Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:13, курсовая работа
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа………………………………………….…….5
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов педагогического ВУЗа……..5
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….11
Глава II. Обсуждение результатов экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа…………………..26
2.1. Исследование ценностных ориентаций студентов по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина………………………………………...26
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….….38
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………....51
Приложения………………………………………………………………….......53
Усвоение ценностей происходит также в процессе идентификации. В.Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов.
Необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, "роль" которого субъект принимает, ставя себя на его место.
Идентификация - это процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой, на основании установившейся эмоциональной связи и включение в свой внутренний мир, и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.
Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является также интернализация. Интернализация - сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.
Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности тесно связано с формированием ценностных ориентаций у будущих учителей. Н.А. Асташова выделяет следующие этапы формирования и становления ценностных ориентаций студентов:
1. Предъявление ценностей может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ценностей – каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, в рамках взаимодействия "педагог-студент" во всевозможных проявлениях и сочетаниях. При этом следует отметить, что главным лицом, предъявляющим ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступают образцами деятельности в профессиональной сфере.
2. Осознание ценностей начинается сразу после их предъявления и осуществляется постепенно, включая в себя постижение содержания ценностных ориентаций, способов осуществления действий на их основе и возможных результатов. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности, развитие профессионально значимых качеств, являющихся стержневыми для педагогической деятельности. Ценностные ориентации уже на этом этапе приобретают свойство осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности. Но для того, чтобы ценностные ориентации стали мощной побуждающей силой, они должны быть внутренне приняты субъектом.
3. Принятие осознанной ценностной ориентации осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностных ориентаций с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Очень важным на этом этапе является процесс включения ценностной ориентации в структуру значимых отношений человека. В этом случае ценностная ориентация приобретает смыслообразующую функцию и является серьезным основанием для организации деятельности (в том числе и профессиональной).
На этапе реализации ценностные ориентации уже обладают свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, и вполне закономерно проявление такого свойства, как действенность. В рамках этого этапа ценностная ориентация должна отразить такие свои функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим потенциалом, удовлетворение личностных (профессиональных) интересов.
Особое внимание должно уделяться закреплению ценностных ориентаций. Для того чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмыслить сущность ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в деятельности и поведении. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее способность актуализироваться в сложившихся социокультурных условиях.
Процесс формирование и становление ценностных ориентаций студентов в своей структуре содержит ряд компонентов: целевой компонент, содержательный компонент, процессуально - деятельностный компонент и оценочно-результативный компонент (М.А. Колесников, 2007).
К разряду условий и факторов, препятствующих интериоризации, интернализации ценностей педагогической профессии студентами колледжа следует отнести:
- сохранение предметной «узости» при преподавании отдельных дисциплин;
- незавершенность цикла формирования ценностных ориентаций студентов, когда реализуются не все его компоненты;
- рассогласованность позиций разных субъектов образования о сущности и содержательном заполнении разных групп социально-педагогических ценностей (самых общих в иерархии системы педагогических ценностей);
- традиционность применяемых при организации образовательного процесса форм и технологий при незначительном удельном весе практикоориентированных занятий и др. (О.П. Морозова, 2002).
Успешность формирования ценностных ориентаций студентов обусловлена как внутренними (мотивы учебно-профессиональной деятельности), так и внешними условиями и факторами, к разряду которых Н.П. Никитина относит:
- педагогическую насыщенность и направленность дисциплин специальности;
- педагогическую направленность внеаудиторных занятий студентов;
- применение активных методов обучения и современных педагогических технологий (рефлексивных, тренинговых и др.);
- квазипрофессиональная деятельность (моделирование, создание реальных педагогических ситуаций);
- гуманные субъект-субъектные отношения в системах «студент - педагог», «студент – студент» и др. (Н.Н. Никитина, 2000).
К действенным средствам формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов колледжа, будущих учителей, по мнению Н.Н. Никитиной, так же возможно отнести проведение тренинговых занятий, с целью содействия их личностному и профессиональному саморазвитию.
Г.Н. Ковалев относит тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления.
Другие авторы в сочетании с обучением отметают понятие «опыт». К. Рудестам называет тренинговую форму ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обучения и изменения человека (С.В. Истомина, 2005).
Считая понятие «опыт» общим и ключевым для понимания психологического тренинга, О.В. Евтихов предлагает рассматривать групповой психологический тренинг как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
В настоящее время существует достаточно большое количество различных классификаций психологических тренингов. Авторы, занимающиеся данной проблемой, применяют для классификации различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения и т.д.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева выделяют следующие задачи психологического тренинга:
1) приобретение знаний по
2) приобретение знаний, умений и навыков общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для общения;
4) развитие способности
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Перечисленные задачи решаются с помощью следующих видов тренинга:
- тренинг делового общения (задачи 1-3);
- перцептивный тренинг (задача 4);
- тренинг развития личности (задача 5).
Тренинг личностного развития – разновидность тренинга, направленного на совершенствование личностных качеств и самосознания человека, что, в конечном счете, должно способствовать оптимизации его поведения и самореализации. Таким образом, в процессе и в результате проведения тренинговых занятий участники реализуют ряд значимых потребностей: потребность в самоуважении, в целостности «Я», признании со стороны других людей и др., что создает основу для определения перспектив профессионального и личностного саморазвития. Саморазвитие, в свою очередь, предполагает процесс активного, последовательного, позитивного качественного изменения личности, которое является результатом его собственных усилий (О.П. Морозова, 2002).
Таким образом, создаются условия, активизирующие процесс становления у студентов колледжа, будущих учителей, позитивного образа "Я – профессиональное", что, по мнению Ольхонова Т.В., включает использование разнообразных приемов и методов:
- ценностно-смысловой анализ
- динамическое моделирование и
прогнозирование личностью
- самоисследование, предполагающее
развитие рефлексивных
- творческое моделирование
Использование данных приемов в работе тренинговой группы позволяет решать задачи, связанные с формированием у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности, учитывая при этом основные закономерности (с учетом этапов и механизмов формирования ценностного отношений) данного процесса (Г.Н. Филонов, 2003).
Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы формирования ценностного отношения к значимым аспектам жизни и деятельности человека, мы пришли к следующим выводам:
1. Ценностно-смысловая сфера
2. Педагогические ценности
3. В юношеском возрасте
4. Личностный смысл принято
5. Большинство ученых
6. Н.П. Никитиной выделяются внешние
и внутренние условия и
Информация о работе Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗА