Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат

Краткое описание

Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Однако, несмотря на большое количество исследований, выполненных в рамках проблемы нравственности, остаются слабоизученными роль и связь личностных факторов в развитии нравственных отношений разного уровня.

       В третьем параграфе теоретически выделены критерии оценки развития нравственных отношений, уровни развития нравственных отношений и личностные типы развития нравственных отношений у подростков.

       Исходя  из обзора психологической литературы выделены критерии оценки развития нравственных отношений: валентность – положительная/отрицательная (добрый, злой); направленность – на себя/на других людей (уважение к себе, цинизм к другим); принятие/непринятие нравственных норм; центрация сознания (эгоцентрическая, группоцентрическая, просоциальная); дифференцированность нравственных норм (осмысливание гуманистических ценностей); позиция внешняя/внутренняя в оценке другого (рефлексивность/требовательность). Это позволило описать уровни развития нравственных отношений у подростков – низкий, средний, высокий.

       При выделении личностных типов развития нравственных отношений у подростков был заимствован подход К.Г.Юнга, который описал основные типы личностей и определил характер взаимоотношений между ними. Полученный эмпирический материал позволяет выделить личностные типы развития нравственных отношений у подростков через описание системы личностных факторов, обуславливающих нравственные отношения определенного уровня.

       Вторая  глава «Лонгитюдное исследование динамики нравственных отношений у подростков» посвящена описанию организации лонгитюдного исследования, обоснованию выборки испытуемых и методик исследования; содержит анализ результатов.

       В первом параграфе описываются организация и методы лонгитюдного исследования: диагностическая процедура, методы исследования, диагностический инструментарий для эмпирического измерения нравственных отношений и возможных личностных показателей, определяющих их становление. Исследование проводилось в три этапа с интервалом в 2 года между каждым (5-7-9 класс). Выборка составила 128 человек, из них мальчиков – 61 человек, девочек – 67 человек. Отсев испытуемых происходил за счет перехода детей в другие школы, а также их отсутствия в школе на момент диагностики. Отбор методик осуществлялся с учетом выделенных критериев оценки развития нравственных отношений подростков: валентность нравственных отношений («Незаконченные предложения», методика Ю.В.Александровой), направленность («Незаконченные предложения», тест К.Томаса), принятие/непринятие нравственных норм («Незаконченные предложения»), центрация сознания(«Незаконченные предложения», тест Т.Лири), дифференцированность нравственных норм («Незаконченные предложения», методика Ю.В.Александровой), позиция внешняя/внутренняя в оценке другого («Незаконченные предложения», методика Ю.В.Александровой). Для обработки результатов использовались общепринятые методы математической статистики. Уровень развития нравственных отношений изучался с помощью проективной методики «Незаконченные предложения», теста К.Томаса (сотрудничество), теста Т.Лири (дружелюбный и альтруистический типы),

     Второй параграф содержит результаты исследования динамики и особенностей развития нравственных отношений у подростков.

     В соответствие с выделенными критериями оценки развития нравственных отношений изучена динамика и особенности нравственных отношений эгоцентрического, группоцентрического и просоциального уровней развития у младших, средних и старших подростков. Уровень развития нравственных отношений определялся с помощью стандартных методов математической обработки данных тестов К.Томаса и Т.Лири. Выбраны были три шкалы «сотрудничество», «альтруистический тип», «дружелюбный тип». Их выбор обусловлен содержательными нравственными характеристиками интерпретации, которая содержит в себе критерии оценки развития нравственных отношений. Так «дружелюбный тип» указывает на положительную валентность нравственных отношений, «альтруистический тип» указывает на направленность и внутреннюю позицию по отношению к другому, «сотрудничество» свидетельствует о доступности для подростков дифференцированных отношений высокого уровня. Таким образом, нравственные отношения разных уровней развития имеют следующие особенности:

     Эгоцентрический уровень развития нравственных отношений: валентность нравственных отношений к другим людям и себе преобладает отрицательная. При оценке себя подростки отмечают свою авторитарность, эгоистичность, агрессивность, с возрастом негативные оценки себя увеличиваются. Так, если младшие подростки отмечают только свою авторитарность, средние подростки – авторитарность и эгоистичность, то для старших подростков негативные оценки себя занимают ведущие позиции. Валентность отношений отрицательная. Нравственные отношения направлены больше на себя, чем на других людей. Нравственные нормы не принимаются; их значимость определяется личной заинтересованностью подростка. Нравственные нормы не дифференцируются. Центрация сознания преобладает эгоцентрическая. Позиция в оценке других людей преобладает внешняя. Таким образом, уровень развития нравственных отношений в основном низкий.

     Группоцентрический  уровень развития нравственных отношений: валентность отношений преобладает положительная. Нравственные отношения направлены на других людей. Нравственные нормы принимаются в зависимости от их ценности для референтной группы. Нравственные нормы начинают дифференцироваться. Центрация сознания преобладает группоцентрическая. Позиция в оценке членов референтной группы преобладает внутренняя, в оценке незнакомых людей или тех, кто неприятен – внешняя. Таким образом, уровень развития нравственных отношений соответствует среднему.

     Просоциальный уровень развития нравственных отношений: валентность отношений только положительная. Нравственные отношения направлены на других людей. Нравственные нормы принимаются безусловно. Нравственные нормы дифференцированы. Доминирует просоциальный тип центрации сознания. Позиция в оценке других людей начинает преобладать внутренняя. Таким образом, уровень нравственных отношений соответствует высокому. Количество подростков просоциального уровня уменьшается с возрастом. Это указывает, что просоциальный уровень нравственных отношений в подростковом возрасте не развивается.

     Таким образом, выявлена положительная динамика нравственных отношений у подростков.

       За единицу выраженности каждого критерия оценки развития нравственного отношения был взят 1 балл. Определялись средние значения выраженности критерия по выборке. Качественный и сопоставительный анализ выявил особенности соотношения и степень выраженности каждого критерия на разных возрастных этапах. Результаты представлены в виде гистограммы на рисунке 1.

     Исследование  динамики нравственных отношений (по критериям  оценки) выявило следующие особенности:

     Валентность нравственных отношений. Положительная валентность отмечается в отношениях с друзьями и близкими людьми, отрицательная – в отношениях с чужими. Если в 5 классе подростки более положительно относятся к посторонним людям, то в 7 и 9 классах знак отношения меняется на отрицательный, что проявляется в недоверии и подозрительности подростков. Положительная валентность к 7 классу увеличивается, а к 9 классу незначимо снижается. Направленность нравственных отношений на себя уменьшается к старшему подростковому возрасту, что указывает на принятие другого и снижение эгоцентричности у школьников. Принятие нравственных норм чаще происходит через призму групповых интересов и выгоды и достигает высоких значений к 9 классу. Эта динамика соответствует нормам развития в подростковом возрасте. Дифференцированность нравственных норм: оценки приобретают множество нюансов смысла только к старшему подростковому возрасту. Центрация сознания. Уменьшение эгоцентрации происходит плавно. Просоциальность подростков уменьшается. Позиция внешняя/внутренняя в оценке других определяется степенью близости с этим человеком. Согласно данным методики «Незаконченные предложения» позиция по отношению к другим людям меняется с внешней на внутреннюю, но выражена эта позиция у подростков незначительно.

     Изучение  нравственных отношений в соответствие с выделенными критериями дало возможность  определить уровень их развития. Подростков с низким уровнем развития нравственных отношений становится меньше к 9 классу, количество  подростков со средним уровнем развития становится больше к 9 классу, а подростков высокого уровня развития ставится к 9 классу меньше. Нужно отметить, что динамика изменения уровня развития совпадает в 5 и 7 классах; изменения

      

      Рисунок 1

      Динамика  показателей нравственных отношений у подростков 
 

наблюдаются только к 9 классу. Можно констатировать, что наиболее активно процесс развития нравственных отношений происходит в старшем подростковом возрасте. Скорее всего, это связано с  возрастными изменениями психики, с расширением социальных контактов подростков, изменением учебной ситуации, появлением перспектив продолжения образования в других учебных заведениях и т.д.

