Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучении истории и содержания психоанализа.
Объект исследования – психоанализ З.Фрейда.
Предмет исследования – история психоанализа, его содержания, основные представители, место психоанализа в системе философского знания.
Цель работы определила ее задачи. Реализация этих задач отвечает следующему плану:
Введение…………………………………………………………………….3
1. З.ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА……………..5
1.1. Биография З.Фрейда……………………………………………...……5
1.2. Становления З.Фрейда как создателя психоанализа………………...8
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З. ФРЕЙДОМ…………..……..9
2.1. Создание психоанализа ………………………………………….…….9
2.2. Содержание психоанализа ……………………………………………12
2.3. Психоаналитическая модель личности ………………………………18
3. ПСИХОАНАЛИЗ В 20 ВЕКЕ ……………………………….…………..21
3.1. Последователи З.Фрейда……………………………………………….21
3.2. Неофрейдизм……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………
Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения необходимой информации о причинах, источниках и механизмах психических расстройств. В этих целях в 1896 он разработал и применил специальный метод зондирования, исследования, диагностики и терапии, названный им методом свободных ассоциаций. Первое практическое использование этого метода считается датой создания психоанализа, который в общей сложности разрабатывался и развивался З.Фрейдом более 40 лет. И в окончательном виде являл собой сложную систему методов, технических приемов, моделей, гипотез, теоретических конструктов, концепций и ряда разнообразных теорий, различной степени общности и достоверности.
За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социологического учения. Внутренняя логика, смена доминант и точки роста психоанализа позволяют выделить три основных этапа развития классического психоанализа: 1. клинический; 2. психологический; 3. метафизический. На клиническом этапе (1896-1905) психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями. В основных произведениях З.Фрейда этого периода «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905) и др. был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности, выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии и пр.
На психологическом этапе (1905-1913) психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода «Характер и анальная эротика» (1908), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «О психоанализе. Пять лекций» (1910), «Положение о двух принципах психической жизни» (1911), «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) и др. развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии и прочее.
На метафизическом этапе (1913-1939) психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1929), «Введение в психоанализ. Лекции» (1933), «Почему война?» (1933, в соавторстве с Альбертом Эйнштейном), «Моисей и монотеизм» (1939) и др. завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях, развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности, исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества, намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения и пр. Своеобразие развития психоанализа З.Фрейда наложило существенный отпечаток не только на его содержание и потенции, но и на возможности его взаимодействия со всем комплексом наук о человеке, общественным сознанием и культурой.
2.2. Содержание психоанализа.
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.
Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс - основа основ психоанализа.
Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов.
В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До него они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.
Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением.
Фрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала он заменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходе психотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только от врача, но ит от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъектов.
Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало - либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации, т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения таких проявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки, описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятные мысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работы ученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человека одновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос).
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.
Сознательное - это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем ими управлять.
Бессознательное - это все остальные психические поцессы того же человека. Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса.
Предсознательное - состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика - сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики - бессознательная.
В бессознательном расположена одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта.
С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда можеи осознать свое Я.
Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование.
Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания»
Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теорию аналитической, второй - индивидуальной.
Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.
Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо». Однако, следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом.
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Однако было и нечто общее, объединяющее концепции трех названных психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрей придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг - первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и Сверх-Я (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).