Защита неприкосновенности личной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

ель – раскрыть сущность и специфику защиты неприкосновенности личной жизни, с помощью этического кодекса психолога.
Задачи:
1) Раскрыть сущность этики психолога;
2) Проанализировать основные этические принципы в психологии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные этические принципы ……………………………………4-16
Глава 2. Защита неприкосновенности личной жизни……………………...17-20
Заключение…………………………………………………………………….....21
Список использованной литературы………………………………………...…22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психодиагностике.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

     3. Решение этических дилемм.

1). Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

2). В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

 

     4. Принцип честности. 
Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции. 
     Принцип честности включает:

1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей.

Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 

     2. Честность.

1). Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая  психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.  
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. 
     При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что: 
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;  
– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;  
– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;  
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс. 
При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

2). Публичное распространение сведений  об оказываемых Психологом услугах  служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

3). Психологу запрещается организовывать  рекламу себе или какому-либо  определенному методу вмешательства  или лечения. Реклама в целях  конкуренции ни при каких условиях  не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

4). Психологу не разрешается  предлагать скидку или вознаграждение  за направление к ним нему  Клиентов или заключать соглашения  с третьими лицами с этой  целью.

     3. Прямота и открытость.

1). Психолог должен нести ответственность  за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

2). Психолог формулирует результаты  исследования в терминах и  понятиях, принятых в психологической  науке, подтверждая свои выводы  предъявлением первичных материалов  исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

3). В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

     4. Избегание конфликта интересов.

1). Психолог должен осознавать  проблемы, которые могут возникнуть  в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

2). Психолог не должен использовать  профессиональные отношения в  личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

3). Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может  возникнуть после формального  прекращения отношений Психолога  с Клиентом. Психолог в этом  случае также несет профессиональную  ответственность.

4). Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

     5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

1). Результаты психологических  исследований должны быть доступны  для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

2). Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

3). Психолог не должен своими  действиями способствовать вытеснению  коллеги из его сферы деятельности  или лишению его работы.

4). Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

     5. Принцип этической и юридической правомочности.  
1). Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. 
2). В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии. 
3). Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4). Психолог может выполнять  свои обязанности официального  эксперта в соответствии с  законом. При этом на него полностью  распространяются нормы данного Кодекса.

 

     6. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

1). Психолог информирует клиента  о целях и содержании психологической  работы, проводимой с ним, применяемых  методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2). В процессе профессиональной  деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3). Психолог должен информировать  участников психологической работы  о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на  их решение участвовать (или не  участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный  эмоциональный опыт и др.

4). Для получения согласия клиента  на психологическую работу с  ним психолог должен использовать  понятную терминологию и доступный  для понимания клиента язык.

5). Заключение по результатам  обследования не должно носить  категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6). В ходе обследования психолог  должен выявлять и подчеркивать  способности и возможности клиента.

 

     7. Принцип благополучия клиента.

1). В своих профессиональных  действиях психолог ориентируется  на благополучие и учитывает  права всех субъектов образовательного  процесса. В случаях, когда обязанности  психолога вступают в противоречие  с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». 
2). Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. 
3). В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4). Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

 

     8. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

1). В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. 
2). Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога. 
3). Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Защита неприкосновенности личной жизни.

 

В связи с тестами, особенно личностными, возникает вопрос о вторжении в личную жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни определяется как право индивидуума самостоятельно решать, в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни с другими людьми, причем это право далее характеризуется как «совершенно необходимое для обеспечения свободы и самоопределения».

Поскольку некоторые тесты эмоциональных, мотивационных и аттитюдных характеристик личности обязательно имеют замаскированный характер, то обследуемый человек может раскрывать в процессе такого теста эти характеристики, не отдавая себе в этом отчета.

Для эффективности тестирования иногда приходится скрывать от тестируемого специфику интерпретации его ответов. Тем не менее никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. В этой связи первейшая обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста.

Хотя озабоченность вторжением в личную жизнь выражалась, в основном, в связи с личностными тестами, логично распространить ее на все типы тестов. Бесспорно, любой из тестов интеллекта, способностей или достижений может выявить такие пробелы в навыках и знаниях, которые тестируемый предпочел бы скрыть. Более того, простое наблюдение за поведением человека во время целенаправленной беседы, случайного разговора или встречи может открыть такую информацию о нем, которую он не хотел бы выдавать и обнаружил невольно. То, что именно психологические тесты часто выбирались на роль главных обвиняемых в дискуссиях о посягательстве на тайну личной жизни, вероятно, отражает преобладание ошибочных представлений о сути тестов, равно как и злоупотребление ими в качестве единственной основы для принятия решения в отношении конкретных людей. Если бы все тесты понимались как средства измерения выборочных образцов поведения, не обладающие никакими мистическими способностями проникать за границы поведения, то распространенные опасения и подозрения быстро бы рассеялись. Аналогично, если бы тесты интерпретировались в контексте комплексных оценок всякий раз, когда дело касается важных для конкретного человека решений, снизилось бы и то чрезмерное значение, которое часто придается полученному результату по какому-либо тесту.

Следует заметить, что всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Разумеется, как ученые, психологи преследуют цель преумножения знаний о человеческом поведении. Возникающие при этом ценностные конфликты каждый раз должны разрешаться с учетом конкретной ситуации. Проблема, очевидно, не столь проста и потому стала предметом широкого обсуждения.

 Обеспечение тайны личности никакие универсальные правила гарантировать не могут, они только служат общими ориентирами, но в конкретном случае эти ориентиры не в состоянии заменить этическую сознательность и профессиональную ответственность самого психолога, принимающего свои решения в соответствии с частными обстоятельствами.

Одним из релевантных факторов является цель проведения тестирования — индивидуальное консультирование, отбор и распределение персонала или научное исследование. Например, в условиях клиники и при индивидуальной консультации клиенты обычно более охотно раскрываются с тем, чтобы получить помощь в решении своих проблем. Однако, какой бы ни была цель тестирования, защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования. Важное следствие этого принципа состоит в том, что должны быть использованы все реальные возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.

Информация о работе Защита неприкосновенности личной жизни