Игровая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Содержание

1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.

2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 102.36 Кб (Скачать файл)

Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах  дошкольники уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают  на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду.

К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают  их. Например, к занятиям по рисованию  раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для  промывания кисточек, к физкультурным  готовят частично оборудование и  инвентарь.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы.

Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует  менять вид труда.

Можно организовать дежурство  по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой - по подготовке материалов к занятиям, третий - в уголке природы. Когда сидящие за последними столами  отдежурят, вид труда для каждого  ряда меняется.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности  и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о  них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств  и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать  свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную  оценку деятельности робких, неуверенных  детей важно давать в присутствии  всей группы. Это помогает ребенку  поверить в свои силы, меняет отношение  к нему товарищей.

Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при  взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания  друг другу, доброжелательно и правильно  на них реагировать. Воспитатель  постоянно напоминает, как нужно  себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение  к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения  детей, художественную литературу. К  детям 6-го года жизни следует предъявлять  более высокие требования в отношении  качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться  на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность  проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях  можно использовать такие приемы: "Сделай сам, как у меня", "Сделай сам, без меня", "Сделай сам, но по-другому"; "Подумай и сделай как хочешь"; "Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось  сделать лучше" и др. Метод поощрения  и на данном этапе имеет большое  воспитательное значение ("Сегодня  ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу  доверить тебе еще более трудное  дело"). Похвала стимулирует ребенка  к выполнению следующего задания  с большим старанием.

Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его  труд. У ребенка теряется интерес  к трудовой деятельности, когда выполненная  им работа переделывается взрослыми  на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет  лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Труд в природе. В процессе ухода за растениями и животными  ребенок узнает, что их рост и  развитие зависят не только от наличия  объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и ухода, овладевает определенными  навыками и умениями.

В этой группе нужно продолжать работу по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию  продовольственных культур и  уходу за животными.

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают  за деревьями и кустарниками: очищают  стволы от отмершей коры, заделывают дупла, белят деревья известью, окучивают  землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов.

Осень - благоприятное время  для того, чтобы познакомить детей  с трудом взрослых по подготовке к  зиме. Дети видят автомашины, нагруженные  овощами и фруктами. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и  фруктов (сушка фруктов, засолка  огурцов, помидоров, квашение капусты). В ходе наблюдений дошкольников следует  привлекать к оказанию посильной  помощи взрослым.

Зимой нужно показать и  рассказать детям, как ухаживают  люди за домашними животными, организовать подкормку птиц. После метели, сильного снегопада воспитатель вместе с  детьми расчищает дорожки, ведущие  к кормушкам, сметает снег с площадок для подкормки птиц.

Большой интерес у дошкольников вызывают наблюдения за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Воспитатель  поясняет, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует лучшему  их росту, формированию кроны.

Если это возможно, детей  знакомят с трудом полеводов по выращиванию  и уборке пшеницы, ржи, гречихи и  других ценных культур. Важно подчеркнуть, как дружно трудятся люди.

С весны детей необходимо вовлекать в активную трудовую деятельность на их огороде (разбивается на групповом  участке или вблизи него). Можно  выделить старшей группе 3-6 грядок на коллективном детском огороде. Надо заранее подготовить с детьми все оборудование, необходимое для  работы, семена. Педагог привлекает воспитанников к вторичной перекопке  земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом  и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок. Перед посевом  семян в борозды воспитатель  кладет посередине грядки (вдоль нее) белый шнур. Ориентируясь на него, дети производят посев одновременно с  обеих сторон грядки. В целях соблюдения нужного расстояния между семенами в ряду они могут пользоваться мерными палочками. В конце апреля можно посеять семена моркови, укропа, петрушки, репы, в начале мая - свеклы, гороха, бобов, салата и в конце  мая - огурцов, кабачков, тыквы.

Под руководством воспитателя  дети высевают семена цветов на узких  прямоугольных клумбах-рабатках, разбитых по краям участка.

Летом детей знакомят с  такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление междурядий, прополка культурных растений от сорняков. Педагог  учит воспитанников правильно держать  лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце, рыхлить, пропалывать и т.д. Например, показав приемы рыхления междурядий, воспитатель раздает  им рыхлители и предлагает, чтобы  каждый сделал то же на отведенном для  него участке. Объясняет, что рыхлят затем, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки междурядий дошкольников учат отличать культурные растения от сорняков; работать старательно, дружно.

Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии  детей. Показ он сопровождает объяснениями.

Работая на огороде и в  цветнике весной и летом, дошкольники  получают представление о выращивании  растений из семян, одновременно закрепляются их знания о том, что для роста  и развития растений необходимы солнечный  свет, тепло, влага, хорошая питательная  земля и уход.

Труд в уголке природы. В начале учебного года дети выполняют  ежедневные поручения по уходу за растениями и животными уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно следует провести беседу о комнатных растениях, животных, которые там находятся, о приемах  ухода за ними, об условиях, необходимых  для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Воспитатель показывает, как надо кормить животных, какое количество требуется для каждого кормления. Дежурные назначаются ежедневно. Число  их зависит от количества объектов в уголке природы. Если в нем имеются  только комнатные растения и рыбки, достаточно 2 человек, при наличии  птиц и морской свинки назначаются 3-4 дежурных, чтобы объем работы для  детей не был слишком велик. Воспитатель  помогает дежурным распределить работу. Нужно учить детей выполнять  и не совсем приятную работу, например чистку клетки у морской свинки. При этом педагог берет на себя наиболее трудную часть работы. Он объясняет воспитанникам, что обитатели  уголка природы должны жить в чистоте  и ухаживать за ними, кроме него самого и детей, некому. Постоянное доброжелательное внимание воспитателя  к работе дежурных, своевременная  помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы.

