Задержка психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 02:31, доклад

Краткое описание

Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями

Вложенные файлы: 1 файл

Задержка психического развития.docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

Задержка  психического развития (ЗПР) 

 

 Несмотря  на многообразие  ее проявлений, характеризуется  рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).

В целом при своевременной  и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане  коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально  ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. У.В. Ульенкова (1990) справедливо отмечает, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте. 

 

 

 

Умственная  отсталость 

 

 В  отличие от  задержки психического развития, носит необратимый характер, так  как в этом случае стойкое  нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются (С.Я.Рубинштейн, 1990; В.В. Лебединский, 1985).

Таким образом, очевидно, что  своевременно начатая коррекционная  и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат. 

 

 

 

Задержка психического развития - выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.

Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990). 

 

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального  темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного  возраста, продолжает оставаться в  кругу дошкольных, игровых интересов.

К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация  ЗПР.

Основные клинические  типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому  принципу:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебрастенического (церебрально-органического  происхождения). 

 

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры  и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических  расстройств.

I.                    Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их

II.                  поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных  школах, им требуется специальное  обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в  течение начальной школы могут  догнать своих сверстников и  в дальнейшем обучаться со всеми.

II. Задержка психического  развития соматогенного происхождения.  Этот тип задержки развития  обусловлен длительной соматической  недостаточностью различного происхождения:

• хроническими инфекциями;

• аллергическими состояниями;

• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

• детскими неврозами;

• астенией.

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко  имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических  наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей  физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически  ослабленный или больной ребенок. Такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные  отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых  неурядиц (гиперопека родителей), и  это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его  абсолютной безнадежности и ставить  его в соответствующие условия. Рассмотрим особенности развития такого ребенка.

Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз  таких детей зависит от их состояния  здоровья.

III. Задержка психического  развития психогенного происхождения  связана с неблагоприятными условиями  воспитания, препятствующими правильному  формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия  среды, рано возникшие, длительно действующие  и оказывающие травмирующее влияние  на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической  сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

IV. Задержка психического  развития церебрастенического (церебрально-органического)  происхождения. У детей такого  варианта отклонений имеется  органическое поражение ЦНС, но  это органическое поражение носит  очаговый характер и не вызывает  стойкого нарушения познавательной  деятельности, не приводит к умственной  отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается  наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью  нарушений как в эмоционально-волевой  сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место  в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей  с этим типом ЗПР в большинстве  случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной  системы, чаще резидуального характера  вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Церебрально-органическая недостаточность  накладывает типичный отпечаток  на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую  незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже  на первый взгляд не вписывается  в атмосферу класса массовой  школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто  конфликтует со сверстниками, не  воспринимает и не выполняет  школьных требований, но в то  же время он прекрасно чувствует  себя в игре, прибегая к ней  в тех случаях, когда возникает  необходимость уйти от трудной  для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со  строгими правилами (например, сюжетно-ролевые  игры) детям с ЗПР недоступны  и вызывают страх или отказ  играть.

2. Не осознавая себя  учеником и не понимая мотивов  учебной деятельности и ее  целей, такой ребенок затрудняется  в организации собственной целенаправленной  деятельности.

3. Информацию, идущую от  учителя, ученик воспринимает  замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия  он нуждается в наглядно-практической  опоре и в предельной развернутости  инструкций. Словесно-логическое мышление  недоразвито, поэтому ребенок  долго не может освоить свернутые  мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий  уровень работоспособности, быстрая  утомляемость, объем и темп работы  ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно  обучение по программе массовой  школы, усвоение которой не  соответствует темпу их индивидуального  развития.

6. В массовой школе  такой ребенок впервые начинает  осознавать свою несостоятельность  как ученика, у него возникает  чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход  в более доступную деятельность.  

 

Умственная отсталость

- стойкое нарушение познавательной  деятельности, возникшее в результате  органического поражения головного  мозга. Понятие У. о. включает  в себя такие формы нарушений,  как олигофрения и деменция. У.о., в 
зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии. 

 

 

  

 

 

 

Олигофрения

Деменция (приобретенная  УО, после 3-х лет)

(«мало, слабоумие») особая  форма психического недоразвития, возникающая 
вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных 
искажений, органического поражения центральной нервной системы во 
внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития (до 2-3-летнего 
возраста). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный 
(непрогрессирующий) характер.

стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением  критичности, ослаблением памяти, обеднением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга  при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.


 

 

     Дебильность  – («смотрящий сквозь мутное  окно»)- умственная отсталость в  такой степени, когда ребенок  может обучаться по специальным  коррекционным образовательным  программам во 
вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями.

Имбицильность – («имбиз» - не может существовать без помощи) умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные  навыки самообслуживания и 
обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия, 
памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально- 
волевой сферы. Определенная часть детей с И. может овладеть простейшими 
навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

Идиотия -  («идиос» - существует сам по себе) самая глубокая степень  умственной отсталости. Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего  мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для  таких детей характерно нарушение  моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть  нарушений такова, что дети ведут  лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются  элементарные навыки самообслуживания.  

Информация о работе Задержка психического развития