Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для становления систем обучения и воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Выготский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, педагог, основоположник дефектологии, создатель концепции развития высших психических функций. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. Льва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии, а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию со стороны.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследований Л. С. Выготского в специальной педагогике.
1.1 Л. С. Выготский – «Отец» современной дефектологической науки.
1.2 Последователи Л. С. Выготского.
Глава 2. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для становления систем обучения и воспитания детей.
2.1 Концепция о культурно – историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ).
2.2 Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
2.3 Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
2.4 Учение Л. С. Выготского о системном строении дефекта.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

 

Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Понятие «зоны ближайшего развития» имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.[6]

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции.

Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, - но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации.

Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Учение Л.С Выготского о системном строении дефекта

 
             Учение Л.С Выготского о системном строении любого дефекта является важнейшим в дефектологической науке. В структуре любого дефекта  можно выделить первичные и вторичные нарушения.

 Первичные - обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе.  Помимо этого могут возникать третичные, и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.

Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений. Для практической работы с детьми также важно понимать что, чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции.

Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции. Эта закономерность вытекает из учения Л.С. Выготского о сложном, системном строении дефекта. Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы; вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичных нарушений – ( отклонений в личностном развитии ) и сохранных функций.

Например, вследствие поражения слухового анализатора возникает первичный дефект – снижение или отсутствие слуха, что в свою очередь приводит к отсутствию или грубому недоразвитию речи (вторичный дефект), в результате возникают проблемы личностного характера (третичный дефект). Однако имеются и сохранные функции (зрительное восприятие и т.д.), на которые в своей работе опираются специалисты. 
Вся коррекционная работа с детьми, имеющими недостатки в развитии строится с опорой на сохранные функции, в «обход» пострадавших функций, т.е. при коррекции нарушений используется принцип «обходного пути»[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вклад Л.С. Выготского  в специальную  педагогику в целом огромен. Он охватил множество сфер деятельности. Выготский проявил себя в первую очередь не только как педагог-психолог, но и как исследователей. Он много писал и о детской игре, и о соотношении  обучения и развития, ввел понятие «зона ближайшего развития».  Л.С. Выготскому принадлежит и теоретическое обоснование понятия о так называемых « сензитивных периодах» развития, в которых ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода воздействиям. С проблемой сензитивности Л.С. Выготский связывал понятие оптимальных сроков обучения. Рассматривал он и пути оптимизации обучения.

       Лев Семёнович  Выготский показал, что не всякое  обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и  ведет его за собой. Развивающее  обучение учитывает не только  то, что доступно ребенку в  процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития). Эти мысли Л.С. Выготского имеют большое значение и в наши дни для учителя, стремящегося к совершенствованию умственного развития ребенка. Благодаря его исследовательской деятельности многие малыши с проблемами развития смогли почувствовать себя полноценными людьми. Основоположник дефектологии – психолог и педагог Лев Семенович Выготский. Большое внимание ученый уделял детям с дефектами зрения, слуха и умственной отсталостью.[20]

Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки - педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Лев Семёнович имел достаточно много последователей, учеников. Один из них - А.Р. Лурия - отечественный психолог. Они вместе создали много работ.

В 30-е года двадцатого века очень многое изменилось в области специальной педагогики, в чём проявил немало заслуг наш соотечественник - Л.С Выготский.

 В целом вклад данного  исследователя в специальную  педагогику неоценим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Бадалян Л.О Невропатология: Учебник для студ. дефектолог. фак. высш. пед. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-384 с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  4. Выгодская Г. А., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрих к портрету. – М.: Смысл, 1996. – 426 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 – ти т. т.5. Основы дефектологии/ под ред. Т.А. Власовой. 1983.
  6. Дефектология. Словарь справочник/ под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  8. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение,1993. – 223 с.
  9. Из истории дефектологии. Переписка Л.С Выготского с А.М. Щербиной. Дефектология.- 1992, № 1.
  10. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2009.
  11. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
  12. Морозов А.В. Л.С. Выготский и его школа / История психологии: Учебное пособие для вузов/ А.В Морозов.      – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2003. – с 224-234.
  13. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.- с. 247-278.
  14. Психологический журнал Леонида Чупурова. В.В. Лучков, М. С. Певзнер. «Значение теории Л.С Выготского для психологии и дефектологии. http://leo-chuprov.narod.ru/psychologicalarchive.html .
  15. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) : учебное пособие/ составитель Н.В. Новоторцева. 3- е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко», 1999.
  16. Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов высших пед. заведений\  Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.: под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 400с.
  17. Учебный центр «Логопед Мастер». «Значение теоретических концепций для коррекционной педагогики». http://www.logopedmaster.ru\1\177 .
  18. Эдкинд А.М. Еще о Л.С. Выготском: забытые тексты и ненайдение контексты. Вопросы психологии.- 1993, №4.
  19. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский : в поисках новой психологии. – Спб. 1993.
  20. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский – жертва «оптического обмана». Вопросы психологии. – 1993, №4.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для становления систем обучения и воспитания детей