Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 10:51, творческая работа
1. Понятие душевного здоровья
2. Основы светской психотерапии
3. Религиозная психотерапия и её отличие от светской.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”
Кафедра социологии
Творческая работа на тему:
«Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия».
Преподаватель
________ Томашов В.В.
«__» _________ 2012 г.
________ Синицын Е.Е.
«__» _________ 2012 г.
Ярославль, 2012
Содержание
1. Понятие душевного здоровья
2. Основы светской психотерапии
3. Религиозная психотерапия и её отличие от светской.
1. Понятие душевного здоровья
Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа. Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карен Хорни, Эриха Фромма). Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей
Душевное здоровье представляет собой нашу способность трудиться, любить и с относительной легкостью выбираться из стрессов. Когда дела не ладятся, душевное здоровье помогает нам сохранить внутреннее благополучие. Большинство врачей согласны с тем, что в холистической концепции душевное здоровье имеет значение не меньшее чем физическое. Мы занимаемся зарядкой и следим за своим питанием ради того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Мы вступаем в клубы здоровья, покупаем тренажеры и гордимся совершенными формами тела. А душевное здоровье? Что нужно делать, чтобы оставаться на высоте и в душевном плане?
Создание положительного жизненного настроя, поддержание оптимистичного взгляда на жизнь играют важную роль в сохранении нашего душевного здоровья. Если мы фокусируем свое внимание на положительных факторах, барометр нашего душевного состояния ползет вверх. Мы хорошо относимся к окружающим, прекрасно работаем и весело отдыхаем. Нам проще противостоять жизненным трудностям и невзгодам, ибо у нас больше внутренних сил и мы легко находим решение возникающих проблем. Точно так же, как люди, заботящиеся о своем физическом здоровье, лучше переносят хирургические операции, так и тем, кто выработал в себе навыки сохранения положительного настроя, легче преодолеть периоды стрессов и депрессий. Готовые к жизненным невзгодам, они обычно быстрее приходят в норму.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии душевного, или психического, здоровья:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Среди жителей Российской федерации был проведён опрос «Что такое душевное здоровье?»
Основа душевного здоровья – наличие цели в жизни. Так считают 44,2 % россиян, принявших участие в опросе Минздравсоцразвития.
Чуть меньше опрошенных – 41,1 % – считают, что основа душевного здоровья – семья. 39,4 % респондентов сообщили, что душевное здоровье невозможно без полноценного здорового сна. Без радости общения душевное здоровье невозможно для 38,4 % участников опроса, без самосовершенствования – для 37,7 %, без секса – для 36 %. Многие считают основой душевного здоровья физическую активность (36,4 %), отсутствие вредных привычек (28,2 %) и правильное питание (25,2 %). Для 22,4 % участников опроса основой душевного здоровья стала помощь ближнему, а для 15,2 % - религия.
Всего в опросе приняли участие 11605 интернет-пользователей.
Евгений Брюн, главный нарколог Минздравсоцразвития России, так выразил свои мысли относительно психического здоровья человека:
«Не существует такого понятия, как «абсолютно душевно здоровый человек». Мы все в той или иной степени душевны больны. У нас у всех есть свои комплексы. Я думаю, что психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий человек. Если он способен духовно развиваться – то он «душевно» здоров. Также душевно здоровый человек – это бестелесный дух. Физическое здоровье напрямую влияет на душевное.
Каждый человек проходит период вхождения в мир через период дисбаланса с окружающим миром. У некоторых в этот момент в силу специфики личности развиваются невротические реакции или невроз. Но большинство людей благополучно проходят через этот период и попадают в среду новых опасностей. Когда фаза неуверенности в себе сменяется фазой избыточной амбициозности, вместо невротической реакции появляется нетерпимость и повышенная требовательность к окружающим. И в отличие от проблем молодости, когда требуется помощь психотерапевта или психолога, проблемы старшего возраста – это проблемы внутренней культуры человека. Промежуточная фаза типична для людей среднего возраста, когда душевное равновесие нарушается вследствие психоэмоционального перенапряжения. Эти проблемы иногда достигают крайней степени выраженности и требуют помощи специалистов, но чаще всего могут быть решены путем разумного соотношения труда и отдыха. В связи с тем, что ни один человек не может постоянно находиться в равновесии с окружением, для сохранения душевного здоровья главное, чтобы дисбаланс с окружающей средой не выходил за рамки норм и не был частым».
