Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа
Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Целью является обзор представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие «измененное сознание»……………………………………….5
2. Проблема измененных состояний сознания………………………….7
2.1 История измененных состояний сознания………………………..7
2.2 Исследование изменённых состояний сознания…………………8
2.3 Условия появления изменённых состояний сознания…………..15
2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания…………17
2.5 Функции изменённых состояний сознания……………………..19
2.6 Классификация изменённых состояний сознания………………20
2.7 Трансовые состояния…………………………………………….21
2.8 Расширенные состояния сознания (РСС)………………………23
2.9 Сон…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «измененное сознание»……………………………………….5
2.1 История измененных состояний сознания………………………..7
2.2 Исследование изменённых состояний сознания…………………8
2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания…………17
2.5 Функции изменённых состояний сознания……………………..19
2.6 Классификация изменённых состояний сознания………………20
2.7 Трансовые состояния…………………………………………….21
2.8 Расширенные состояния сознания (РСС)………………………23
2.9 Сон…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….29
Введение
Нормальное состояние
сознания может определяться как
продукт существования в
В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику ИСС более чем своевременной. Хотя ИСС совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным - это могут быть ИСС, вызванные какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в ИСС.
Тематика ИСС, являясь
фундаментальной проблемой
Целью является обзор представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 23 страницы.
1. Понятие «измененное сознание»
Измененное сознание (ИС) - особое состояние сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для человека нормальным. Существует впечатляющее разнообразие состояний ИС, включая галлюцинации и псевдогаллюцинации, явления дереализации и деперсонализации, множественной личности, чувственного бреда, различные психические автоматизмы, состояния ИС во время сна (обычного или гипнотического), при сомнамбулизме и многие др.
Известно значительное количество факторов, вызывающих состояния И.С, например, сон как особое состояние организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др.
Однако, далеко не всегда состояния ИС являются следствием, проявлением психопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих случаях состояния ИС являются кратковременными и бесследно исчезают вместе с исчезновением вызвавшего их фактора. Более того, известны различные способы, позволяющие сознательно, нацеленно вызывать те или иные состояния ИС (йога, аутогенная тренировка, метод Грофа).
С.Гроф первым начал широко практиковать терапевтические сеансы, основанные на погружении в изменённые состояния сознания, эти сеансы получили известность как: ЛСД-терапия, холотропное (цельное) дыхание или ребёфинг. Его метод основан на применении гипервентиляции в сочетании с определенным музыкальным воздействием.
Обретенный в состояниях ИС, интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например, пророческие сны).
Бесспорно то, что ИС - сфера, мало изученная и загадочная. По мнению некоторых исследователей, накопленные в процессе изучения ИС факты часто совершенно необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании личности, формах ее взаимодействия с миром и могут со временем привести к их радикальным изменениям.
Измененные состояния сознания (ИСС) — состояния человека, в которых происходит:
1) переход от нормированных
культурой способов
2) изменения эмоциональной
окраски представленного в
3) изменения процессов
самоосознания, рефлексии,
4) изменения восприятия
времени, последовательности
2.1 История измененных состояний сознания
Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).
ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям.
Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и смерти. Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков. Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.
Возрождение психоделиков
в их специфических качествах
начинается в Европе употреблением
производных конопли - гашиша и абсента
- полыни. Медицинское использование
производных конопли
2.2 Исследование изменённых состояний сознания
Если в XIX веке психика отождествлялась
с собственно сознанием и ведущим
методом исследования был метод
интроспекции, то открытие 3.Фрейдом
бессознательных пластов
Многие психологи и психиатры полагают, что термин «измененные состояния сознания» следует применять только при описании психики здоровых людей. Другие расширяют понимание измененных состояний сознания, считая нарушения сознания, известные в психиатрии, лишь другим полюсом в континууме «нормальное сознание — нарушенное сознание». Таким образом, вся промежуточная область между этими полюсами и будет относиться к измененным состояниям сознания.
В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений. Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления. В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий «орган», не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности.
Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида. В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС.
Доступ в прилежащие («параллельные»)
и потенциальные реальности, видимо,
сначала нащупывался
К настоящему времени в науке все заметнее тенденция понимания сознания не как однородного состояния, а как континуума состояний сознания и их многообразия. Измененные состояния сознания возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов: