Игровая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Содержание

1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.

2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 102.36 Кб (Скачать файл)

В формировании у ребенка  правильных представлений о дружбе, добре, справедливости воспитателю  помогут художественная литература, диафильмы, показ инсценировок кукольного театра и др.

Труд в природе. В формировании у детей 4-5 лет навыков по уходу  за животными и растениями очень  важен пример взрослых. Поэтому надо уже в начале учебного года познакомить  дошкольников с трудом сотрудников  детского сада по уходу за растениями на участке. Осенью нужно показать, как взрослые заботятся о деревьях и цветах (собирают сухие опавшие  листья, производят посадку новых  деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к  сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Вместе с детьми воспитатель  раскладывает их в заранее подготовленные пакеты. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву  и отнести в определенное место.

Наблюдая за работой в  огороде, дети узнают, что осень - это  пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их между собой по цвету, величине, форме, определяют особенности. Педагог рассказывает об употреблении овощей в пищу в  сыром, вареном и жареном виде.

В начале ноября перед заморозками  можно сделать в огороде небольшую  грядку с бороздками, в которую  дети сажают зубчики чеснока под  зиму.

В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это  нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились  бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли  в огороде и цветнике, затем  за обрезкой веток деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений в  сквере. Надо показать, как их старшие  товарищи высевают семена овощей и  цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. В ходе наблюдений нужно раскрыть перед детьми общественную полезность этого труда (чтобы родной город стал еще лучше и краше, чтобы на улицах было много зелени и цветов, чтобы участок детского сада стал тенистым и красивым).

Такие наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять  участие в трудовой деятельности.

В средней группе организуется труд детей в огороде. Воспитатель  вместе с родителями вскапывает землю, рыхлит и разравнивает ее граблями, делает 2-4 грядки (ширина 60 - 70 см, длина 2-2,5 м). Детям поручают посев крупных  семян овощей (гороха, огурцов, свеклы, редиса). По краям группового участка  на рабатках они с помощью педагога высевают семена настурции, душистого  горошка, ноготков, садовых бобов. Можно  привлекать детей к поливу огорода  и цветника (вместе с воспитателем). В ходе этой работы надо организовать наблюдения за всходами.

Летом дети должны принять  участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся педагогом, а воспитанники уносят с дорожек  сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить  их бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

В течение лета следует  несколько раз побывать с детьми в огороде старших ребят, а  если есть возможность, и на колхозном  поле, показать, как дружно работают старшие, чтобы вырастить хороший  урожай.

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы. Приобщая воспитанников к труду  в уголке природы, педагог должен объяснять им трудовые действия: "Сначала  я вынимаю из клетки у птички кормушку и поилку, мою их, насыпаю свежего  корма, наливаю чистой воды. Затем  вынимаю поддон, промываю его теплой водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке. Что  же теперь надо сделать? Правильно, на чистую клеенку насыпать чистый речной песок. А теперь поставь, Оля, в клетку кормушку с кормом, а ты, Сережа, поилку с водой. Все поставили, ничего не забыли? Еще надо для птички натереть на мелкой терке морковь, смешать  ее с тертыми сухарями. Вот теперь все".

Нужно периодически осматривать  вместе с детьми уголок природы, чтобы  они приучались замечать происходящие там изменения ("Смотрите, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела  герань зональная, а рот у колеуса  почему-то поникли листочки. Как  помочь растению? Давайте подумаем вместе. Наверное, ему стало жарко, мало воды. Поставим его в ванночку с водой") (следует обязательно  обратить внимание детей на то, что  после этого цветок стал хорошо расти).

Ребенка 5-го г. жизни интересует сам процесс труда, а не его  результат. Поэтому вся работа детей  по уходу за растениями и животными  должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы  не повредить корни, сколько корма  засыпать рыбке или птичке. В зимнее - весеннее время необходимо вместе с детьми посеять семена овса для  корма птицам, цветочных растений для украшения групповой комнаты. Организовать эту работу лучше по подгруппам, каждый раз показывая  и объясняя, как надо сажать лук  и для чего. Срезанный зеленый  лук можно предложить детям отнести  на кухню ("Пусть все едят сегодня  борщ с луком, который мы вырастили"), угостить малышей в ясельных группах.

Можно посадить зимой в  ящике корнеплоды (морковь, свеклу). Дети, наблюдая за корнеплодами, узнают, что в тепле и при уходе  у них вырастают зеленые листья.

В процессе труда следует  привлекать внимание детей к особенностям внешнего вида растений, поведения  животных, учить наблюдать за ними ("Катя, когда будешь кормить птичку, посмотри, что ей больше понравилось - зернышки или тертая морковь с  сухарями"). Все это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения  к растениям и животным.

Старшая группа.

У детей старшего возраста следует воспитывать потребность  систематически выполнять посильные  трудовые обязанности и умение трудиться  сообща.

