Значение в изучении личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Одним из первых к изучению личности преступника обратился Чезаре Ломброзо, который предложил для этой цели антропометрическую методику. Он основывался на биологической и наследственной концепциях возникновения преступных наклонностей индивида и утверждал, что уже в момент рождения ребенка, измеряя его части тела, выявляя отдельные непропорциональности, можно точно прогнозировать направленность его криминальной деятельности. Данная теория нашла отражение в реакционных течениях XX столетия типа фашизма и не была воспринята отечественными представителями естественно-научного материализма (И. М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым и др.). Вместе с тем академик В.М.Бехтерев (1909 г.) в некрологе по поводу смерти Ч.Ломброзо писал, что он совершил революцию в уголовном праве, обратившись к характеристике личности преступника, к обоснованию его индивидуальных особенностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, структура, типология и формирование
личности преступника.
Соотношение социального и биологического в
личности преступника 6
Понятие личности преступника 9
Структура личности преступника 16
Типология личности преступника 22
Формирование личности преступника 25
Глава 2. Классификация личности преступников.
Классификация преступников 34
Насильственный тип преступника 40
Корыстный тип преступника 45
Психологические особенности преступников –
- профессионалов 47
Психологические особенности неосторожных
преступников 50
Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 55
Глава 3. Значение в изучении личности преступника.
Значение изучения личности преступника 59
Заключение 62
Список использованной литературы 64

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 105.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, структура, типология и формирование

личности преступника.

    1. Соотношение социального и биологического в

личности преступника 6

    1. Понятие личности преступника 9
    2. Структура личности преступника 16
    3. Типология личности преступника 22
    4. Формирование личности преступника 25

Глава 2. Классификация личности преступников.

    1. Классификация преступников 34
    2. Насильственный тип преступника 40
    3. Корыстный тип преступника 45
    4. Психологические особенности преступников –

- профессионалов 47

    1. Психологические особенности неосторожных

преступников 50

    1. Психологические особенности несовершеннолетних

правонарушителей 55

Глава 3. Значение в изучении личности преступника.

    1. Значение изучения личности преступника 59

Заключение 62

Список использованной литературы 64

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.

Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдь не напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, "выбирает" и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.

В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

В период с 1917 по 1935 год личность преступника изучали В.М.Бехтерев, С.В. Познышев, М.Н. Гернет, А.Н. Ловеч, И.Н.Петрова, Ю.Ю.Бехтерев и другие ученые. Были разработаны типологии преступников, в частности, по критериям содержания внутреннего психического мира и внешних проявлений, особенностям деформированных свойств и качеств личности (С.В. Познышев, А.Ф.Лазурский и др.). В дальнейшем в связи с развитием социалистической идеологии широкое распространение получила социальная теория происхождения криминальных свойств и качеств индивида. В то же время разработанные прежде учения (в частности, об эндогенных и экзогенных чинах личности) были подвергнуты незаслуженной критике и преданы забвению.

Одним из первых к изучению личности преступника обратился Чезаре Ломброзо, который предложил для этой цели антропометрическую методику. Он основывался на биологической и наследственной концепциях возникновения преступных наклонностей индивида и утверждал, что уже в момент рождения ребенка, измеряя его части тела, выявляя отдельные непропорциональности, можно точно прогнозировать направленность его криминальной деятельности. Данная теория нашла отражение в реакционных течениях XX столетия типа фашизма и не была воспринята отечественными представителями естественно-научного материализма (И. М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым и др.). Вместе с тем академик В.М.Бехтерев (1909 г.) в некрологе по поводу смерти Ч.Ломброзо писал, что он совершил революцию в уголовном праве, обратившись к характеристике личности преступника, к обоснованию его индивидуальных особенностей.

Новый этап в разработке личности преступника начался в шестидесятые годы. Следует отметить работы таких ученых, как Абельцев С.Н., Анонян Ю.М., Борисова С.Е., Еникеев М.И., Лунеев В.В. и многих других.

Чем же все-таки отличается преступник от других людей, в чем специфика его личности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, структура, типология и формирование личности преступника.

 

    1. Соотношение социального и биологического в личности преступника

 

Одна из коренных проблем изучения личности преступника — соотношение социального и биологического1. Специфическим для криминологии основанием повышенного интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематики выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной  преступности, рецидива преступности несовершеннолетних и неосторожной, связанной с использованием источников повышенной опасности.

В психологии данная проблема рассматривается диалектически. Биологическое и социальное выступают в нём во взаимодействии. Определяющим фактором психического развития личности является социальная среда. Биологическое в человеке не отрицается, не уничтожается, а включается в качестве соподчинённого элемента в высший (социальный) в преобразованном  (социализированном) виде. Биологическое оказывает влияние на поведение человека не прямо, а опосредованно.

Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Некоторые учёные объясняют агрессивное поведение человека, в том числе и преступные формы его выражения, прямым проявлением врождённых агрессивных устремлений человека. Это не совсем так. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.

Становится очевидным психологический механизм формирования агрессивного поведения у этих лиц2:

1. Ребёнок, которого родители постоянно физически наказывают, перенимает их собственное поведение.

2. Частое физическое поведение вызывает у него состояние фрустрации. Накопившуюся обиду, озлобленность ребёнок возмещает на доступных ему лицах, прежде всего, на сверстниках.

Таким образом, социальные факторы являются решающими в формировании и развитии у ребёнка, а затем и взрослого человека агрессивного поведения, которое может принимать в случае нравственной деформации личности антисоциальные формы выражения.   

Важное направление исследования влияния биологических факторов на преступное поведение связано со случаями, когда у преступника имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение. Их необходимо учитывать при оценке общественной опасности личности.

К психическим аномалиям (пограничным состоянием), которые должны учитываться при оценке общественной опасности лиц, совершивших преступления, относятся психопатии, алкоголизм, наркомания, слабоумие в форме дебильности, травмы центральной нервной системы, эпилепсия. Они снижают сопротивляемость к воздействию конфликтных ситуаций.

Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии: психопатии и психопатические состояния — у 33%;  органические поражения центральной нервной системы — 19%; ушибы головного мозга — 18%;  хронический алкоголизм — у 17%. В целом среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 70%.

Также отмечается интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам почти в 4 раза рост преступности среди несовершеннолетних в целом.

Таким образом, психические аномалии воздействуют на поведение, в том числе преступное, не сами по себе, а через формирующее влияние на психологические особенности личности. Именно эти особенности, а не психические аномалии, следует признать криминогенными.      

Определяя силу влияния психических аномалий, нужно подчеркнуть, что они автоматически приводят к совершению преступления. На индивидуальном уровне можно говорить о возможности совершения преступления лицами с такими отклонениями, и только на статистическом уровне криминогенность этого фактора становится «неизбежной». Необходимо отметить, что на преступное поведение оказывает влияние не отдельный признак психического расстройства, а такое комплексное образование, как «патопсихологический синдром».

Значительную сложность представляет анализ биосоциальных импульсов3. В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействиям непреодолимой тяги к кровавым преступлениям, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к кровавым преступлениям в местах лишения свободы или после выхода на свободу они добровольно обращались к специалистам, которые оказывали им достаточно эффективную медицинскую помощь.

 

 

 

 

    1. Понятие личности преступника.

 

Под личностью понимается целостная совокупность взаимосвязанных черт, свойств и качеств участника и носителя общественных отношений.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение4.

Личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения5. Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью. Поскольку именно личность является носителем причин совершения преступлений, то своевременное изучение личности преступника способствует успешному предупреждению отдельных преступлений. Личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Личность преступника выражает социальную сущность лица6. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления: физическую сущность лица как человеческого индивида, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т.п.), в силу которых лицо может рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем детализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, социальную оценку общественных ценностей и самооценку, психофизиологические особенности и т.д.

Психологическое и социологическое изучение личности преступников и законопослушных граждан позволяет сделать вывод, что преступник – это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения7. Это сочетается с высокой чувствительностью в межличностных взаимоотношениях, из-за чего такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.), и у них плохая социально полезная приспособляемость, из-за чего возникают немалые сложности при попытках адаптироваться в тех же малых группах.

Информация о работе Значение в изучении личности преступника