Измененные состояния сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Целью является обзор представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие «измененное сознание»……………………………………….5
2. Проблема измененных состояний сознания………………………….7
2.1 История измененных состояний сознания………………………..7
2.2 Исследование изменённых состояний сознания…………………8
2.3 Условия появления изменённых состояний сознания…………..15
2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания…………17
2.5 Функции изменённых состояний сознания……………………..19
2.6 Классификация изменённых состояний сознания………………20
2.7 Трансовые состояния…………………………………………….21
2.8 Расширенные состояния сознания (РСС)………………………23
2.9 Сон…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие «измененное  сознание»……………………………………….5

2. Проблема  измененных состояний сознания………………………….7

    2.1 История измененных состояний сознания………………………..7

    2.2 Исследование изменённых состояний сознания…………………8

    2.3 Условия появления изменённых состояний сознания…………..15

    2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания…………17

    2.5 Функции изменённых состояний сознания……………………..19

    2.6 Классификация изменённых состояний сознания………………20

    2.7 Трансовые состояния…………………………………………….21

    2.8 Расширенные состояния сознания (РСС)………………………23

    2.9 Сон…………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Нормальное состояние  сознания может определяться как  продукт существования в определенных условиях, как физических, так и  психо-социальных. Термин измененное состояние  сознания (ИСС) исходит из убеждения  в том, что существуют различные  уровни, или состояния сознания. Состояние сознания можно изменять искусственно (например, с помощью гипноза) или естественным образом (во время сна). Считается, что состояние сознания человека оказывает влияние на его психологическую активность — например, на уровень мотивации. ИСС характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека.

В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику ИСС более чем своевременной. Хотя ИСС совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным - это могут быть ИСС, вызванные какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в ИСС.

Тематика ИСС, являясь  фундаментальной проблемой психологии сознания, в тоже время имеет междисциплинарный  характер и представляет собой область  науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др. В наше время собрано множество клинического материала по проблеме изменённых состояний сознания. Учёные долгие годы занимаются проблемами гипноза, разрабатываются многочисленные техники медитации, в клиниках в качестве обезболивающих практикуется приём психоделиков, исследуются проблемы сна и сновидений – всё это и многое другое является гранями изменённых состояний сознания. Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

Целью является обзор  представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и  списка использованной литературы. Общий  объем работы 23 страницы.

 

1. Понятие «измененное  сознание»

 

Измененное сознание (ИС) - особое состояние сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для человека нормальным. Существует впечатляющее разнообразие состояний ИС, включая галлюцинации и псевдогаллюцинации, явления дереализации и деперсонализации, множественной личности, чувственного бреда, различные психические автоматизмы, состояния ИС во время сна (обычного или гипнотического), при сомнамбулизме и многие др.

Известно значительное количество факторов, вызывающих состояния  И.С, например, сон как особое состояние  организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др.

Однако, далеко не всегда состояния ИС являются следствием, проявлением психопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих случаях состояния ИС являются кратковременными и бесследно исчезают вместе с исчезновением вызвавшего их фактора. Более того, известны различные способы, позволяющие сознательно, нацеленно вызывать те или иные состояния ИС (йога, аутогенная тренировка, метод Грофа).

С.Гроф первым начал широко практиковать терапевтические сеансы, основанные на погружении в изменённые состояния сознания, эти сеансы получили известность как: ЛСД-терапия, холотропное (цельное) дыхание или ребёфинг. Его метод основан на применении гипервентиляции в сочетании с определенным музыкальным воздействием.

Обретенный в состояниях ИС, интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например, пророческие сны).

Бесспорно то, что ИС - сфера, мало изученная и загадочная. По мнению некоторых исследователей, накопленные в процессе изучения ИС факты часто совершенно необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании личности, формах ее взаимодействия с миром и могут со временем привести к их радикальным изменениям.

Измененные состояния  сознания (ИСС) — состояния человека, в которых происходит:

1) переход от нормированных  культурой способов упорядочения  внутреннего опыта и переживаний  к иным, нестандартным формам  категоризации. Этот процесс включает  переход от преимущественной  опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

2) изменения эмоциональной  окраски представленного в сознании  внутреннего опыта (например, возникают  интенсивные эмоциональные переживания  новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) изменения процессов  самоосознания, рефлексии, проявляющиеся  в том, что некоторые элементы  феноменологии ИСС переживаются  субъектом не как продукты  собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.

4) изменения восприятия  времени, последовательности происходящих  во внутренней реальности событий,  частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

 

2. Проблема измененных  состояний сознания

 

2.1 История измененных состояний сознания

 

Измененные состояния  сознания (ИСС) - термин современной  психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут  быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая  практика их достижения, является исторически  заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям.

Изначально ИСС служили  средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и смерти. Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков. Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах  начинается в Европе употреблением  производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование  производных конопли просуществовало  до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового потребления. В России закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда принят в 2001 году. Но юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

 

2.2 Исследование изменённых  состояний сознания

 

Если в XIX веке психика отождествлялась  с собственно сознанием и ведущим  методом исследования был метод  интроспекции, то открытие 3.Фрейдом  бессознательных пластов психики  значительно расширило рамки  предмета психологической науки  и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания. Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов исследования.

Многие психологи и психиатры  полагают, что термин «измененные  состояния сознания» следует применять только при описании психики здоровых людей. Другие расширяют понимание измененных состояний сознания, считая нарушения сознания, известные в психиатрии, лишь другим полюсом в континууме «нормальное сознание — нарушенное сознание». Таким образом, вся промежуточная область между этими полюсами и будет относиться к измененным состояниям сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат  представления о сознании как  об аспекте, стороне психической  реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений. Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления. В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий «орган», не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности.

Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида. В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС.

Доступ в прилежащие («параллельные») и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем осознанно отбирались приемы и средства, ведущие к искомой  цели. В любом случае, измененные состояния сознания — это состояния сознания, которые отличаются от обычного, нормального состояния сознания человека, но не являются патологическими в психиатрическом понимании. Пути к их получению многочисленны — они могут быть вызваны алкоголем, наркотиками, гипнозом, медитацией, глубокой молитвой, сенсорной депривацией или звуками и вспышками света определенного ритма. Измененное состояние сознания можно фиксировать у человека в экстремальных состояниях и при сильных эмоциях. К ним можно отнести и особые состояния сознания, которые переживают больные эпилепсией и мигренью в ауре наступающего приступа. Ограничить поле экстравертированного сознания с «погружением» в глубинное «Свое» можно путем концентрации внимания на мыслях, дыхании или телесных ощущениях, этому способствуют и ритмические танцы.

К настоящему времени в науке  все заметнее тенденция понимания  сознания не как однородного состояния, а как континуума состояний сознания и их многообразия. Измененные состояния сознания возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов:

  • стрессовые, аффектогенные ситуации;
  • сенсорная депривация или длительная изоляция;
  • интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.;
  • при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания;
  • при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации — например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС» и т. п.;
  • в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний и др.

Информация о работе Измененные состояния сознания