Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 22:59, реферат
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.
Введение
1.Охарактеризуйте значение эмоций в жизни человека ______________2-6
2. Раскройте значение эмоций в жизни человека____________________6-8
3. Дайте общую характеристику сознания__________________________8-9
4.Раскройте роль направленности в жизнедеятельности человека ______10-11
5. Виды памяти человека________________________________________11-12
Заключение ___________________________________________________________13-14
Список использованных источников ______________________________15-16
Содержание
Введение
1.Охарактеризуйте значение
2. Раскройте значение
эмоций в жизни человека____________________6-
3. Дайте общую характеристику
сознания______________________
4.Раскройте роль
Заключение ___________________
Список использованных
источников ______________________________
Введение
Сознание человека способно
не только хранить информацию об объектах,
но и производить с ней различные
операции. Человек выделился из животного
царства потому, что научился создавать
сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный
топор, нужно было сначала создать его
в своем воображении. Человек отличается
от животных тем, что способен создавать
в своем сознании образ еще не существующего
предмета или явления, а потом воплощает
его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать
мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать
его мысленно. Такое умение в мыслях строить
новые образы называется воображением.
Процесс воображения проявляется в создании
человеком чего-то нового - новых образов
и мыслей, на основе которых возникают
новые действия и предметы. Воображение -
часть сознания личности, один из познавательных
процессов. В нем своеобразно и неповторимо
отражается внешний мир, оно позволяет
программировать не только будущее поведение,
но и работать с образами прошлого.
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие
определения воображения. Например, его
можно обозначить, как способность представлять
отсутствующий (в данный момент или вообще
в реальности) объект, удерживать его в
сознании и мысленно манипулировать им.
Иногда в качестве синонима использует
термин «фантазия», который обозначает
как процесс создания чего-то нового, так
и конечный продукт этого процесса. Поэтому
в психологии принят термин «воображение»,
обозначающий только процессуальную сторону
данного явления.
Воображение отличается от восприятия
двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит
не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности,
так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения:
1 Представление действительности в образах,
что дает возможность пользоваться ими,
выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий
(создание образа цели и нахождение способов
ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных
процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний
(в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом
программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного
(литература, живопись, скульптура), так
и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию
объекта ( когда человек старается представить
себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют,
а заменяют деятельность (приятные грезы,
подменяющие скучную реальность).
Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного
в основу классификации, можно выделять
разные виды воображения (Рис. 10.1):
Характеристика отдельных видов воображения
Активное воображение
(преднамеренное) - создание человеком
по собственному желанию новых образов
или представлений, сопровождающееся
определенными усилиями (поэт ищет новый
художественный образ для описания природы,
изобретатель ставит цель создать новое
техническое устройство и пр.).
Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек
не ставит себе цели преобразования реальности,
а образы спонтанно возникают сами (этот
тип психических явлений включает в себя
широкий спектр явлений, начиная от сновидений
до идеи, внезапно и незапланированно
возникшей в сознании изобретателя).
Продуктивное (творческое)
воображение - создание принципиально
новых представлений, не имеющих непосредственного
образца, когда действительность творчески
преобразуется по-новому, а не просто механически
копируется или воссоздается.
Репродуктивное (воссоздающее)
воображение - создание образа предметов
или явлений по их описанию, когда действительность
воспроизводится по памяти в том виде,
какова она есть.
Характеристика отдельных видов воображений:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и
непроизвольных форм воображения. По степени
преобразования действительности они
могут быть или репродуктивными или продуктивными.
Иван Михайлович Сеченов называл сновидения
«небывалой комбинацией бывалых впечатлений»,
а современная наука полагает, они отражают
процесс перевода информации из оперативной
в долговременную память. Другая точка
зрения заключается в том, что в сновидениях
человека находят выражение и удовлетворение
многие жизненно важные потребности, которые
в силу ряда причин не могут получить реализации
в реальной жизни.
Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более
реалистична и в большей степени осуществима.
Мечта относятся к типу активных форм
воображения. По степени преобразования
действительности мечты чаще всего бывают
продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ
желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность
человека и не дает сразу же практических
результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время
как некоторые другие формы воображения
работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих
мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью,
ярким характером, и в то же время – отсутствием
понимания конкретных путей к осуществлению
мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно
большую часть времени, особенно в юности.
Для большинства людей мечты являются
приятными думами о будущем. У некоторых
встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется
с помощью нескольких способов:
Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных,
несоединимых в повседневной жизни частей.
Примером может служить классический
персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч
и пр.
Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей, которое
приводит к качественно новым свойствам.
Примером могут служить следующие сказочные
и литературные персонажи: гигантский
гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом
образе (д2. дружеский шарж, карикатура).
2. Раскройте значение эмоций в жизни человека
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие — это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими—отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.
Настроение создает
Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.
Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств — хороший индикатор уровня его психологического развития.
Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по современной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.
Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.
Сознание тесным образом
связано с речью и без нее
в высших своих формах
не существует. В отличие от ощущений и
восприятия, представлений и
памяти сознательное отражение характеризуется
рядом специфических
свойств. Одно из них — осмысленность
представляемого, или
осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная
означенность, наделенность
определенным смыслом, связанным человеческой
культурой.
Другое свойство сознания состоит в том,
что в сознании отражаются не
все и не случайные, а только основные,
главные, сущностные
характеристики предметов, событий и явлений,
т. е. то, что характерно
именно для них и отличает их от других,
внешне похожих на них предметов
и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением
для обозначения
осознаваемого слов-понятий, которые,
по определению, содержат в себе
указания на общие и отличительные свойства
отражаемого в сознании
класса предметов.
Третья характеристика
коммуникации, т. е. передаче другим лицам
того, что осознает данный
человек, с помощью языка и других знаковых
систем. Коммуникативные
возможности есть у многих высших животных,
но от человеческих они
отличаются одним важным обстоятельством:
с помощью языка человек
передает людям не только сообщения о
своих внутренних состояниях
(именно это является главным в языке и
общении животных), сколько о
том, что знает, видит, понимает, представляет,
т. е. объективную
информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью
интеллектуальных схем. Схемой называется
определенная умственная
структура, в соответствии с которой человеком
воспринимается,
перерабатывается и хранится информация
об окружающем мире и о самом
себе. Схемы включают правила, понятия,
логические операции,
используемые людьми для приведения имеющейся
у них информации в
определенный порядок, включая отбор,
классификацию информации,
отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом
разнообразной информацией,
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование,
т. е. отвлечение от
всего второстепенного, и сосредоточение
сознания на самом существенном.
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной
форме, это главное затем
становится достоянием индивидуального
сознания человека по мере того,
как он усваивает язык и научается пользоваться
им как средством общения
и мышления. Обобщенное отражение действительности
и составляет
содержание индивидуального сознания.
Вот почему мы говорим о том, что
без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют
два разных, но взаимосвязанных в
своем
происхождении и функционировании пласта
сознания: систему значений и
систему смыслов слов. Значения слов называют
то содержание, которое
вкладывается в них носителями языка.
Значения включают в себя
всевозможные оттенки в употреблении
слов и лучше всего выражены в
различного рода толковых общеупотребительных
и специальных словарях.
Система словесных значений составляет
пласт общественного сознания,
которое в знаковых системах языка существует
независимо от сознания
каждого отдельно взятого человека.
Сознание, однако, существует не
только в словесной, но и
в образной
форме. В таком случае оно связано с использованием
второй сигнальной
системы, вызывающей и преобразующей соответствующие
образы. Наиболее
ярким примером образного человеческого
сознания является искусство,
литература, музыка. Они также выступают
как формы отражения
действительности, но не в абстрактной,
как это свойственно науке, а в
образной форме.