На данном этапе продолжается ознакомление дошкольников с трудом взрослых на занятиях, экскурсиях, во время  прогулок.

Воспитатель дает детям представления  о взаимосвязи труда людей  разных профессий. Например, ребенок  узнаёт, что булочки, которые они  с мамой покупали в булочной, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай, на мукомольных  комбинатах рабочие превращают зерно  в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб. Грузчики загружают хлеб в машины, а шоферы, отвозят его в булочные, где  хлеб потом продают продавцы.

На основе этих представлений  у детей начинает формироваться  понятие о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек  красив своим трудом.

В старшей группе следует  применять и методы опосредованного  ознакомления с трудом взрослых, а  именно: путем чтения художественной литературы, просмотра телевизионных  передач, рассказов воспитателя  детям (с использованием картин) о  героических трудовых подвигах людей  на БАМе, строительстве гидроэлектростанций  и т.д.

Для закрепления знаний детей  о труде взрослых можно использовать дидактические игры типа "Угадай профессию", "Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?", "Кем  я буду" и др.

Как и в предшествующих группах, большое место в трудовом воспитании дошкольников должно быть отведено их самостоятельной трудовой деятельности. Режим жизни детей  в группе нужно организовать так, чтобы на каждом его этапе были предусмотрены трудовые дела.

В старшей группе продолжается работа по совершенствованию навыков  самообслуживания. Главным приемом  в руководстве самообслуживанием  детей является контроль. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок  осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (плохо  застегнул пальто - можешь простудиться, не почистил ботинки - они будут иметь  неряшливый вид, плохо вымыл руки - запачкаешь полотенце и т.п.).

В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжают формировать  гуманные чувства и положительные  взаимоотношения, воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить  на помощь друг другу. Воспитатель постоянно  отмечает перед детьми все случаи проявления внимания и заботы по отношению  их друг к другу.

В старшей группе расширяется  содержание хозяйственно-бытового труда  детей. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации  коллективной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно  и правильно, быть аккуратным во время  работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив ее, не стесняться просить помощи.

Например, перед тем как  начать уборку помещения (участка), воспитатель  предлагает детям внимательно осмотреть  групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно  с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. В старшей группе можно организовывать и "труд рядом". Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приемам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.

Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое  моральное удовлетворение от преодоления  трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовой процесс дети еще вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразным трудом по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик.

Воспитатель должен поддерживать этот игровой настрой. Детскому труду  всегда должны сопутствовать веселая  шутка, поговорка, пословица, стихотворение:

Метлу взяла, весь двор подмела.

Всюду нос метла  совала,

Но и я не отставала.

Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите!

(Е. Благинина)

 

В этой группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют  задание, требующее обобщения результатов  всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.

На данном возрастном этапе  детям можно предлагать научить  выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действенным приемом является также  назначение дошкольников поочередно ответственными за общие дела.

В начале года воспитатель  помогает детям распределять обязанности, договариваться, кто какую часть  работы будет выполнять, а с третьего квартала нужно приучать их делать это самостоятельно.

Бывает целесообразно  объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных  в себе - с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных - с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.

В руководстве трудовой деятельностью  необходим индивидуальный подход. Ребенка, который еще слабо владеет  нужными навыками, следует чаще упражнять  в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача  временная, и если постараться, то все  получится. Робких, безынициативных  нужно чаще ставить в такие  условия, когда они сами должны будут  находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать  лидерами, следует вовлекать в  такие ситуации, в которых они  оказывались бы в подчиненном  положении, объединять для работы с  теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.

Если у ребенка отсутствуют  организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится. Можно поставить его во главе  группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками.

Малоактивным, пассивным  детям целесообразно на первых порах  давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к  более сложным. Постепенно нужно  включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными  участниками общего труда и получали от него радость.

В старшей группе значительно  чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При  участии педагога дошкольники изготавливают  атрибуты для игр, принимают участие  в оформлении помещения, костюмов к  праздникам и т.д. Можно организовать совместный труд школьников и дошкольников по ремонту детских книг, поделке  игрушек на новогоднюю елку, подарков мамам к 8 Марта и т.д.

В сельской местности детей  приобщают к труду взрослых во время экскурсий в сад, огород, на кролиководческую ферму, в поле, теплицу. При этом необходимо разумно  сочетать активность детей и взрослых, заранее продумывать и распределять объем работы для дошкольников, предусматривать  эмоциональное общение взрослых и детей, обеспечивать условия для создания радостной трудовой атмосферы.

Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять  и индивидуальные поручения, разнообразные  по трудности и характеру, по времени  выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения  должны переходить в обязанности (следить  за порядком в книжном уголке и  пр.).

Информация о работе Игровая деятельность дошкольников