2. Основы светской психотерапии
Психотерапия имеет древние корни, и источники свои полагает в традиционных мистических культах. Исторически субъектами мистериального контакта, выступали:
- человек, испытывающий чувство недостатка в чем либо, лишенности внутреннего покоя, избытка переживаний или «разрыва» связи с предками, с божеством или сообществом;
- сила, функция или условие, благодаря содействию которых человек преодолевал ощущение своего ущербности, патологической измененности и деформированности.
То, кто выполнял функцию посредника между сакральным миром богов и сил, и миром людей, испытывающих особого рода потребности в духовном содействии, выступал в роли терапевта – мистагога, посредника, жреца.
С точки зрения историогенеза и развития культуры, духовное содействие, позже составившее основу психотерапии, имело две доминирующие тенденции, которые условно можно обозначить, как:
- «апполоническая» тенденция – исторически связана с солнечными культами и мистериями мужского начала, рациональными способами воздействия и рациональным постижением реальности;
- «дионисийская» тенденция – связана с лунными культами и мистериями женского начала, ориентировалась на контакт с теневыми аспектами личности, предполагала «иррациональное, гедонистическое и оргиастическое обращение к чувствам», технически связана с измененными состояниями сознания.
В настоящее время психотерапия приобрела особый статус светской практики, касающейся вместе с тем, духовного измерения. В современной культуре психотерапия «не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частичное взаимодействие, и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения». Данная цитата указывает на то, что психотерапия не привязана исключительно к медицинской практике, но имеет более широкий культурный контекст, включающий все многообразие психологических средств воздействия на сознание, эмоциональную сферу и тело человека. Вероятно, условия и границы применения метода должны формироваться с учетом психотерапевтической этики и деонтологии.
Предпосылки формирования психотерапевтической методологии и практики могут выглядеть следующим образом: примитивные культы (шаманизм, магия) – мистерии (инициации) – духовно-мистические практики (аскетика) – религиозные ритуалы (догматика) – оккультные эксперименты (ритуальная магия, эзотерика) – психотерапия (психоанализ). Можно также говорить о том, что в той же мере как эмбрион в онтогенезе проходит стадии эволюционного развития и в итоге человек суммирует элементы каждой стадии в своем организме, также и психотерапия несет в себе, в той или иной степени проявленности, элементы и части всех предыдущих исторических этапов. В зависимости от специфики метода, характерный элемент – магический, инициационный, духовный, ритуальный, оккультный – эксплицируется из коллективного опыта и используется в практике. Собственно психотерапевтическая методология, в том виде, в каком она имеет место быть в настоящем, является результатом обобщения и переозначивания исторического опыта с учетом достижения современной науки в области биологии, психологии, антропологии, философии, экологии и космологии.
Ссылаясь на историческое развитие психотерапии как культурально заданной и биологически предопределенной антропологической практики В.П. Самохвалов определяет содержание психотерапии как «лечение души пациента воздействием на нее душою врача», что прямо соответствует термину психотерапия – исцеление душой. При этом для психотерапии имеет значение:
- исторический этап развития общества,
- контекст культуры,
- духовная основа развития общества,
- антропологический статус
субъектов
Обобщенно, цель психотерапии выглядит как поэтапный процесс адаптации к различным формам проявлений и к типичным для человека условиям интегрального мира, включающего в свою структуру социально-политическое, экономическое, экологическое, культурно-психологическое, материально-вещественное и духовно-мистическое измерение. Все что касается симптома и постановки диагноза, представляет в ряде случаев важность (если речь идет о диагностируемой психопатологии, от содержания которой будет зависеть выбор наиболее оптимальной стратегии лечения), – но оказывается вторичным фактором, способным ограничить поле деятельности терапевта имеющими место предписаниями в отношения «типичных» проявлений и симптомов. Существенное значение приобретает экзистенциальный статус пациента и личный вклад психотерапевта.
Рассмотрение психотерапии как практики личного участия в этапе жизни другого человека, этапе, в течение которого осуществляется терапевтический цикл, расставляет иные акценты нежели, нежели стремление избавить человека от симптомов. Целью тогда становится нечто иное. Если мы включаем в поле методологических предпосылок психотерапии не только медико-биологические или психологические феномены, но и феномены культуры, социально-политические процессы, экономику, философию и религию (работы Дж. Хиллмана), тогда цель может касаться «не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником» (Психотерапевтическая энциклопедия, 2006). Основные профессиональные требования к психотерапевту будут касаться тогда особенностей его личности, которая приобретает характеристики инструмента психологического воздействия. Терапевт при этом действует не при помощи особой терапевтической техники, которая приобретает второстепенное, вспомогательное значение, но посредством своего внутреннего мира – характера, мотиваций, целей и смыслов, всего того что составляет структурные и содержательные компоненты его личности.
Уточняя содержание понятия терапия, можно столкнуться с некоторыми формальными вопросами, которые нередко проблематизирующих практику. Суть этих вопросов заключается в том, для кого предназначена данная практика – если это терапия в обыденном смысле слова, то только ли для «больных», или допустимо говорить о «терапии для нормальных людей». Ссылка на то, что существует медицинская и немедицинская психотерапия не решает существа вопроса. Это тот случай, когда следует, не смотря на все стремления в будущее и к прогрессу, вернуться назад, к осознанию исторических корней данного понятия. В противном случае мы рискуем столкнуться с рядом противоречий. Одним из них является личная терапия и дидактический анализ будущих терапевтов (должно ли их при этом считать носителями патологии), другим – психотерапия пациентов, не имеющих клинического диагноза и никогда не обращавшихся к медицинской помощи. Чем тогда будет являться практика, осуществляемая теми же методами, но со здоровыми, адекватными людьми, оказавшимися по ряду внешних или внутренних причин в ситуации психологического затруднения? (Один из возможных компромиссов – это дифференциация психотерапии и психологического консультирования, как это имеет место в ряде европейских стран. Но и в этом случае не всегда возможно четкое дифференцирование; как правило обозначение «психотерапия» или «консультирование» носит формальный характер, и провести грань не всегда представляется возможным, даже не смотря на то, что существуют определенные критерии как первого, так и второго понятия.)
Термин терапия имеет следующие этимологические корни.
В греческой культуре этим понятием (therapeia) обозначали процесс заботы о религиозных обрядах и культах, сопровождение людей участвующих в них; уважительное отношение к родителям, забота о них; заботу о теле; медицинские услуги и лечение . Как следует из этого перечня характеристик, основной смысл понятия сводится к проявлению заботы, которая может иметь помогающий, опекающий, гигиенический или целительный смысл.
Следовательно, в контексте психотерапии, можно говорить о следующих компонентах ее смыслового пространства:
- психотерапия – это
забота о духовном
- психотерапия – это помощь в реализации этических (нравственных) функций и отношений субъекта в обществе, в отношениях и контактах с близкими и другими людьми;
- психотерапия – это
содействие в реализации «
- психотерапия – исцеление
от недугов, собственно психических
или включающих в себя
В сумме этих характеристик можно выделить центральное смысловое ядро, характеризующее все многообразие практических приемов и методологию психотерапии. Речь идет о психотерапии как целостной стратегии целительного взаимодействия терапевта с пациентом; психотерапия – это последовательный набор методов, направленный на восстановление целостности человека, утраченной в связи с теми или иными причинами. Среди них можно выделить причины соматического, психического, социального и духовного характера. Дополнительный к этому аспект терапии составляют значения бдительности, служения, осознавания – терапевт выступает помощником в этом, если субъект утратил контакт с собой и своим миром. Ф.Е. Василюк подчеркивается в первую очередь утешительный смысл психотерапии.
Таким образом, психотерапия представляет холистическую практику; в глобальной перспективе ее целью выступает поддержание и укрепление общей гармонии самочувствия в широком смысле этого слова, а не «излечение» или «исправление» каких бы то ни было расстройств. Этимологически понятие «лечение» в индоевропейских языках – to heal (англ., лечить), heilen (нем., лечить) – также связано с понятием целостности, целения, происходя от греческого корня holos (греч., целый). Также производными от греческого holos являются английское holy (святой) и немецкое heilig (святой), где святость можно рассматривать как реализацию целостности и полноты.
В контексте целостности, выступающей в качестве практического идеала терапевтической практики, терапия процессуально и методологически связывает процессы исцеления (достижение психической целостности и упорядоченности), избавления от недугов (соматических, психических, социальных, духовных) с восстановлением ощущения психической полноценности, т.е. с тем, что граничит с внутренней религиозностью субъекта. (Состояние психической целостности ассоциируется с чувством внутреннего равновесия и покоя. О. Павел Флоренский в одной из своих работ говорил о том, что достижение внутреннего покоя равнозначно обретению Рая. Об этом же говорят все восточные практики, как о конечном идеале реализации человеком своей психической и духовной природы.)
Информация о работе Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия