Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат

Краткое описание

Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

На  правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛЕХАНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА 

ДИНАМИКА НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ПОДРОСТКОВОМ  ВОЗРАСТЕ 
 
 
 

19.00.13 –  психология развития, акмеология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук 
 
 
 

Казань  – 2012 
 

    Работа  выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии

Федерального  государственного автономного образовательного

учреждения  высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

  
 

Научный руководитель:             кандидат психологических наук, доцент

                                                         Шафикова Гульназ Радмиловна

                                                              

Официальные оппоненты:         доктор психологических наук, профессор

                                                         Антилогова Лариса Николаевна 

                                                          кандидат  психологических наук                                                  

                                                          Каримова Алсу Рустэмовна  

Ведущее учреждение:                   Тамбовский государственный университет

                                                          им. Г.Р. Державина

                                                         

     Защита      состоится     «29»    февраля     2012   года   в 10.00      на   заседании    диссертационного совета Д 212.081.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени      доктора    и   кандидата     психологических      наук      при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»     по адресу:     420021,    г.   Казань,   ул.Межлаук,  д. 1,   аудитория 28.   

     С диссертацией можно ознакомиться в  научной библиотеке им.Н.И.Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»  по адресу:  420008, г.  Казань,  ул. Кремлевская, 35. 

     Электронная версия автореферата размещена на сайте  ФГАОУ ВПО «Казанский  (Приволжский) федеральный университет»  www. ksu. ru. «___» января 2012 года. 

Автореферат разослан  «___» ____ 2012 года. 
 

Ученый  секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент         Габдреева Г.Ш.

                                                                               

                                                                           

Введение

     Актуальность  темы исследования. Решение проблемы сохранения страны как сильного и самостоятельного государства невозможно без осуществления нравственного развития подрастающего поколения.  Новые образовательные стандарты ставят перед школой эту задачу как приоритетную. Так проект федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения содержит «Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности» и наряду с целями, задачами и направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предполагает разработку методики и критериев оценки духовно-нравственного развития  школьников. А требования к результатам освоения данной программы содержат личностные требования, включающие в себя формирование у школьников «системы значимых социальных и межличностных отношений»*.

     В современной психологии нравственность изучается через категории нравственного сознания (Л.Н.Антилогова) и моральных качеств (В.Е.Абрамова, В.Д.Щадриков). Б.С.Братусь, А.Б.Купрейченко, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн считают необходимым акцентировать внимание на нравственных отношениях личности. 

     Согласно  Б.М.Ломову понятие «отношение личности» является родовым к понятиям «установка», «смысл», «убеждения», «ценности», «личностная норма», «диспозиция», «черта», с помощью которых описывают различные стороны нравственности человека. Отношение лежит в основе их формирования. Но, по словам Б.С.Братуся, однажды образовавшись, эти феномены начинают жить самостоятельной жизнью. В ходе развития личности взаимодействие отношения и личностных структур, указанных Б.Ф.Ломовым, меняется: личностные структуры начинают участвовать в выборе способа отношения и в его развитии.

     Нравственное  отношение – это отношение  к другому как равному (Б.С.Братусь), это система связей человека с  миром на основе «золотого правила» этики. Подростковый период является сензитивным для формирования нравственных отношений (Б.С.Братусь, Д.Б.Эльконин,  Д.И.Фельдштейн). У подростков происходят важные изменения в системе убеждений, взглядах на жизнь, мировоззрении, направленности личности, что обеспечивает в дальнейшем этический способ взаимоотношений субъекта с миром. Этому процессу способствуют чувства, качества личности, усвоенные нормы, правила.

     Исследованием проблемы нравственного развития личности, факторов этого процесса занимались отечественные и западные ученые (Л.И.Божович, Л.Кольберг, Ж.Пиаже, Д.Уотсон, Д.И.Фельдштейн, З.Фрейд, К.Халл, Д.Б.Эльконин, и др.). В науке уже изучены психологические отношения личности к нравственности (А.Б.Купрейченко), социально-средовые, деятельностные и субъектные факторы, механизмы и закономерности развития таковых отношений у младших школьников (К.В.Макарова),  у подростков (В.Е.Абрамова, Р.Х.Шакуров, Г.Р.Шафикова, Д.Б.Эльконин), в юношеском возрасте и студенчестве (Л.Н.Антилогова, Н.А.Коваль, Л.М.Попов). Однако остаются не изученными вопросы взаимосвязи различных личностных факторов, обуславливающих развитие нравственных отношений в подростковый период. Также нет данных о критериях оценки развития нравственных отношений в подростковом возрасте и не подобран диагностический инструментарий для исследования данного феномена у подростков. Это определяет теоретическую актуальность диссертационного исследования и определяет содержание его научной проблемы: выяснение динамики нравственных отношений в подростковом возрасте, обусловленность этого процесса личностными факторами.

     Объект  исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.

     Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.

     Цель  исследования:  выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.

     Гипотеза исследования основана на предположении, что динамика нравственных отношений у подростков определяется как тенденция к децентрации, принятию, дифференциации групповых норм и обуславливается взаимосвязью личностных факторов.

     В соответствие с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. на основе обзора научной литературы, посвященной проблемам нравственного развития человека, выявить комплекс личностных факторов развития нравственных отношений в подростковом возрасте;
  2. выделить набор методических средств и процедур по изучению развития нравственных отношений у подростков;
  3. проанализировать особенности развития нравственных отношений в подростковом возрасте и эмпирически выделить личностные типы, определяющие специфику нравственных отношений у подростков.

     Методологической  и теоретической основой исследования являются основные положения психологической антропологии (Е.И.Исаев,  С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков), изучающие специфику психологии человека, его сущностных психологических характеристик; положения психологического учения о нравственном и духовном становлении личности, феноменологии развития (Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Л.М.Попов, Д.И.Фельдштейн, Р.Х.Шакуров и др.); концепция духовных способностей как высшего уровня функциональной индивидуальности (В.Д.Шадриков); теория личности В.Н.Мясищева, рассматривающая отношение как системообразующий элемент личности, концепция С.Л.Рубинштейна о переживании как базовой психологической категории в формировании личности.     

     Методы исследования.

     1. Теоретический анализ психологической  литературы по проблеме исследования.

     2. Эмпирические методы:

     а) исследование личностных качеств подростков с использованием теста Кеттела, методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова, теста Розенцвейга, методики исследования типов общей эмоциональной направленности личности Б.И.Додонова;

     б) исследование нравственных отношений (применялись: методика «Незаконченные предложения», методика интерперсональной диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест К.Томаса, методика Ю.В.Александровой «Отношение к другому»);

     3. Лонгитюдное исследование динамики нравственных отношений у подростков, начиная с младшего подросткового возраста до старшего подросткового возраста.

     4. Методы математической статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициент корреляции Пирсона, различия в распределении признаков с оценкой их достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, φ٭-критерию Фишера, факторные величины. При обработке эмпирических данных использовался пакет Statistica Module Swicher.

     Надежность  валидность и достоверность  результатов  обеспечивается применением методологического аппарата психологической науки; комплексностью в подборе и применении методик, позволяющих охватить различные аспекты изучаемого явления; лонгитюдным исследованием; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом эмпирического материала с применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки испытуемых.

     Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Определены критерии оценки развития нравственных отношений в подростковом возрасте: валентность нравственных отношений (положительная/отрицательная); направленность нравственных отношений (на себя/на других людей); принятие/непринятие нравственных норм; дифференцированность нравственных норм; центрация (эгоцентрическая, группоцентрическая, просоциальная); позиция внешняя/внутренняя в оценке другого.
  2. Изучена динамика нравственных отношений в подростковом возрасте, которая характеризуется следующими особенностями: тенденцией к децентрации, а именно, переходом подростков от эгоцентрического к группоцентрическому уровню развития нравственных отношений; ростом положительной валентности отношений; изменением их направленности на других; принятием нравственных норм; ростом дифференцированности нравственных норм и изменением позиции в оценке другого с внешней на внутреннюю.
  3. Выявлены ведущие личностные факторы, определяющие специфику развития нравственных отношений в подростковом возрасте: нравственные чувства, общественные ценности, нравственные знания, нравственные качества личности.
  4. Благодаря факторному анализу выделены личностные типы развития нравственных отношений у подростков, условно обозначенные как «самодостаточный гедонист», «активный коллективист», «уверенный и чуткий альтруист». Выявлено, что каждый тип развития обусловлен определенной связью личностных факторов между собой. При формировании высокого уровня нравственных отношений – просоциального, – системообразующим фактором является альтруистическая эмоциональная направленность; системообразующим фактором среднего уровня развития нравственных отношений – группоцентрического – являются группоцентрические ценности; формированию нравственных отношений низкого эгоцентрического уровня способствует системообразующий фактор  ценности материальной обеспеченности.

     Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении знаний о развитии нравственных отношений личности в подростковом возрасте: выделены критерии оценки развития нравственных отношений, которые позволяют выявить их психологические особенности и траекторию динамики в подростковом возрасте, что вносит вклад в складывающуюся отрасль психологии личности – нравственно-этическую психологию; подтверждена взаимосвязь личностных факторов в динамике нравственных отношений у подростков; получены данные о системообразующих личностных элементах развития нравственных отношений, что детализирует теоретические положения системного подхода о соотношении отдельных элементов системы, их взаимосвязи и развитии.

Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте