Игра, как вид деятельности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Содержание

1.Введение 3
2.Основная часть:……………………………………..5
2.1. Значение игр в формировании личности.
2.2. Игра – творческий процесс. Игра в художествен-
но-творческой деятельности.
2.3. Психологическая характеристика игровой
деятельности.
2.4. Предметная деятельность и игра.Научный
анализ игровой деятельности.Классификация
игр.Игрушка и ее значение в игровом процессе.
2.5. Игровой опыт,как практическое определение
уровня воспитанности и личностного развития
детей.
2.6. Описание эффективности использования игр в
процессе обучения.
3.Заключение …53
4.Список литературы …54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.по возраст.псих.про игру.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

По этому  игра – всегда импровизация [12,с.13-15].

Игра –  самостоятельная деятельность, в  которой дети впервые вступают в  общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок  начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. [3,с.7-8].

 

2.2   Игра – творческий процесс

 

 

 Первичное  творчество, как считает А. Маслоу, опирается на неведомое, его  всегда можно наблюдать в здоровом  ребенке. Это творчество является  характерным для тех, кто способен  играться, мечтать, смеяться, и лентяйничать, кто может быть спонтанным открытым для несознательных желаний и импульсивных.

Интуиция «как голос  с неба», «господь откровения», новой  структуры. Это чудодейственное  прояснения, осенения, является механизмом интуиции и имеет название инсайт, что в переводе с английского и немецкого (в пределах генетальпсихологии этот термин и было введено) обозначает непосредственно усмотрение.

Инсайт как момент воспоминания можно наблюдать почти в каждой сюжетной игре, когда необходимо найти предметы – заменителей, исполнителей на определенные роли, интегрировать в сюжет новые обстоятельства, возникающие преграды.

Игровое действие рождается не с  воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую  ситуацию. Таким образом, условие  игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.

  Пока ребенок не играет, он  не воображает игровую ситуацию, и фантазия не работает.

Только  в процессе игры предмет как будто  распадается на вещественные свойства и игровой смысл. Механизмом фантазии становится бисоциация.

Термин  «бисоциация» принадлежит А. Кестлеру, исследователю творческого процесса который обращал свое внимание подсознательному. Он подчеркивал роль случайности, необходимости  откладывания решения, и размышления, про стороны побочных вещей.

В сознательном, как говорил З. Фрейд, следует называть «ОНО» отсутствуют типовые противопоставления, доброго и плохого, правильного и неправильного.

В этой сфере психики противоположного, правильного и неправильного, в  этой сфере психики противоположности  воспринимаются как единые, в целом, общие.

Такое восприятие, которое является нейтральным  в ценностном отношении, содействует  новому творческому взгляду на мир.

Известно  множество «техник» фантазий. Среди  них – комбинирование соединение известных элементов, в новых  комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.

Следует назвать также акцентирование –  подчеркивание отдельных черт явления (которое открывается). Преувеличение  или надменное преуменьшение  помогает ребенку в игровом или  сказочному сюжете сделать игровое ударение на каком – либо субъективно очень важном. Акцентированное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содействует обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, совсем выпадают, случайные черты отбрасываются.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует. [9,с.223].

Интуиция стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого  мышления.

У каждого активно – действующего человека живет неискоренимая потребность  переходить от чувственного познания мира к рациональному, где мышление, механизмом которого является опосредственность.

Мышление является процессом опосредованного  познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений между ними.

Во всех чувственных явлениях ребенок  стремится в меру своих сил  найти соответствующий смысл, и  его не заканчивающийся «как? почему? зачем?» направлены на открытие тайн своего существование.

То новое, что возникает ежедневно  перед ребенком, является для него загадкой.

Мышление становится обобщением результатом  наблюдений, обобщением ориентированной  деятельности.

Человек не успокаивается до тех  пор, пока загадочному, неведомому явлению, которое волнует уже самим  своим существованием, не будет предавать  определенное значение, которое в  начале происходит в игре.

Игра концентрирует в себе все  тенденции развития, и ребенок играючись, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.

Мышление  дает возможность знать про то, что непосредственно невозможно наблюдать.

Оно создает фундамент для творческих предпосылок. Поиски значений смысла не успокаивает, человек стремится что-нибудь сделать с отрытым осмысленным явлением, предметом. Рациональная, абстрактное он стремится представить наглядно дать ему, чувственного воплощения.

Чувственно  – речевая игра значения вновь  возвращает творческий процесс, к интуиции и творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается неистекаемо. [6,с.17].

 

   Игра в художественно-творческой  деятельности.

 

Среди разнообразных видов  творческой деятельности, которой любят  заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Наши наблюдения за поведением детей на занятиях по изобразительной  деятельности показали: весьма часто  задачи, которые ставит педагог не отвечают их потребностям и интересам. Предлагая детям, скажем рисовать воздушные шары (II вторая мл. гр.), педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно, не понимают значения этой программной задами. Это во - первых. Во- вторых, рисовать просто так многим совсем не интересно. Конечно, воспитатель может просто воспользоваться своим правом взрослого. И, безусловно, младший дошкольник не будет сопротивляться. Он займет свое место за столом и покорно будет выполнять все указания. Однако при этом не проявятся ни интерес, ни старания.

Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что  все, что он делает, непосредственно  нужно кому-то. Но кому? В каком  мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках? Короткие мазки, изображающие траву. К  счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; игрушки посещают парикмахерскую и магазины; обращаются к ребенку за помощью, если болеют. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок.

Однако, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно  и обязательно соблюдает определенные правила:

Во-первых – ребенок  должен знать, что результат его  труда  необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами мы называем игрушки – объемные или плоскостные фигурки животных – домашних и диких, птиц). Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира;

Во-вторых – для того чтобы привлечь внимание детей к  нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы, которые, кстати, очень просты и доступны. В начале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия (например, если на занятии дети будут учиться рисовать домик для белочки, то показываются маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат, вырезанные из бумаги). Затем кратко, но достаточно убедительно педагог рассказывает, скажем, о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет домика. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. По этому он раскрывает всю сложность и опасность; маленькие бельчата могут погибнуть от холода, голода и врагов. Но у этих зверюшек есть защитники, подчеркивает воспитатель, и указывает на ребят. Тем самым он ставит детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

В- третьих – чтобы  дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации). Так, чтобы спасти мышонка, надо углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не просматривался силуэт). Получается: с одной стороны, помогая мышонку, ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом плане, а реально.

Его изобразительная деятельность отличается от игры тем, что он не может  ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е. сам ставит задачу, в решении которой заинтересован педагог. Однако в этой ситуации возникает одно "но". Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и по-деловому (ведь ему предстоит все это делать!) будет слушать объяснения педагога и применять их в своей работе.

В – четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они  в мире игры. По этому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме: "Наташа, твоей белочке очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от дождя". Не важно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте игровой, а не учебной деятельности.

Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: нарисовали домик, траву, вылепили кормушки или что-то другое. Все это они  рисовали на этот раз для коровы, которая с нетерпением ждала окончания работы. Вот и наступило время. Ели дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисункам детей, т.е. корова пощипывает вкусную траву и благодарит детей.

Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический процесс, от которого во многом зависит успех последующего обучения.[14,с.12-15].

Важное место в художественно  – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных  произведений, повторение музыкальных  рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов  не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как  дошкольный, поскольку он связан с  необходимостью развития самых различных  сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общения, домашний труд.

Примерно за год или два до поступления в школу к названным  видам деятельности добавляется еще один – учебная деятельность, и ребенок пяти – шести лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь – восемь различных видов деятельности видов, каждый из которых специфически интеллектуально и морально его развивает [14,с.12-15].

2.3.  Психологическая характеристика игровой деятельности

Велико значение мотивационной  сферы ребенка, сознательного желания  учится. Обращая внимание на эту  особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но не в какой  другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». [15,с.277].

Информация о работе Игра, как вид деятельности у детей дошкольного возраста