Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 02:31, доклад
Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями
Задержка психического развития (ЗПР)
Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).
В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.
Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. У.В. Ульенкова (1990) справедливо отмечает, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.
Умственная отсталость
В отличие от
задержки психического
Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекционная и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.
Задержка психического развития - выражается в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания.
Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Т.А, Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкоеа, 1990).
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.
Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
а) конституционного происхождения;
б) соматогенного происхождения;
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).
Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
I. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их
II. поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.
Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
II. Задержка психического
развития соматогенного
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Все это может привести
к снижению психического тонуса, нередко
имеет место и задержка эмоционального
развития – соматогенный инфантилизм,
обусловленный рядом
Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
III. Задержка психического
развития психогенного
Неблагоприятные условия
среды, рано возникшие, длительно действующие
и оказывающие травмирующее влияние
на психику ребенка, могут привести
к стойким сдвигам его нервно-
IV. Задержка психического
развития церебрастенического (
Этот вариант ЗПР встречается
наиболее часто и нередко обладает
большой стойкостью и выраженностью
нарушений как в эмоционально-
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.
Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже
на первый взгляд не
2. Не осознавая себя
учеником и не понимая мотивов
учебной деятельности и ее
целей, такой ребенок
3. Информацию, идущую от
учителя, ученик воспринимает
замедленно и так же ее
4. У детей с ЗПР низкий
уровень работоспособности,
5. Для них недоступно
обучение по программе
6. В массовой школе
такой ребенок впервые
Умственная отсталость
- стойкое нарушение
зависимости от выраженности нарушений
традиционно подразделяется на степени
дебильности, имбецильности, идиотии.
Олигофрения |
Деменция (приобретенная УО, после 3-х лет) |
(«мало, слабоумие») особая
форма психического |
стойкое ослабление познавательной
деятельности, сочетающееся со снижением
критичности, ослаблением памяти, обеднением
эмоций. О Д. говорят, когда заболевание,
приведшее к ней, началось в возрасте
старше 2-3 лет. В детском возрасте
Д. может возникнуть в результате
органических заболеваний мозга
при шизофрении, эпилепсии, вследствие
воспалительных заболеваний мозга
(менингоэнцефалитов), а также вследствие
травм мозга (сотрясений и ушибов).
Д. носит прогредиентный характер, т.е.
наблюдается медленное |
Дебильность
– («смотрящий сквозь мутное
окно»)- умственная отсталость в
такой степени, когда ребенок
может обучаться по
вспомогательной школе, овладевать несложными
рабочими профессиями.
Имбицильность – («имбиз» -
не может существовать без помощи)
умственная отсталость в такой степени,
когда ребенок может овладевать
речью и усваивать несложные
навыки самообслуживания и
обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются
глубокие дефекты восприятия,
памяти, мышления, коммуникативной функции
речи, моторики и эмоционально-
волевой сферы. Определенная часть детей
с И. может овладеть простейшими
навыками чтения, письма, счета. После
специального обучения они могут работать
в специально организованных мастерских.
Идиотия - («идиос» - существует сам по себе) самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.