Значение эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.

Содержание

Введение
1.Охарактеризуйте значение эмоций в жизни человека ______________2-6
2. Раскройте значение эмоций в жизни человека____________________6-8
3. Дайте общую характеристику сознания__________________________8-9
4.Раскройте роль направленности в жизнедеятельности человека ______10-11
5. Виды памяти человека________________________________________11-12
Заключение ___________________________________________________________13-14
Список использованных источников ______________________________15-16

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Понятие «сознание» в психологии многозначно. В житейском понимании термин «сознание» употребляется для обозначения состояния бодрствования человека, когда он в любой момент времени готов к контактам с внешним миром. «Потерять сознание» в данном смысле значит прервать эти контакты, не реагировать на воздействия окружающей среды. Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния

 

4.Раскройте роль направленности в жизнедеятельности человека

В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности. Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности. Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения. Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы: 1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. 2. Отношение человека к самому себе — его самосознание. Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. 3. Отношение к труду и другим видам деятельности. 4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда. Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности. Различаются следующие свойства отношений личности. 1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям. 2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности. 3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера. Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое  в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

5. Представьте в виде схемы классификацию основных видов памяти

Виды памяти человека

По характеру психической  активности:

-Двигательная память (моторная) – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

-Образная память - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся  образы, звуки, запахи.

-Эмоциональная память  - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

-Словесно-логическая - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся  мысли. Это ведущая память у  человека, самая сложная.

По характеру цели деятельности

-Произвольная – есть цель, есть волевое усилие.

-Непроизвольная –  автоматическое запоминание, нет  контроля сознания, нет цели.

По продолжительности  сохранения материала

-Краткосрочная – быстрое  запоминание, сохранение информации  на короткий срок. Объем кратковременной  памяти – от 5 до 9 единиц.

-Оперативная память  – хранение информации на определенный  срок (от нескольких секунд до  несколько дней )

-Долговременная память  – есть волевое усилие. Эта  информация должна запоминаться  на длительный срок

Также память делится  на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, воображение — это способность  человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего  опыта.

Воображение — очень важный психический  процесс, присущий только человеку. С  помощью воображения человек  может изменять окружающий мир и  самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации и типизации.

Наиболее интенсивно воображение  развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника  вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники  весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей  в таком возрасте может существенно  различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

В возрасте 5-6 лет в процесс воображения включается так называемое «ступенчатое планирование», которое приводит детей к возможности направленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий).

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно  было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах  с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем  отражает воспринятое в своих  рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение  дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация  этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения  имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию  произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение  дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

                              Список использованных источников

1.     Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2000. – 112 с.

2.     Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопр. психологии. - 1972. - № 2.

3.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. - 93с.

4.     Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 220 с.

5.     Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск: Университетское, 1988. - 399 с.

6.     Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 1980. - № 2.

7.     Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. - 1987. - № 1.

8.     Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

9.     Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. - 1971. – № 2.

10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 144 с.

11. Кравцова Е.Е. Разбуди в  ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 160с. 

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

13. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А.; Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – 2 изд., расшир., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.

14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь  и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2007. – 208 с.

15. Кудрявцев В. Сила воображения. // Дошкольное образование. – 2001. -№ 7.

16. Люблинская А. А. Очерки  психического развития ребенка. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 138 с.

17. Мухина В.С. Психическое развитие  и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2000. - 352с.

18. Мухина В.С. Психология дошкольника  / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 
1975. - 239 с.

19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 344 с.

20. Немов Р. С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  учебных заведений: В 3 кн. –  4е. издание – М.: Гуманитарный  издательский центр Владос, 2001. –  Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

21. Нестеренко А.Н. Методика придумывания  сказки. // ТРИЗ. - 1991. - №2.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.

23. Овчарова Р.В. Практическая  психология образования. – М.: Академия, 2005. – 448 с.

24. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Академия, 2000. - 408с.

25. Рогов Е.Н. Настольная книга  практического психолога в образовании:  Учеб. пос. - М.: Владос, 1996. - 526 с.

26. Симановский А.Э. Развитие  творческого мышления детей. - М.: Академкнига, 2002.- 168 с.

27. Субботина Л. Ю. Развитие  воображения детей: Популярное  пособие для родителей и педагогов.  – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

28. Художественное творчество в  детском саду. / Под ред. Ветлугиной  Н. А. - М.: Просвещение, 1974. – 240 с.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Значение эмоций в жизни человека