     Таким образом, динамика нравственных отношений  в подростковом возрасте позитивная. Эти выводы подтверждаются математическими расчетами. Анализ изменения результатов по динамике развития каждого критерия  выполнен с помощью φ٭-критерия Фишера. Он показал, что изменения по каждому критерию статистически значимы (p≤0,05).

     В третьем параграфе приводятся данные исследования личностных типов развития нравственных отношений у подростков.

     В число личностных факторов, определяющих развитие нравственных отношений, вошли: ценности личности, личностные качества, нравственные знания, нравственные чувства. Динамика личностных факторов каждого типа в рассмотренный отрезок времени была выявлена как незначимая (Gэмп > Gкр, при p≤0,05), что позволило объединить выборки типов развития нравственных отношений 5, 7 и 9 классов в одну совокупность.

     Факторный анализ выявил особенности личности, определяющие развитие каждого уровня нравственных отношений у подростков. Это дало возможность описать и условно обозначить 3 личностных типа развития нравственных отношений у подростков.

     Эгоцентрический уровень развития (выборка 20 чел.). Факторы вобрали в себя 59,6% общей дисперсии (табл.1).

     Совокупность  выявленных факторов позволила выделить личностный тип развития нравственных отношений, соответствующий эгоцентрическому уровню развития  нравственных отношений, и условно обозначить его как «самодостаточный гедонист». Доминирует эгоцентрация нравственных отношений. Нравственные знания не сформированы, нравственные понятия эклектичны, неполны, не дифференцируются. Активность субъекта направлена на реализацию собственной выгоды, общечеловеческие ценности подменяются эгоцентрическими; наиболее важной жизненной ценностью является материальная обеспеченность. Нравственные чувства не свойственны, преобладают гедонистические эмоциональные переживания.  Общение с другими осуществляется по принципу «ты-мне, я-тебе». Подростки замкнуты, обладают низким интеллектом. Личностные качества, способствующие достижению желаемого – непримиримость, воспитанность, образованность.

     Корреляционный  анализ по методу Пирсона выявил связи между факторами эгоцентрического уровня нравственных отношений. Наибольшее количество связей имеют ценности материальной обеспеченности с другими факторами. Это дало основание определить данный фактор как системообразующий.

     Таблица  1

Факторы развития эгоцентрического уровня нравственных отношений

    Факторы
    Ценности  с эгоцентрической  направленностью

    (26,1%)

    Безответственная  гедонистичность 

    (16,6%)

    Активность

    (8,5%)

    Беспринцип-ность

    (8,4%)

    образованность = 0,809 свобода=-0,794 cамостоятель-ность=0,729 честность=-0,829
    замкнутость=0,703 исполнительность=

    -0,780

    равенство=0,729 смелость= -0,869
    низкий  интеллект =0,783 гедонистическая эмоциональная направленность= 0,716    
    воспитанность=0,759      
    непримиримость=0,701      
    экстрапунитивность=0,789      
    материальная  обеспеченность= 0,859      

 

     Факторный анализ результатов развития личностных факторов у подростков группоцентрического уровня развития нравственных отношений (выборка 93 чел.) показал значимость для них 7 факторов. Факторы вобрали в себя 67,4% общей дисперсии  (табл. 2).

     Группоцентрический  уровень обеспечивается личностным типом развития нравственных отношений, условно названный нами «активный коллективист». Значимы группоцентрические ценности, связывающие подростка с его референтным окружением; деятельность и общение носят группоцентрический характер. Система нравственных знаний не устойчива. Осознание нравственных понятий происходит через призму группоцентрических ценностей. Развиты коллективистские качества (честность, терпимость, исполнительность) – отличительные качества подростков данного типа. Системообразующий фактор нравственных отношений составляют группоцентрические ценности (любовь, друзья, семья, честность). Отношения с другими людьми выстраиваются через призму положительного эмоционального отношения к ним.  Подростков этого типа отличает повышенная тревожность, связанная с принятием их референтным окружением.

Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте