Задержка психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 02:31, доклад

Краткое описание

Несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями

Вложенные файлы: 1 файл

Задержка психического развития.docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

 

Сравнительная характеристика детей  с ЗПР и  детей с умственной отсталостью (УО) 

 

Характерные особенности  детей с ЗПР

Характерные особенности  детей с  умственная отсталость

1 параметр, определяющий  характер  психического дизонтогенеза  - функциональной локализацией нарушения  (дефекты)

Характерны только частные  дефекты.

Характерна парциальность  поражения с недостаточностью корко-подкорковых  функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно  нейродинамического характера, что  определяет лучший прогноз и динамику развития.

Характерен приоритет  общих дефектов над частными. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 параметр  связан со  временем поражения.

Характерно более позднее  время воздействия вредности,

длительность воздействия  негативных факторов значительно меньше.  

 

 

Характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур).

Длительность воздействия  негативных факторов значительно больше.

3  параметр характеризует  взаимоотношения между первичным  и вторичным дефектом

Особую роль играет социокультурный  фактор. 

Приоритетное влияние  оказывают биологические факторы.

Критерий  распространенности

Встречается значительно  чаще,  показатели  распространенность составляют 7–11%.

Встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%

Дети с ЗПР  не имеют  нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

Стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.

При своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит  обратимый характер. Нарушения психических  функций  в дальнейшем преодолеваются

УО носит необратимый  характер. Нарушения сложных психических  функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.


 

 

Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью.

 

Умеренная умственная отсталость F-71 

Тяжелая умственная отсталость

F-72 

1. Физическое развитие 

Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы.

Отклонения в физическом развитии более выражены. 

2. Двигательная сфера 

Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. 

Движения хаотичны, плохо  координированы. Походка детей неустойчива. Слабая регуляция мышечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.

3. Бытовые навыки 

Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.

При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен  самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене. 

4. Социальный опыт

Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого:

— напоминание дороги в школу, 
местонахождения класса, туалета, 
столовой и т. д.;

— помощь в различении средств 
передвижения, соблюдении правил 
перехода улицы с учетом сигнала 
светофора;

— помощь в использовании пред 
метов одежды, бытовых предметов 
и др. с учетом сезона, ситуаций 
(дома, в школе, театре и др.). 
Крайне ограничены знания о себе, 
семье, ближайшем окружении.

Не ориентируются в  окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов оби-

хода. 

 

 

5. Способность к общению  

Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.).    Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.).

Контакт крайне затруднен  из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение.  Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п. 

6. Способность к деятельности  

Интерес к деятельности взрослого  слабо выражен и неустойчив. Интерес  вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается.

Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют.

Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.  

Интерес к действиям взрослого  не проявляется.

Пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания-

Простейшие действия при  совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы.  

7. Сформированность ВПФ

Восприятие

При восприятии различают  знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых.  Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.  Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.

Восприятие знакомых и  незнакомых людей менее дифференцировано. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого.  Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.).  Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна.  

Память 

Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна.

Опосредованное запоминание  недоступно. 

Мышление 

Операции обобщения на элементарном уровне. Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.

Обобщение недоступно. Не понимают причинно-следственных зависимостей.

Крайне низкий уровень  обучаемости

Речь 

Большие трудности в понимании  обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации. 

Доступно пониманию небольшое  количество слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. 





Информация о работе Задержка психического развития