Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучении истории и содержания психоанализа.
Объект исследования – психоанализ З.Фрейда.
Предмет исследования – история психоанализа, его содержания, основные представители, место психоанализа в системе философского знания.
Цель работы определила ее задачи. Реализация этих задач отвечает следующему плану:
Введение…………………………………………………………………….3
1. З.ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА……………..5
1.1. Биография З.Фрейда……………………………………………...……5
1.2. Становления З.Фрейда как создателя психоанализа………………...8
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З. ФРЕЙДОМ…………..……..9
2.1. Создание психоанализа ………………………………………….…….9
2.2. Содержание психоанализа ……………………………………………12
2.3. Психоаналитическая модель личности ………………………………18
3. ПСИХОАНАЛИЗ В 20 ВЕКЕ ……………………………….…………..21
3.1. Последователи З.Фрейда……………………………………………….21
3.2. Неофрейдизм……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………
Дальнейшее развитие психоанализ получил в группе исследователей, которые принято объединять под именем неофрейдистов.
2.3. Психоаналитическая модель личности.
В начале 1920-х Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной модели личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, её строения и механизмов деятельности.
Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям «сознание вины» («чувство вины»). Согласно допущению Фрейда, это чувство послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле целостных (синкретичных) психики и личности.
Фрейд представил личность в виде трёх взаимодействующих сфер: «ОНО», Ид (Id) – «Я», Эго (Ego) – «СВЕРХ-Я», Супер-Эго (Super-Ego). Эти сферы были сопряжены с соответствующими системами психики (Бессознательным - Предсознательным – Сознательным), содержание и функционирование которых, как полагал Фрейд, отражает существо личности во всём её многообразии.
«Оно» представлялась Фрейдом как главенствующая сфера личности, руководствующаяся принципом удовольствия и являющая собой неорганизованную, но единую силу (включающую в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр.), выступающую в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии (либидо) и поставщиком её для других сфер личности, происходит вечная борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая её сущность и поведение личности.
«Я», по Фрейду, происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности. Эта сфера включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и др. Эта сфера «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые постоянно угрожают ему и держат в состоянии постоянного напряжения и страха. В работе «Я и Оно» Фрейд подчеркнул, что «по отношению к «Оно» - «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же – силами заимствованными… Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остаётся только вести её туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенно волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей».
«Сверх-Я», по мысли Фрейда, как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и руководствуется принципом реальности. Эта сфера является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Оно» и «Я» и пребывает в постоянном конфликте с «Я».
Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее её защиту от самой себя и внешнего мира.
Существенным положительным результатом
учения Фрейда о личности стала разработанная
им концепция «механизмов защиты» («защитных механизмов»),
согласно которой личность располагает
определённым набором «защитных механизмов»:
сублимация, вытеснение, регрес
Подчёркивая, что поведение личности обусловливается различными уровнями мотивации с точки зрения их осознанности, Фрейд увязывал проблему мотивации с разработанными им принципами динамизма личности и её изменчивости в зависимости от времени и деятельности.
Дополняя теорию личности учением о характерах, он констатировал, что характер личности в основном формируется в течение первых пяти лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального порядка.
Принципиально важным моментом учения Фрейда стало основанное им на многочисленных исследованиях акцентирование особой и даже исключительной роли детства в формировании личности. Фрейд констатировал, что в этом процессе существенную роль играет развитие психосексуальности и классифицировал характеры в зависимости от преобладающего влияния в их формировании той или иной эрогенной зоны (оральный, анальный, фаллический и уретральный).
Утверждая конфликтную природу личности, Фрейд полагал, что источником её творческой деятельности также является конфликт (как психосексуальный феномен) и осуществил ряд специальных «патографических исследований», в которых на примере анализа личностей Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского и Т.В. Вильсона стремился подтвердить и проиллюстрировать данный вывод.
Отстаивая положение о доминирующей роли сексуальности в творческом процессе (как высшей форме проявления сущности личности), Фрейд исследовал связь и общие корни творчества и невроза. В заключении он пришел к выводу, что творческая деятельность смягчает личностный конфликт и является эффективным средством психотерапии.
3. ПСИХОАНАЛИЗ В 20 ВЕКЕ.
3.1. Последователи З.Фрейда.
Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937),создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй индивидуальной. Их имена в психоанализе были так тесно связанны, что когда Юнг, представляясь хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тот переспросил: "Фрейд-Юнг-Адлер?", и услышал в ответ извинительное: "Нет, только Юнг".
По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего "отца" не тому что он наставлял, а тому, что он делал". Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.
Первым нововведением Юнга было понятие о "коллективном бессознательном". Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет "нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".
Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в философском смысле" Юнг, тем не менее отрицает ее, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д.".
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация- это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.
3.2. Неофрейдизм.
Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о мировоззрении, психологии и философии (часть психотерапии см. выше) , то фрейдизм это общее название различных школ и направлений , стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В конце 30 - х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) , представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953) , Эрих Фромм (1900-1980) , В. Райх (1897-1957) , Г. Маркузе (1898-1979) и др.
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании его взглядов сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
1. Человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.