Диагностическое обследование в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Консультативная психология имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной реальности, субъективная реальность может характеризоваться неадекватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Диагностика в психологическом консультировании……………………......5
Психологический анамнез…………………………………………………...8
Использование тестов при постановке психологического диагноза……..12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

Консультирование и практическая реализация клиентом полученных им рекомендаций могут иметь достаточно длительный характер, как, например, в тех часто встречающихся случаях, когда психологическое консультирование продолжается месяцами и даже годами, а выполнение полученных в ходе его рекомендаций растягивается на не меньшие сроки.

4. В-четвертых, тогда, когда в практике  консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно  не установлена, не оценена ни  количественно, ни качественно.

В этом случае само по себе консультирование превращается в своеобразный научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки его результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором сам психолог-консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.

5. В-пятых, тогда, когда сама по  себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического  консультирования, имеет известное  психотерапевтическое значение, оказывая  благотворное влияние на клиента.

Это обычно происходит тогда, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, например открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.

Описанные случаи в процессе проведения психологического консультирования могут возникать как в отдельности, так и совместно, в любом их сочетании. Хотя бы один из этих случаев всегда имеет место в практике психологического консультирования, и поэтому применение тестирования скорее следует рассматривать как правило, чем как исключение из правил.

Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

1. В психологическом консультировании  следует применять только самые  простые из всех имеющихся  психологических тестов, хорошо  известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для  клиента.

Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соответствии с которой информативность и практическая полезность психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое тестирование  в консультировании должно выступать  как его вполне естественная  часть и служить исключительно  целям диагностики, которая в  свою очередь должна быть органически  подчинена решению задачи выработки  наиболее обоснованных и эффективных  рекомендаций клиенту по решению  его проблемы.

3. Тестирование в психологическом  консультировании не должно занимать  слишком много времени. На его  проведение следует отводить  не более четверти всего времени, предназначенного для проведения  консультирования.

4. Тесты, которые применяются в  психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую  и оперативно выполняемую систему  обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими в этом плане являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и практически использованы спустя 5–10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.

5. По причинам, указанным выше, в  психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться  проективными тестами, так как  большинство таких тестов имеет  указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и  сложность. Лучше всего обращаться  к вопросникам или опросным  вариантам проективных тестов.

6. Если психологический тест  представляет собой вопросник, то  лучше, если имеющиеся в нем  вопросы будут закрытыми, а не  открытыми, т.е. если возможные ответы  на них будут заранее определены  и клиенту нужно будет только  выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые  вопросы, требуют больше времени  как для ответов на них, так  и для обработки и интерпретации  получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется  заранее продумывать и подбирать  необходимый для консультирования  минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в  разных случаях психологического  консультирования. Все эти тесты  вместе с необходимыми для  тестирования материалами желательно  заранее заготовить и иметь  под рукой, чтобы к ним можно  было обратиться в любой момент  проведения психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых  и часто используемых в консультациях  психологических тестов будет  в программе компьютера, чтобы  при необходимости можно было  протестировать клиента и сразу  же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны  включать в себя и автоматическую  процедуру обработки результатов  тестирования).

9. Если объем работы в консультации  достаточно велик и если в  ней параллельно работает несколько  консультантов с несколькими  клиентами, то рекомендуется освобождать  консультантов от процедуры тестирования  и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется  проводить в начале или в  середине процесса консультирования  с расчетом на то, чтобы клиент  к окончанию консультации уже  знал свои результаты, а также  то, какие выводы психолог-консультант  делает на основе проведенного  тестирования. Не рекомендуется  оставлять клиента в конце  консультации в неведении о  том, зачем проводилось его психологическое  тестирование, каковы его результаты  и какие выводы на их основе  сделаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психодиагностика в консультировании занимает вполне

определенное место: использование различных диагностических методов

должно быть направлено на оказание помощи клиенту в решении его

проблем, что требует высокого уровня профессиональной квалификации и

ответственности. Психологический диагноз в процессе консультирования

опирается на анализ проблемы клиента и «включает исследование причин

трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному

классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз

вероятности благоприятного исхода

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это могут быть проблемы: 
- детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.); 
- учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение); 
- взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношении).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом

консультировании: задачи и подходы. // Журнал практической

психологии и психоанализа. – 2003.-№1.

2. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование.

– СПб., 2001.- 464 с.

3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования:

Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.

4. Олифирович Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н. И. Олифирович. – Мн.: Тесей, 2005. – 264с.

5. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.–

М.,1997.- 480с.

 

 

 


Информация о работе Диагностическое обследование в психологическом консультировании