Нужно учить дошкольников в процессе дежурств наблюдать за растениями и животными, замечать, какие  изменения происходят с ними от сезона к сезону. Дети узнают, что в зимнее время растения отдыхают, их надо поливать реже, а с наступлением весны и  летом многим требуется не только частый полив, но и опрыскивание. Ежедневно  педагог вместе с воспитанниками осматривает комнатные растения, чтобы не допустить появления  вредителей и болезней.

 Подготовительная к школе группа

 

В подготовительной к школе  группе у детей расширяют представления  о труде представителей различных  профессий. При этом нужно обязательно  использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое место в социалистическом соревновании, хлеборобы области вырастили хороший урожай зерна и т.д.).

По-прежнему большое место  в деятельности детей занимает труд по самообслуживанию, и внимание к  нему воспитателя не должно ослабевать. Многие навыки у дошкольников уже  сформированы. Однако педагог должен постоянно осуществлять контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию, напоминать о необходимости  следить за чистотой обуви, одежды, поддерживать чистоту личных вещей.

На 7-м год жизни ребенка  можно привлекать к стирке носовых  платков, лент, мешочка для физкультурной  формы.

В этой группе важную роль продолжает играть хозяйственно-бытовой труд (посильное  участие детей в уборке помещения  и участка), который теперь носит  более самостоятельный характер.

В процессе труда необходимо продолжать воспитывать у детей  умения самостоятельно планировать  свою и общую работу, распределять обязанности, подбирать материалы  и оборудование и бережно пользоваться ими, употреблять наиболее рациональные приемы работы, осуществлять самоконтроль.

В первые дни воспитатель  помогает детям распределить обязанности  в совместном труде, разъясняет им правила, на которых строятся отношения в  коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у  кого-то что-то не получается, помоги: если тебе трудно выполнить работу, попроси  помощи; не мешай товарищам.

Когда дети научатся трудиться  вместе слаженно, дружно, следует поручать им организовывать работу самостоятельно; для них должен стать привычным  еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Педагог заранее  обсуждает вместе с воспитанниками, кто каким видом труда и  в какой последовательности будет  заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.

В совместном труде могут  участвовать все дети. В некоторых  случаях целесообразно объединять их по подгруппам (бригадам). Например, во время уборки на участке одна бригада сгребает опавшие листья, вторая - убирает сучья и камешки, третья - уносит мусор. Прежде чем дети начнут трудиться, воспитатель предлагает: "Дети, выберите бригадиров, и пусть  они подойдут ко мне, чтобы получить задания". Внутри бригады дошкольники  организуют работу самостоятельно. Педагог  может объявить соревнование между  бригадами. При подведении итогов необходимо принимать во внимание не только результат  трудовой деятельности детей, но и умение договариваться, планировать работу, использовать рациональные приемы. Если дети знают, что по окончании работы они сами будут ее анализировать  не только по качеству, но и по отношению  каждого к труду, они постараются  трудиться добросовестно. Для ребенка  данного возраста общественное мнение имеет большое воспитательное значение.

Можно перед началом общей  работы организовывать беседы, в процессе которых воспитатель ненавязчиво  советует детям, как лучше организовать трудовую деятельность. Включаясь в  труд, он показывает рациональные и  экономичные приемы работы, учит осуществлять самоконтроль, объясняет, что хорошего общего результата можно добиться при  условии, если каждый будет выполнять  свою работу добросовестно, укладываясь  приблизительно в один и тот же отрезок времени.

Очень важно привлекать детей  к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Так, воспитатель  может провести беседу о проделанной  работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать коллективное мнение. Иногда дети выражают слишком резкие суждения о своих сверстниках. Поэтому  в ходе беседы педагог должен обращать внимание воспитанников на любые, пусть  даже очень незначительные успехи детей, чаще других подвергающихся критике.

В подготовительной к школе  группе используется такая форма  организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1 - 2 недели). Например, 2-3 детям можно поручить следить за порядком в уголке книги.

Учить детей организовывать свою деятельность можно с помощью  различных заданий. Например, педагог  обращается к группе со словами: "Сегодня  мы будем мыть ноги на участке. Подумайте, как нам это лучше сделать  и как подготовить все необходимое". Или: "Сегодня после занятий  все пойдут на прогулку в парк. Там  мы будем играть в мяч, прыгать  через веревочку, делать карандашные  зарисовки. Надя, подготовь все необходимое - я на тебя надеюсь!"

У некоторых детей на 7-м  год жизни пропадает интерес  к бытовому труду. Чтобы этого  не происходило, надо учить ребенка  во всякий труд, даже если он скучный  и неинтересный, вносить элементы творчества, используя пример детей, с любовью выполняющих работу. Например, воспитатель говорит: "Посмотрите, дети, как сегодня необычно, по-новому расставила Леночка игрушки на полках. А вот Андрюша придумал более  удобный способ хранения тазов и  ведер в хозяйственном шкафу".

Некоторые поручения могут  быть коллективными. Например, завхоз поручает группе детей из 6-7 человек  пришить петельки к новым полотенцам, воспитатель просит 4 детей полить песочный дворик сегодня, а завтра с  утра взрыхлить песок и т.п.

В подготовительной к школе  группе меняются методы руководства  трудовой деятельностью воспитанников. Перед началом работы педагог  задает ребенку вопросы, побуждающие  его продумать, как он будет выполнять  поручение ("Расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что ты будешь делать сначала? Почему ты так будешь делать?" И т.п.). Это способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляет активно использовать имеющийся опыт.

Информация о работе Игровая деятельность дошкольников