Динамика сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать и провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада.
Объект – игровая деятельность дошкольников.
Предмет данного исследования – конфликт, возникающий из- за несформированности игровых навыков у дошкольников.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------3-4

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтности у дошкольников.
§1.Возникновение и развитие конфликта из-за несформированности игровых навыков у детей дошкольного возраста--------------------------------------------------------------------------------------------5
§2. Руководство играми детей дошкольного возраста------------------------------------------------------------------------------------------------------------13
Глава 2. Изучение отношений между дошкольниками в игре.
§1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков----------------------------------------------------------------------------------------------------19
§2. Определение уровня развития деятельности--------------------29
§3. Проведение социометрии у детей дошкольного возраста------31
Список литературы----------------------------------------------------------34

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования РБ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Очень важна диагностика  психологического конфликта у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести его коррекцию: обучение таких детей игровым навыкам, совершенствование у них способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией

 

11

 сложившегося мнения  сверстников, дальнейшая организация игрового взаимодействия могут вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

                         1.2Руководство играми детей дошкольного возраста.

 

ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

При руководстве играми детей от 3 до 4 лет воспитателю  необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в играх требует от него усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, игрушки, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Важное значение имеет сочетание  в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка.

Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности.

Известные детям игры становятся более  интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для детей четвертого года жизни  характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал, который дети могут

13

            обследовать.

Воспитатель объясняет  детям правила по ходу игры. Большую  требовательность воспитатель предъявляет  своим жестам, мимике. Маленький  ребенок чутко реагирует на выражение  глаз, мимику на лице воспитателя.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель  предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в  мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

 

 

 

 

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

                                        ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов  преднамеренного запоминания и  припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же, как и в младшей группе, в игру включаются интересные пособия.

Роль воспитателя в  руководстве игрой в средней  группе меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.

Руководя играми детей, воспитатель использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных    

                                                    15                                          

способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего  мира, психических процессов, восприятий, ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления.

 

 

ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Педагог, руководя играми детей старшей группы, учитывает  возросшие их возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5-6 лет выполняют это с большим увлечением.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

При отборе игр главное внимание обращается на степень 

                                              16

трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Отбирая  предметы, материал для игр, воспитатель  также учитывает изменение в  мыслительных процессах детей, поэтому  основные признаки различия предметов  для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.

В играх детей большое  место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность  как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

При проведении игры роль воспитателя тоже меняется. Но и  здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с  ними участвует в игре, чтобы выяснить , насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, решает конфликтные ситуации.

Однако не все игры требуют такого активного участия  воспитателя. Иногда он может ограничиться только объяснением правил до ее начала. Дети старшей группы могут потом самостоятельно действовать, без участия воспитателя.

В играх детей старшей  группы правила становятся сложнее, их больше по количеству. Поэтому воспитатель, прежде, чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

                                                17

Очень важно самому воспитателю  проанализировать игру: удачно ли она  подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны в игре все дети.

В конце игры воспитатель  оценит как правильные решения, так  и нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось.

Дети 6-го года жизни готовятся  к школьному обучению. Это выпускники, и от того, как они будут подготовлены к школе, зависит успех их дальнейшего  усвоения знаний. Поэтому воспитатель  при проведении игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Исходя из того, что 6-ти летние дети самые старшие в детском  саду, они должны быть социально  активными, у них должно быть сформировано желание помочь младшим, сделать  для них занимательную игру, поиграть с ними, научить их интересно играть. Все это воспитатель планирует и реализует, руководя играми своих воспитанников.

 

 

                                                     18

                Глава 2. Изучение отношений между дошкольниками в игре.

1.2 Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребёнка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Дошкольники, имеющие  развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного  внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

В то же время исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, её развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее время в семье ребёнок чаще растёт один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишён возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников в игре в этой ситуации ложится именно

                                               19

на воспитателей. Для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать её специфику, закономерности её развития, уровень её сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего – уровня сформированности игровых  навыков у дошкольников – я использовала схему наблюдения. В неё включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Эта схема позволила мне осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        20

      Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников я  организовала ролевую игру в группе из 4 дошкольников одного возраста. Тему игры я предложила детям «День рождения». Я не вмешивалась в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное – чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т.д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начала я игру так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости я оказывала минимальную помощь в организации игрового процесса.

Также я проводила  наблюдения за играми детей, возникшими по их инициативе.

 

 

 

21

Таким образом, проведение диагностики уровня сформированности игровых навыков позволяет оценить  работу воспитателя по формированию игровых навыков и спланировать индивидуальную работу по их формированию.

 

 

               Анализ игровой деятельности я осуществляла по 7 критериям:

 

  1.  распределение ролей,

            2.основное содержание игры,

            3.ролевое поведение,

            4.игровые действия,

            5.использование атрибутики и предметов-заместителей,

            6.использование ролевой речи,

           7.выполнение правил.

 

           Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень – от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень – от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень – от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень – старше 5,5 лет.

 

22

Эти возрастные рамки  позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

 

 

 

  1. Распределение ролей

1 уровень – отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял поварешку – повар).

2 уровень – распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль белочки? Кто хочет быть лисичкой?» и т.д.

3 уровень – самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень – самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное  содержание игры

 1 уровень – действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

Информация о работе Динамика сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада