Динамика сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать и провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада.
Объект – игровая деятельность дошкольников.
Предмет данного исследования – конфликт, возникающий из- за несформированности игровых навыков у дошкольников.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------3-4

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтности у дошкольников.
§1.Возникновение и развитие конфликта из-за несформированности игровых навыков у детей дошкольного возраста--------------------------------------------------------------------------------------------5
§2. Руководство играми детей дошкольного возраста------------------------------------------------------------------------------------------------------------13
Глава 2. Изучение отношений между дошкольниками в игре.
§1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков----------------------------------------------------------------------------------------------------19
§2. Определение уровня развития деятельности--------------------29
§3. Проведение социометрии у детей дошкольного возраста------31
Список литературы----------------------------------------------------------34

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования РБ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

2 уровень – действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень – выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

 

23

4 уровень – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем мама кормит ребенка, а добрая или строгая.

3) Ролевое поведение

1 уровень – роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень – роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень – роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень – ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень – игра заключается в однообразном повторении 1-го действия (например, кормление).

2 уровень – расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень – игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень – игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование  атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень – самостоятельное прямое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная посуда, муляжи, флакончики от лекарств и т.д.).

 

     24

3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т.д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень – использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т.д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование  ролевой речи

1 уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т.д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение  правил

1 уровень – отсутствие правил.

2 уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в

  25

            эмоциональной ситуации.

4 уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

 

 

          Результаты наблюдения я представила в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отметила его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, закрашивала клеточку в зеленый цвет, если опережает возрастную норму – в красный, если отстает – в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге я получила таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой – воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

 

 

               

 

 

    26

По таблице можно  определить уровень сформированности игровых навыков у дошкольников:

 

   -опережает возрастную норму у 6.01% детей;

   -соответствует  возрастной норме у 68.9% детей;

  -отстает возрастной  норме у 25.8 %детей.

 

                                                                                      

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                 28

         2.2 Определение уровня развития деятельности

Также мною был определен  уровень развития деятельности. Для проведения этой методики я использовала наблюдение за группой детей в свободной деятельности. Данные исследования я оценивала по следующим критериям и заносила в сводную таблицу:                            

 

  1. проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса. Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):

- интереса к игрушкам  не проявляет ( с игрушками  никак не действует. В совместную  игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует );

- проявляет поверхностный,  не очень стойкий интерес к  игрушкам;

- проявляет стойкий  избирательный интерес к игрушкам;

2) адекватность употребления  игрушек:

- совершает неадекватные  действия с предметами (нелепые,  не диктуемые логикой игры  или качеством предмета действия);

- игрушки использует  адекватно (использует предмет  в соответствии с его назначением);

3) характер действий  с предметами-игрушками:

- неспецифические манипуляции  (со всеми предметами действует  одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);

- специфические манипуляции  – учитывает только физические  свойства предметов;

- предметные действия  – использует предметы в соответствии  с их функциональным назначением;

- процессуальные действия;

- цепочка игровых действий;

- игра с элементами  сюжета;

- сюжетно-ролевая игра.

 

     

                                                        

 

 

 

                                                            29

                                                       

                                                          Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.

      3. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003 - №2. - 25 с.

      4. Божович Л.И.Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

      5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997

      6. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей. М.: Пресс-центр, 1985. - 259 с.

                 7. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. -- СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

                 8. КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр«Академия», 2000

      9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1976. - 156 с.

                 10. Мухина В.С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогическихфакультетов вузов. -- М.: Институт практической психологии, 1998

                 11. Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. -- М.: Тривола, 1995

     12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник;    Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996

     13. ПанфиловаМ.Ф. Игротерапия общения. - Москва: ТОО «ИнтелТех», 1995.

                 14. Развитие общения у дошкольников / под редакцией Запорожца А.В., Лисиной М.И. М.: Просвещение, 1974. - 203 с.

 

 

 

 

 

                                              34

2.3 Проведение  социометрии у детей дошкольного  возраста

Для изучения психологического климата в группе я провела социометрию, которая позволила мне получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, наличие конфликтов как между отдельными детьми, так и микрогруппами.

При проведении социометрии  я создала игровую ситуацию. Мною была проведена социометрическая игра «Секрет». Для этого я подготовила по три красочные картинки на каждого ребенка. Я предложила подарить детям картинку, кому они захотят, только каждому по одной (положительный выбор), и спрашивала, кому из детей ребенок ни за что не подарил бы картинку (отрицательный выбор).

В ходе игры я выясняла у ребенка, почему он выбрал именно этих детей, а ответы фиксировала  на отдельном листе.

Анализ результатов  я провела по следующим направлениям:

  1. Количество положительных выборов;
  2. Количество изолированных детей;
  3. Количество отверженных детей;
  4. Количество взаимных выборов.

Данные исследования я занесла в таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

                                                               31

Ф.И. ребенка

Выбор детей

«+» выборы

«-» выборы

1.Борейко Карина

11,12,19

8

 

2.Борейко Яна

1,7,16

2

 

3.Ващишин Дима

18,13,7

5

 

4.Кравченко Ренат

5,1,6

2

 

5.Крутько Ваня

6,4,16

2

 

6.Крутько Паша

5,8,4

3

 

7.Лещинский Рома

3,18,17

1

 

8.Макольский Влад

5,6,9

1

 

9.Мартынова Валя

1,11,12

2

 

10.Негра Ангелина

1,19,2

0

 

11.Петрушина Аня

1,9,19

3

 

12.Полянская Света

1,19,2

3

 

13.Приходько Женя

3,17,18

3

2

14.Ревяко Леша

15,16,5

0

 

15.Рыбчик Леша

16,1,13

1

 

16.Рыбчик Миша

15,3,18

4

 

17.Слабошевич Влад

18,3,13

3

 

18.Хватик Егор

17,16,3

3

 

19.Цепилова Саша

1,12,11

4

 



         

                                                           

По данным таблицы  можн

 

              32

По данным таблицы  можно определить, что в группе 13 детей со средним уровнем социометрии, 2 изолированных ребенка, 1 ребенок популярен и 1 ребенок – «звезда». Количество взаимных выборов – 16, что составляет 88%. Это говорит о том, что в группе благополучный психологический климат.

В группе существуют следующие основные структуры взаимных выборов: «диады» (взаимным выбором объедены два ребенка), «линейная связь» (взаимным выбором последовательно объединены 3 и более человек), «звезда» (один ребенок находится в центре структуры). Наличие различных структур говорит о высоком уровне развития группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       


Информация о работе Динамика сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада