Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

как средство коррекции...docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

Причины, вызывающие нарушения в эмоциональной сфере и влияющие на изменение их уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Существуют разнообразные методы коррекции уровня тревожности (арттерапия, сказкотерапия, сочинение историй и др.) одним из них является метод игротерапии. Это метод, в основе которого лежит игра. Игротерапия появившись, в первой половине 20 века постепенно, распространилась по широкому спектру направлений. Мы считаем, этот метод наиболее оптимальным для работы с тревожными детьми дошкольного возраста, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра.

 

Игра является основной развивающей, творческой и познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

 

Сюжетно - ролевая игра детей является свободной самостоятельной деятельностью детей, в которой, подражая и фантазируя, они раскрывают свое понимание жизни, анализируют накопленную информацию. В игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир, воздействовать на него, адаптировать его к своим интересам и целям и адаптироваться к нему. Знания ребенка об окружающем мире всегда отражаются в содержании его игры. Сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

 

Для разных видов игр, характерны некоторые общие компоненты: для сюжетно-ролевой и режиссерской игры - это сюжет и роль; для сюжетно - ролевой, режиссерской и дидактической игры общим является игровое действие.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

.1Организация и методы  исследования

 

 

Жизненный опыт ребенка, накопленный им до поступления в школу, может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Каждый ребенок целостен, он рождается индивидуальностью, членом общества, создателем межличностных отношений. Дети максимально активны в освоении окружающего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, т. е. он наиболее динамичен. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются, зависимы не только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок наиболее сензитивен к внешним воздействиям [15, c. 90].

 

Но недостаточность жизненного опыта или неспособность владеть собой могут привести к негативным последствиям, что существенно для эмоционально - личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей.

 

Цель нашей работы - исследование влияния игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.

 

В своей работе мы опирались на основные методологические принципы психологии: принцип детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.

 

В эмпирическом исследовании были использованы такие методы как эксперимент, опрос, наблюдение и метод теста.

 

Эксперимент - наиболее сложный, наиболее трудоемкий метод.

 

Р.С. Немов дает следующее определение: «Эксперимент - это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными» [16, c. 156].

 

Ж. Пиаже писала: «Экспериментальный метод- это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования».

 

На этапе организации исследования нами производилось изучение литературных источников по теме экспериментального исследования. А также формирование контрольной и экспериментальной групп, подбор методик для определения уровня тревожности и разработка программы коррекции тревожности.

 

В нашем экспериментальном исследовании принимали участие дети минских дошкольных образовательных учреждений, а именно Детский сад № 142 (18 детей) и Детский сад № 146(20 детей) Ленинского района.

 

На базе этих детских садов было организовано две группы: экспериментальная (Детский сад № 142) и контрольная (Детский сад № 146).

 

Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 2), в нее вошли игры, опубликованные в работах Л.М. Костиной, Н.В. Самоукиной, К. Фопеля, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.

 

Цель данной программы - снижение уровня нарушений в эмоциональной сфере дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

 

Программа включает 10 занятий по 30 минут. Занятия строятся по трем циклам.

 

Первый цикл - включает в себя игры, основная цель которых состоит в снятии напряжения, повышении активности, самооценки, расслаблении мышц (игры на снятие напряжения различных групп мышц входят, как обязательные в каждый цикл программы). Данный цикл состоит из 3 занятий.

 

Второй цикл - включает в себя игры на снижение нарушений в эмоциональной сфере в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл также состоит из 3 занятий.

 

Третий цикл - включает в себя игры, основная цель которых - помочь ребенку определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 4 занятий.

 

Вывод: Данная программа помогает снижению уровня нарушений в эмоциональной сфере дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения, также может использоваться для коррекции страхов.

 

игротерапия коррекция тревожность эмоциональный

 

2.2Особенности нарушений  в эмоциональной сфере старших  дошкольников

 

 

Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.

 

В констатирующем эксперименте мы использовали:

 

Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (см. приложение 2).

 

Опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» (см. приложение 3)

 

С помощью проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо» у всех детей, участвующих в эксперименте, был выявлен уровень тревожности. В таблицах 2.1 и 2.2 мы представили количественное распределение дошкольников в соответствии с их уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах.

 

Таблица 2.1 - Уровень тревожности дошкольников (экспериментальная группа)

 

ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Н.А.64 %2С.О..78 %3И.Ж.43 %4Ц. М.57 %5О.П85 %6М.А64 %7Ш.Д71 %8С.Л.78 %9С.Н.14 %10П.С.28 %11П.А.85 %12К.Н.64 %13К.П.71 %14Т.Э.57 %15С.П.57 %16Г.В50 %17Н.Н.85 %18Д.А.85 %Средний результат77, 7 %16, 7 %5, 6 %

 

Таблица 2.2 - Уровень тревожности дошкольников (контрольная группа)

 

ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Г. С.85 %2П. С.57 %3О.Л.57 %4Г.Н.28 %5О. В.64 %6К. Г.71 %7Е. Е.85 %8Г. Т.78 %9Т. И.14 %10С. Л.64 %11С. Н.57 %12Б. Е.64 %13Я. Б.71 %14Ю. Э.85 %15З.Ж21 %16Л.В.78 %17К.Л71 %18Н.М14 %19Н.Н.64 %20К.Р.43 %Средний результат75 %15 %10 %

 

Как видно из данных таблиц низкий уровень тревожности в контрольной группе составил 10 % от общего количества дошкольников, а в экспериментальной группе - всего 5, 6 % от общего количества дошкольников. Результаты по среднему уровню тревожности следующие: контрольная группа - 15 %; экспериментальная группа - 16, 7 %; Оставшиеся 75 % в контрольной группе и 77, 7 % в экспериментальной группе соответствуют высокому уровню тревожности.

 

Эти данные свидетельствуют о достаточно большом количестве высокотревожных детей в дошкольных образовательных учреждениях города Минска. Кроме этого мы провели качественный анализ тестирования. Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.

 

В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».

 

Такие ответы детей свидетельствуют о нарушении их эмоционального состояния, о наличии тревожности. Одной из причин тревожности является проблема взаимоотношений с взрослыми. Часто родители, воспитатели предъявляют к ребенку неадекватные требования и, причем сами этого не замечают. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. А это мешает его общению не только с взрослыми, но и с детьми. Фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.

 

Дополнительно к методике «Выбери нужное лицо», для выявления количества тревожных детей, мы использовали опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности». С помощью специальных бланков на родительских собраниях мы провели опрос родителей. Затем бланки были обработаны и мы получили следующие результаты.

 

В экспериментальной группе количество родителей, которые набрали от 15 до 20 баллов (высокий уровень тревожности) составило 12 человек; от 7 до 14 баллов (средний уровень тревожности) - 5 человек; от 1 до 6 баллов (низкий уровень тревожности) - 1 человек; В контрольной группе - от 15 до 20 баллов - 14 человек (высокий уровень тревожности); от 7 до 14 баллов - 5 человек (средний уровень тревожности); от 1 до 6 баллов - 1 человек (низкий уровень тревожности);

 

В процентном соотношении это представлено в таблице 3.3.

 

 

Таблица 3.3 - Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа)

 

Уровень тревожностиГруппы испытуемыхЭкспериментальнаяКонтрольнаяВысокий66, 6 %70 %Средний27, 8 %25 %Низкий5,6 %5 %Таким образом, по данным опроса родителей, самые высокие показатели соответствуют высокому уровню тревожности. В экспериментальной группе они составили 66, 6 %; в контрольной группе - 70 %; Средний уровень тревожности, как показано в таблице 4, в экспериментальной группе составил 27, 8 %; в контрольной группе - 25 %; Показатели низкого уровня тревожности в экспериментальной группе - 5,6 %; в контрольной группе - 5 %;

 

Данные проведенного теста с детьми и опроса родителей практически совпадают и позволяют сделать вывод, что фактически у каждого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической поддержке.

 

Т.И. Чиркова предлагает ряд рекомендаций для работы по снижению тревожности у ребенка. Она считает, что необходимо помнить и учитывать некоторые условия и закономерности возникновения тревожности.

 

Уровень тревожности возрастает в новом виде деятельности, там, где еще нет прочных знаний, умений и навыков. Следовательно, работу надо вести не по снятию тревожности, а по формированию знаний, умений. Тревожность при этом снизится сама как следствие овладения ребенком средствами деятельности.

 

При снятии тревожности нужно помнить, что только активная деятельность самого ребенка, организованная взрослыми и в начале совместная, а затем самостоятельная может снять чувство повышенной тревоги.

 

При неправильном отношении к тревожности детей можно уничтожить ее положительные стороны как одного из первичных механизмов саморегуляции, превратить ее в боязливость, робость, нерешительность, неуверенность. Очень важно, чтобы тревожность имела естественные границы и правильно реализовалась. И в тоже время нельзя допускать, чтобы тревожность перерастала в сильное отрицательное чувство.

 

При проведении экспериментального исследования мы опирались на данные рекомендации, так как процесс коррекции требует предварительной осведомленности об условиях и закономерностях возникновения тревожности.

 

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции высокого уровня тревожности не вызывает сомнений.

 

 

2.3 Коррекция нарушений  в эмоциональной сфере с помощью  игротерапии

 

 

Экспериментальное изучение влияния игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста основывалось на предположении о ее определенном психотерапевтическом воздействии.

 

Для коррекции высокого уровня тревожности дошкольников мы выбрали директивную игротерапию. В социальном плане данный тип игротерапии наиболее близок тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия «ребенок - взрослый», которые присутствуют в отечественной системе воспитания и образования. Для проведения коррекционной работы с детьми нами была разработана программа директивной игротерапии «От сердца к сердцу» (см. Приложение 3) [21, c. 13].

 

Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа).

 

В целях более успешного проведения коррекционной работы из 18 испытуемых экспериментальной группы было создано 3 подгруппы по 6 человек (А, Б и В). Занятия в подгруппах проходили в одни и те же дни, но в разное время.

 

Как уже отмечалось ранее, в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».

Информация о работе Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников