Значение в изучении личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Одним из первых к изучению личности преступника обратился Чезаре Ломброзо, который предложил для этой цели антропометрическую методику. Он основывался на биологической и наследственной концепциях возникновения преступных наклонностей индивида и утверждал, что уже в момент рождения ребенка, измеряя его части тела, выявляя отдельные непропорциональности, можно точно прогнозировать направленность его криминальной деятельности. Данная теория нашла отражение в реакционных течениях XX столетия типа фашизма и не была воспринята отечественными представителями естественно-научного материализма (И. М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым и др.). Вместе с тем академик В.М.Бехтерев (1909 г.) в некрологе по поводу смерти Ч.Ломброзо писал, что он совершил революцию в уголовном праве, обратившись к характеристике личности преступника, к обоснованию его индивидуальных особенностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, структура, типология и формирование
личности преступника.
Соотношение социального и биологического в
личности преступника 6
Понятие личности преступника 9
Структура личности преступника 16
Типология личности преступника 22
Формирование личности преступника 25
Глава 2. Классификация личности преступников.
Классификация преступников 34
Насильственный тип преступника 40
Корыстный тип преступника 45
Психологические особенности преступников –
- профессионалов 47
Психологические особенности неосторожных
преступников 50
Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 55
Глава 3. Значение в изучении личности преступника.
Значение изучения личности преступника 59
Заключение 62
Список использованной литературы 64

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 105.84 Кб (Скачать файл)

2) Социально – ролевые признаки - трудовая, бытовая и преступная деятельность:

-трудовая – большинство преступников не имеют постоянного источника доходов или имеют доходы от неквалифицированного труда; (увеличение уровня маргинализации общества (нуждаются в материальной поддержке и иной социальной помощи) за счет безработных, беженцев из Закавказья, бездомнных, алкоголиков и наркоманов);

-бытовая деятельность характеризуется деформацией семейных отношений, влекущая рост числа бытовых преступников, совершающих преступления хулигаско-насильственного типа на почве семейных и бытовых конфликтов, в большинстве случаев после совместного распития спиртных напитков;

-преступная деятельность характеризуется негативным отношением к основным правилам поведения и отрицательным представлением о социальных отношения и ценностях, реализуется независимо от ситуации и содействует выбору противоправного пути достижения цели даже при наличии законных возможностей.

3) Нравственно-психологические признаки личности преступника выражаются в отношении преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно одобряемым социальным ролям.

Личность преступника, как правило, связанна с устовйчивыми искажениями ценностных ориентаций.

Неполнота ценностных ориентаций характеризуется отсутствием в их системе тех или иных идей и представлений, имеющих важное социальное значение (пример, исключение системы ценностей такого приницпа, как уважение к людям, превращает ее в мировозрение эгоиста. Так, рецидивисты наделены избирательным "уважением", по отношениею к более сильному и опытному преступнику. (это антиценности, так как у них антисоциальная направленность).

4) Уголовно-правовые признаки.

Степень правового сознания личности преступника выражается в ее несформированности и противоречивости, в недооценке права, безотвественном к нему отношении, в активном неприятии правовых запретов.

По глубине деформированности правовой психологии выделяет два уровня:

  1. В принципе лицо убеждено в справедливости закона, но не прилагает общие требование к конкретной ситуации либо приносит правовой запрет в жертву сиюминутным интересам (дефектность психологии у случайных, ситуационных и неустойчивых преступников).
  2. Активная противоправная позиция (у многих рецидивистов).

5) Биофизиологические признаки- это пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. Причем, биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.

Лица, совершающие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам с одной стороны, а с другой – они по тем же признакам схожи, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Типология личности преступника.

 

Тип личности преступника - это устойчивая криминальная направленность личности, связанная с характерным для нее образом жизни, упрочившимися обобщенными способами поведения16.

Критерием типического в преступнике является степень его социальной вредности (общественной опасности).

Это и является основанием для выделения трех типов преступников17:

    1. Асоциальный (менее злостный);
    2. Антисоциальный (злостный);
    3. Тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).

Асоциальный тип характеризуется несформированностью положительных социальных позиций, удерживающих личность от возможного антиобщественного поведения в неблагоприятных ситуациях.

Антисоциальный тип характерен для личности злостного, профессионального преступника. Он проявляется в постоянной готовности личности к преступному поведению.

«Случайный» тип – это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личной особенностью является низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения18.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности умышленных преступников выделяются следующие типы19:

1. Преступники с антисоциальной  корыстной направленностью. Здесь  выделяют четыре подгруппы преступников:

а) корыстно-хозяйственные (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования);

б) корыстно-служебные (хищение путем злоупотребления служебным положением, обман клиентов, вымогание взяток);

в) воры - лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);

г) мошенники (подделка документов, обман и вымогательство).

2. Преступники с антисоциально-корыстной  насильственной направленностью - лица  с корыстными посягательствами, соединенные с насилием над  личностью (насильственное вымогательство, грабежи, насильственные нападения).

3. Преступники с антигуманной (агрессивной) направленностью - лица  с крайне пренебрежительным отношением  к жизни, здоровью и личному  достоинству других людей. В этой  группе выделяются следующие  четыре подгруппы:

а) хулиганы;

б) злостные хулиганы;

в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;

г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности (убийства, изнасилования, причинения телесных повреждений).

По психорегуляционному основанию тип преступников подразделяется на четыре разновидности:

- лица, допускающие преступную  халатность, бездействие;

- лица, совершающие преступления  в результате самонадеянности;

- лица, совершающие преступление  в результате сильного душевного  волнения (аффекта) и в ответ на  неправомерные действия потерпевших;

- лица, совершающие преступления  в силу ситуативной дезадаптации.

Следует также различать личность преступника-индивидуалиста и личность преступника - члена преступной группы. В последнем случае существенным криминально значимым признаком преступника является его групповой статус, его ролевая функция в преступной группе.

Изучив качества личности, обусловившие преступление, можно отнести преступника к определенному типу, категории и соответственно прогнозировать вероятность совершения им преступлений в будущем, выбирать меры реагирования на совершенное преступление; криминальная психология личности помогает разработать меры психологического характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений.

Психологическая характеристика личности преступника учитывается при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, например при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности.

Знание личностных качеств, обусловивших преступление, позволяет более грамотно организовать процесс воспитания преступника в исправительных   учреждениях  и  принимать  обоснованное  решение  об условно-досрочном освобождении.

Изучение психологии личности преступника поможет в разработке системы мероприятий, направленных на подготовку людей к адекватному поведению в криминогенных ситуациях, профилактику виктимного поведения и психологическую поддержку жертв преступлений20.

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Формирование личности преступника.

 

Процесс формирование личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирование самосознания и системы социальной ориентации, вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей о функций21. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.

Социализация личности как активный процесс длиться не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т. д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17-18 до 23-25 лет22.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичную реакцию взрослых на те или иные проблемы, как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психики в период детства. Преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но. Конечно, в других формах.

Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершено беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности вполне заслуживают исключительного внимание криминологов. Семья – главное звено той причиной цепочки, которая выводит на преступное поведение.

 К числу неблагоприятных  семей относятся только те, в  которых родители совершают противоправные  или аморальные действия. Решающую  роль играет не только состав  семьи, не только отношения между  родителями, даже не только их  объективное неблаговидное, пусть  и противоправное поведение, а  главным образом их эмоциональное  отношение к ребенку, его принятие  или, напротив, отвержение.

Можно обнаружить достаточное количество семей, в которых родители совершают правонарушения, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью. Есть основание считать, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяет неподлежащее поведение в будущем.

Однако условия жизни ребенка не прямо и не посредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какими биологическими чертами он обладает. Средовые влияния определяются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.

Имеется множество убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активней формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушение психического здоровья, плохая успеваемость в школе, совершение аморальных и противоправных поступков.

Психологическое отчуждение ребенка родителями – не единственная причина формирование личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения23. Поскольку тесные контакты с ними имеются, подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки. Этот путь криминогенного заражения личности достаточно хорошо известен практическим работникам правоохранительных органов.

Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся лишь об удовлетворении материальных потребностей ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. По существу, здесь проявляется равнодушие к нему.

Отвергание родителями ребенка, отсутствие родительской заботы и попечения могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дому, не кормят, никогда не проявляют заботу и т.д., нанося ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, отношения между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее невольно, непреднамеренно. Ведь даже для взрослого человека травматично признать, да еще открыто, что родители его не любят, что он был им в тягость и т.д.

Информация о работе Значение в изучении личности преступника