийных) и аксиологических (ценностных) аспектов деятельности психолога-консультанта;

  •  психологические теории и технологии оказания консультативной помощи, а также их сравнительная эффективность.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика в психологическом консультировании

 Психологический диагноз  опирается на анализ и объяснение  проблем клиента. Он включает  причины трудностей клиента, их  развитие во времени, отнесение  к определенному классу проблем, определение специальных способов  помощи и прогноз вероятности  благоприятного исхода.

 С первых попыток  дифференцировать психологические  проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом  конкретном случае, в процессе  диагностики следуют принятой  в медицине модели, суть которой  составляют три основных шага:

1) установление симптомов;

2) установление их причин;

3) нахождение эффективных  способов лечения этих симптомов. Однако очевидно, что психические  нарушения изрядно отличаются  от соматических (телесных) расстройств  и болезней. Симптомы психических  нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного  более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы  шизофрении. Поэтому применение  медицинской модели идентификации  проблем в современном психологическом  консультировании и психотерапии  малополезно и едва ли оправдано.

 Между отдельными школами  психологического консультирования  и психотерапии существуют довольно  явные противоречия в отношении  диагностики. Представители разных  теоретических ориентации, как правило, выносят на первый план неодинаковые  аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант  большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист - поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной  терапии - субъективному миру. Это  делает системы психологической  диагностики нестабильными и  говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный  диагноз практически всегда предполагает  специфическое лечение, соответствующее  уровню развития медицины в  данный момент, то в психологическом  консультировании характер и  способы помощи легче предугадать  по теоретической ориентации  консультанта, нежели по проблемам клиента. Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии.

 Консультанты, настаивающие  на необходимости диагностики (чаще  всего представители психоаналитической  и бихевиористской ориентации), утверждают, что диагноз, основанный на оценке  поведения клиента в прошлом  и настоящем, позволяет правильно  планировать процесс психологической помощи. По их мнению: - диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения; - диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях; - диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения; - диагноз определяет границы научно - исследовательских работ. Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально - гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден.

 Критики выдвигают следующие основные аргументы:

- диагноз обычно выражает  экспертный взгляд консультанта  со стороны на поведение и  переживания клиента без принятия  во внимание субъективного значения  событий; - диагноз игнорирует сложность  человека; по мнению Rogers (1951), большинство  диагнозов упрощают поведение  и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на  индивидуальность, а на сходство  между людьми, и тем самым игнорируются  потенциальные возможности каждого  человека и отдается предпочтение  стереотипизации;

- при попытке вместить  человека в рамки диагностических  категорий он принижается, потому  что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми  мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной  категории; у них существуют трудности  приспособления к жизни, которые  не чужды многим людям; клиенты  просто нуждаются в помощи, чтобы  восстановить способность преодолевать  возникающие проблемы; наилучший  способ понять другого человека - это погрузиться в его субъективный  мир, а не прибегать к классификациям;

- диагноз сужает поле  зрения консультанта по отношению  к клиенту, заставляет его принимать  во внимание лишь то, что вмещается  в поставленный диагноз, а это  чаще всего проявления, связанные  с различными недостатками, и  тем самым забывается главнейшая  предпосылка консультирования - ориентация  на потенциальные возможности  человека, рост личности, развитие;

- диагноз заставляет человека  принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента - оценивать его по поставленному диагнозу.

 По мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?"

По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия.

О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982): - на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы; - консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам; - у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования; - при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни; - диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

 Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы  сталкиваемся с представителями  разных культур, потому что нормой  обычно считаются доминирующие  культурные стереотипы. Sue (1981) приводит  пример, когда клиенты азиатского  происхождения в американской  среде оценивались как сильно  заторможенные, поскольку неохотно  раскрывались, проявляли неуверенность  и эмоциональную сдержанность. В  американской культуре одобряются  совсем противоположные стандарты  поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление  эмоций и скрытность вне семейного  круга, кажутся американцам странными.

По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто - то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять.

 Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом  консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе  крайние точки зрения. Диагностика - составная часть процесса психологического  консультирования. От первой до последней встречи, как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы: - Что происходит сейчас в жизни клиента? - Что ожидает клиент от консультирования? - Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента? - Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании? - Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента? Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента. Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально - депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Информация о работе Диагностическое обследование в психологическом консультировании