Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа
Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Целью является обзор представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие «измененное сознание»……………………………………….5
2. Проблема измененных состояний сознания………………………….7
2.1 История измененных состояний сознания………………………..7
2.2 Исследование изменённых состояний сознания…………………8
2.3 Условия появления изменённых состояний сознания…………..15
2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания…………17
2.5 Функции изменённых состояний сознания……………………..19
2.6 Классификация изменённых состояний сознания………………20
2.7 Трансовые состояния…………………………………………….21
2.8 Расширенные состояния сознания (РСС)………………………23
2.9 Сон…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29
За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания. Сейчас ИСС рассматриваются как неотъемлемая составляющая нормальной психической деятельности здорового человека.
Один из основателей американского прагматизма, психолог и философ Уильям Джеймс первым поставил в психологии проблему изменённых состояний сознания и еще в начале ХХ века писал: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, — это не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, — и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: — определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены». Уильям Джеймс первым использовал термин «трансперсональный», т.е. межличностный психический опыт.
Американский психиатр Фишер в 1977 году взаимные переходы из одного состояния сознания в другое представил в виде схемы — «карты внутреннего пространства». По его мнению, погружение в измененные состояния может осуществляется по двум «склонам» сознания: через пассивное бодрствование и расслабление, контролируемое парасимпатической нервной системой (континуум «расслабление — медитация») и через активацию, «сверхбодрствование», контролируемое симпатической нервной системой (континуум «активное восприятие — галлюцинация»). Континуум «расслабление - медитация» сопровождается снижением активации мозга (на ЭЭГ переход от бета-активности к медленным дельта-волнам) и приводит к множеству состояний сознания, которые оторваны от реальности. Континуум «восприятие - галлюцинация» сопровождается повышением активации мозга (на ЭЭГ увеличение частоты бета-ритма с уменьшением его амплитуды и асинхронией) и приводит от состояний творческого вдохновения к мистическому экстазу, а в дальнейшем, через области тревоги и страха - к перевозбуждению с шизофреноподобным состоянием. Наблюдения показывают, что человек иногда может вспомнить определенные события только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, когда эти события произошли, — в противном случае он ничего не помнит. Таким образом, для человека возможен ряд различных существований, которые могут продолжаться от одного психологического кризиса (или сновидения, приступа шизофрении) к другому.
В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные; континуальные; дискретно-континуальные.
Основываясь на представлении о сознании как сложно организованной, системной конструкции, Ч.Тарт развивает концепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Несмотря на возможные значительные изменения отдельных подсистем или определенной перемены внешних условий, сама структура остается стабильной благодаря процессам, поддерживающим ее самоидентичность и функционирование.
Согласно теории прерывных состояний сознания каждое из состояний сознания описывается как хорошо упорядоченная, взаимно увязанная совокупность физиологических и психических процессов. Пока они остаются в рамках данного состояния, функционирование их обусловлено исключительно внутренними причинами и направлено на поддержание этого ключевого стереотипа. При переходе к другому состоянию происходит непременный разрыв связей и их последующая перестройка на новый лад, а это новое качество опять-таки управляется лишь внутренними законами. Теоретическую основу гипотезы прерывистости сознания составил известный науке феномен скачкообразного развития глубокой стадии гипноза с потерей «раппорта». Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч.Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания.
В противоположность этому в теории непрерывных состояний сознания К.Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС утверждает, что при разных факторах, меняющих состояние сознания (психофармакологический препарат, засыпание и др.), действует единый механизм, вокруг которого и меняются все аспекты сознания. Разные по происхождению процессы диссолюции (распада) сознания располагаются на оси регрессии, в нижней части которой находятся психозы, а выше — сны, состояния после приема психофармакологических препаратов, неврозы и другие более поверхностные измененные состояния сознания. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что индуцирование измененное состояние сознания при действии совершенно различных факторов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного состояния сознания к измененным состояниям. По мере постепенной регрессии сознания все основные психологические показатели меняются плавно, без скачков.
К.Мартиндейл предлагает одномерную ось: обычное состояние сознания — бессознательное. Все остальные точки прямой соответствуют всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же ИСС, приравниваются друг к другу.
В теории смежных (смешанных) состояний сознания делается попытка объединения положений двух первых теорий. ИСС дискретны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени континуальны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А.Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х годов, когда было показано, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория «смоделированного психоза»).
А.Дитрих в согласии со взглядами В.Вундта расположил весь спектр сознания по кругу. В центре его он поместил нормальное бодрствующее сознание, по окружности — бессознательное состояние, сопоставимое с выключением сознания. Между ними на разных радиусах — переходные измененные состояния сознания, сопоставимые между собой при условии равной удаленности от центра. В данной теории состояния сознания прерывны, но не настолько, чтобы нельзя было установить и степень их смежности. Это же определяет и трактовку патологии. По данным исследований влияния психофармакологических препаратов на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния при патологии показывают большую степень смежности с измененными состояниями нормы. Можно сказать, что у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия как бы соприкасается. Линии «непрерывности» или «прерывистости» состояний сознания четко обозначены в патологии. Так, в выстраивающихся в непрерывную линию разных видах оглушения, сопоре и коме ярче всего выражена непрерывность сознания. В формах типа делирия, онейроида — смежность, а в формах типа сумеречных состояний, особенно при эпилепсии, — замкнутый мирок прерывности.
Ослабление чувствительности органов чувств или дефицит движений. В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за исчезновения ощущений, постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции или значительного ослабления двигательной активности. Такие ИСС могут быть вызваны одиночным заключением, при нахождении в море или в пустыне; гипноз автострады.
Повышение чувствительности органов чувств, двигательной активности или эмоций. В эту категорию включены психические процессы, появляющиеся из-за сильного возбуждения, сопровождаемого или напряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами (травматические неврозы, состояния паники, реакции гнева).
Психическая вовлеченность. Подобные ИСС могут возникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности при сторожевой работе или при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея; пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например, чтением, письмом или решением проблем.
Ослабление критичности. В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как «пассивное состояние ума», при котором активное мышление сведено до минимума (мистические, состояния или состояния откровения (например, сатори, нирвана), состояния грез, сонливости; состояния абсолютной интеллектуальной и мышечной релаксации, например, во время плавания или загорания).
Влияние психосоматических факторов. В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основном в результате изменений физического здоровья. Эти состояния могут вызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало или вообще не контролирует себя. Это, например, дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; мигрени и эпилептические припадки. Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приема наркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызывает интоксикационный делирий, сопровождающийся лихорадкой.
2.4 Основные признаки изменённых состояний сознания
Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, следует выделить достаточно их сходных черт, которые в той или иной степени характерны для большинства ИСС. Однако ни один из наблюдаемых признаков не является для ИСС специфическим. Они все могут встречаться и в других ситуациях, как нормальных, так и патологических. Эти признаки близки к тем, которые наблюдаются при релаксации.
Изменения в мышлении. Это нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.
Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде чувства безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.
Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).
Изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза до глубокого страха и депрессии. Человек может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.
Изменение образа тела. При ИСС у людей распространена склонность испытывать разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Также может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.
Искажения восприятия. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиоло-гическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний.
Изменения смысла или значения. Иногда, кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта «эврика», во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. Стоит подчёркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является в первую очередь эмоциональным переживанием, имеет мало отношения к объективной «правде» содержания этого опыта.
Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, эстетического, творческого, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний.
Чувства возрождения. Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, гипноза, религиозных обращений, приступов спиритической одержимости и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.
Гипервнушаемость. Ослабление способностей человека к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. При этом, стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами.