Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:38, творческая работа
Социально-психологическая компетентность – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в ситуациях социальных; 2) умение правильно определять особенности личностные и состояния эмоциональные других людей; 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого (рефлексия; эмпатия).
- в легализации претензий,
- в устранении возникшего противоречия (решение проблемы),
- в соблюдении
условий достигнутого
4. Принуждение
– используется инициатором
«Я сказал!» Использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти эффективные cпособы разрешения конфликта – у инициатора. У ответчика возникает униженное состояние, и желание отомстить ==> напряжение все равно остается.
Принуждение оправдано:
- при дефиците времени;
- в экстренных ситуациях;
- при субординации.
Пример: родители – дети; авторитарный начальник – подчиненный. Принуждение – самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта.
5. Конфронтация как способ
используется обеими сторонами:
Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться ==> конфликт заходит в тупик ==> необходима 3-я сторона – посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. И когда это принципиальный вопрос.
6. Сотрудничество – такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет.
Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения конфликта:
- Обсуждение позиций;
- выбор альтернатив.
Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.
4. Понятие психологической культуры (см. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. – СПб.)