Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Причины, вызывающие нарушения в эмоциональной сфере и влияющие на изменение их уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Существуют разнообразные методы коррекции уровня тревожности (арттерапия, сказкотерапия, сочинение историй и др.) одним из них является метод игротерапии. Это метод, в основе которого лежит игра. Игротерапия появившись, в первой половине 20 века постепенно, распространилась по широкому спектру направлений. Мы считаем, этот метод наиболее оптимальным для работы с тревожными детьми дошкольного возраста, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра.
Игра является основной развивающей, творческой и познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Сюжетно - ролевая игра детей является свободной самостоятельной деятельностью детей, в которой, подражая и фантазируя, они раскрывают свое понимание жизни, анализируют накопленную информацию. В игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир, воздействовать на него, адаптировать его к своим интересам и целям и адаптироваться к нему. Знания ребенка об окружающем мире всегда отражаются в содержании его игры. Сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
Для разных видов игр, характерны некоторые общие компоненты: для сюжетно-ролевой и режиссерской игры - это сюжет и роль; для сюжетно - ролевой, режиссерской и дидактической игры общим является игровое действие.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
.1Организация и методы исследования
Жизненный опыт ребенка, накопленный им до поступления в школу, может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Каждый ребенок целостен, он рождается индивидуальностью, членом общества, создателем межличностных отношений. Дети максимально активны в освоении окружающего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, т. е. он наиболее динамичен. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются, зависимы не только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок наиболее сензитивен к внешним воздействиям [15, c. 90].
Но недостаточность жизненного опыта или неспособность владеть собой могут привести к негативным последствиям, что существенно для эмоционально - личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей.
Цель нашей работы - исследование влияния игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.
В своей работе мы опирались на основные методологические принципы психологии: принцип детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.
В эмпирическом исследовании были использованы такие методы как эксперимент, опрос, наблюдение и метод теста.
Эксперимент - наиболее сложный, наиболее трудоемкий метод.
Р.С. Немов дает следующее определение: «Эксперимент - это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными» [16, c. 156].
Ж. Пиаже писала: «Экспериментальный метод- это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования».
На этапе организации исследования нами производилось изучение литературных источников по теме экспериментального исследования. А также формирование контрольной и экспериментальной групп, подбор методик для определения уровня тревожности и разработка программы коррекции тревожности.
В нашем экспериментальном исследовании принимали участие дети минских дошкольных образовательных учреждений, а именно Детский сад № 142 (18 детей) и Детский сад № 146(20 детей) Ленинского района.
На базе этих детских садов было организовано две группы: экспериментальная (Детский сад № 142) и контрольная (Детский сад № 146).
Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 2), в нее вошли игры, опубликованные в работах Л.М. Костиной, Н.В. Самоукиной, К. Фопеля, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.
Цель данной программы - снижение уровня нарушений в эмоциональной сфере дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Программа включает 10 занятий по 30 минут. Занятия строятся по трем циклам.
Первый цикл - включает в себя игры, основная цель которых состоит в снятии напряжения, повышении активности, самооценки, расслаблении мышц (игры на снятие напряжения различных групп мышц входят, как обязательные в каждый цикл программы). Данный цикл состоит из 3 занятий.
Второй цикл - включает в себя игры на снижение нарушений в эмоциональной сфере в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл также состоит из 3 занятий.
Третий цикл - включает в себя игры, основная цель которых - помочь ребенку определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 4 занятий.
Вывод: Данная программа помогает снижению уровня нарушений в эмоциональной сфере дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения, также может использоваться для коррекции страхов.
игротерапия коррекция тревожность эмоциональный
2.2Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.
В констатирующем эксперименте мы использовали:
Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (см. приложение 2).
Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (см. приложение 3)
С помощью проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» у всех детей, участвующих в эксперименте, был выявлен уровень тревожности. В таблицах 2.1 и 2.2 мы представили количественное распределение дошкольников в соответствии с их уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 2.1 - Уровень тревожности дошкольников (экспериментальная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Н.А.64 %2С.О..78 %3И.Ж.43 %4Ц. М.57 %5О.П85 %6М.А64 %7Ш.Д71 %8С.Л.78 %9С.Н.14 %10П.С.28 %11П.А.85 %12К.Н.64 %13К.П.71 %14Т.Э.57 %15С.П.57 %16Г.В50 %17Н.Н.85 %18Д.А.85 %Средний результат77, 7 %16, 7 %5, 6 %
Таблица 2.2 - Уровень тревожности дошкольников (контрольная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Г. С.85 %2П. С.57 %3О.Л.57 %4Г.Н.28 %5О. В.64 %6К. Г.71 %7Е. Е.85 %8Г. Т.78 %9Т. И.14 %10С. Л.64 %11С. Н.57 %12Б. Е.64 %13Я. Б.71 %14Ю. Э.85 %15З.Ж21 %16Л.В.78 %17К.Л71 %18Н.М14 %19Н.Н.64 %20К.Р.43 %Средний результат75 %15 %10 %
Как видно из данных таблиц низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе - всего 5, 6 % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа - 15 %; экспериментальная группа - 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.
Эти данные свидетельствуют о достаточно большом количестве высокотревожных детей в дошкольных образовательных учреждениях города Минска. Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.
В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».
Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности». С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.
В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) - 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) - 1 человек; В контрольной группе - от 15 до 20 баллов - 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов - 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов - 1 человек (низкий уровень тревожности);
В процентном соотношении это представлено в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа)
Уровень тревожностиГруппы
испытуемыхЭкспериментальнаяКон
Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.
Т.И. Чиркова предлагает ряд рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.
Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а по формированию знаний, умений. Тревожность при этом снизится сама как следствие овладения ребенком средствами деятельности.
При снятии тревожности нужно помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми и в начале совместная, а затем самостоятельная может снять чувство повышенной тревоги.
При неправильном отношении к тревожности детей можно уничтожить ее положительные стороны как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность имела естественные границы и правильно реализовалась. И в тоже время нельзя допускать, чтобы тревожность перерастала в сильное отрицательное чувство.
При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс коррекции требует предварительной осведомленности об условиях и закономерностях возникновения тревожности.
Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.
2.3 Коррекция нарушений
в эмоциональной сфере с
Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.
Для коррекции высокого уровня тревожности дошкольников мы выбрали директивную игротерапию. В социальном плане данный тип игротерапии наиболее близок тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия «ребенок - взрослый», которые присутствуют в отечественной системе воспитания и образования. Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 3) [21, c. 13].
Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).
В целях более успешного проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах проходили в одни и те же дни, но в разное время.
Как уже отмечалось ранее, в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».