Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:09, доклад

Краткое описание

риоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

 

 Первоосновой изобразительного  искусства по праву называют  рисунок. Сфера применения рисунка  чрезвычайно широка. Рисунок, как  графическое изображение, является  одним из видов художественного  отображения действительности, а  также основой создания образа  в других видах искусства.

 

 Одним из видов изобразительного  искусства, в котором изображение  дается в виде рисунка является  графика, которая делится на  несколько видов: станковую, книжную,  плакатную, газетно-журнальную, прикладную.

 

Элементы рисунка –  это линии, штрихи, пятна, из которых  складываются изображения.

 

Линия в рисунке – основное изобразительное средство, которое  может носить различный характер. Графической линией как одним  из основных средств изображения  дети овладевают на самых ранних этапах. На протяжении всего дошкольного  детства в рисунках детей преобладает  одинокая контурная линия. Следует  обратить внимание на совершенствование  навыков изображения простых  и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

 

Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В  старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей  знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и  их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство.

 

Композиция рассматривается  как способ расположения объектов в  пространстве. Разнообразны примеры  решения композиции. Верность композиционного  решения определяется идеей, темой  и сюжетом произведения, т.е. находится  в зависимости от поставленных задач.

 

Техника в искусстве –  это совокупность способов и приемов, посредством которых исполняется  художественное произведение.

 

Карандаш– графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется  для тушевки и штриховки.

 

Уголь – прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство –  бархатистость.

 

Пастель – мягкие цветные  карандаши. Может использоваться в  соединении с карандашами, иногда с  акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.

 

Восковые мелки – легко  ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный  мелками, делает рисунок выразительным.

 

Акварель – водяные  краски. Основное свойство – прозрачность, это необходимо учитывать при  наложении одного цвета на другой.

 

Гуашь – непрозрачные акварельные  краски. Гуашь обладает хорошим кроющим  свойством.

 

 Полезно иногда давать  детям не белую, а тонированную  бумагу.

 

 В процессе рисования  дети закрепляют свои представления  об окружающем мире, выбирают  способы изображения. 

 

Рисование с натуры способствует развитию зрительной памяти, которая  способствует рождению образного восприятия и образного мышления.

 

Рисование по памяти сводится к произвольному запоминанию  характерных признаков объекта  и их последующему изображению.

 

Рисование по представлению  – это воспроизведение объекта  в произвольном положении, основывается на произвольном запоминании объекта, имеющего эмоциональную окраску.

 

Декоративное рисование  является одним из видов изобразительного искусства. Богатым источником для  данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается родная природа и национальная культура. Основное назначение декоративного  искусства – это украшение  самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора  является ритмическое повторение тех  или иных элементов рисунка.

 

Коллективная изобразительная  деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и  дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность  формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает  привычку к взаимопомощи, создает  почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного  творчества, должна быть тесно связана  с игрой. Использование игровых  методов и приемов на таких  занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

 

Игровые приемы обучения, как  и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач  и связаны с организацией игры на занятии. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая  задача – это определение цели предстоящих игровых действий. Умело, используя игровой прием, можно  увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны  при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

 

Комбинированные занятия  по изобразительной деятельности дает возможность продемонстрировать владение различными приемами изображения, разнообразие используемых материалов. Такие занятия  обогащают не только опыт дошкольника, но и непосредственно влияют на развитие его речи. А умение комбинировать, и составляет основу творчества.

 

 Дети развиваются не  одинаково, поэтому показатели  творческого характера раньше  появляются у детей с более  высоким уровнем памяти, речи, воображения,  практических навыков, образного  восприятия, самостоятельности.

 

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что  окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения  и творчества.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ  В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА.

 

2. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ ДЛЯ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ. 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ  ЛЕПКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

• ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

• РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ.

• СПОСОБЫ ЛЕПКИ ДЛЯ  ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ.

• ВИДЫ ЛЕПКИ.

• ИНТЕГРАЦИЯ ЛЕПКИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

5. ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

Одним из основных принципов  работы дошкольного учреждения на современном  этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического  процесса. Ее основной смысл – поставить  в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации  педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся  в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Для ребенка, который воспитывается  под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

 

Наше дошкольное образовательное  учреждение – «Детский сад №114 ОАО  «РЖД», опираясь на традиции и богатый  опыт коллектива, выбрало в качестве приоритетного художественно-эстетическое направление.

С 2005 года детский сад ведет  опытно-экспериментальную работу «Педагогическая  модель художественно-эстетического  образования в дошкольном учреждении». Цель эксперимента – разработать  и обосновать педагогическую модель художественно-эстетического образования  в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающую высокоэффективную  индивидуальную и коллективную деятельность, позволяющую достигнуть повышение  качества образования в художественно  – эстетическом развитии воспитанников  при рациональных затратах и времени  всех участников педагогического процесса.

Одна из задач - развитие разнообразных  художественно-творческих способностей детей.

 

Работа с детьми строится исходя из программы непрерывного образования  «Из детства – в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой).

Эта программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его  эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.

Особое внимание уделено  в данных программах эстетическому  воспитанию детей.

"Эстетическое развитие  ребенка, формирование базиса  его личностной культуры не  может быть ограничено занятиями  по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в  процессе восприятия природы,  искусства и собственной художественной  деятельности”, - считает Т.Н. Доронова.

Сферы "Красота в жизни  и изобразительном искусстве” и "Обучение детей рисованию и  лепке” разделены и представлены в виде самостоятельных подразделов.

Специфика обучения рисования, лепки как художественных сфер детской  деятельности в том, что в их основе лежит не количественное наращивание  суммы знаний и умений, навыков, а  развитие способности изображать то, что для ребенка интересно  или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения  к миру, другим людям, самому себе).

 

Проанализировав методику  Т.Н.  Дороновой, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе  «Изобразительная деятельность детей» уделено рисованию, нежели лепке (в  рисовании - разнообразие техник, материалов, вариативность оформления работ  и пр.). При  обучении  детей  лепке материалы ограничены (пластилин, глина), методика лепки недостаточно полно разработана, не прослеживается идея самоценности продуктов детской  деятельности (использование продуктов  детской деятельности в оформлении группы и т.д.).

 

Значение же лепки для  развития ребенка огромно. Это - искусство  детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным  отношением к действительности.

 

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные  поделки очень украсят любое  помещение. Все, что видит и о  чем мечтает ребенок, может воплотиться  в лепных образах. Так рождается  особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

 

Лепка – один из самых  эмоциональных из продуктивных видов  изобразительной деятельности.

«…В семье изобразительных  искусств лепка играет ту же роль, как  и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие  главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

 

Техника лепки – самая  безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две  руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного  общения, это и:

- координация движений  обеих рук и развитие мелкой  моторики;

- разнообразие сенсорного  опыта (чувство пластики, формы,  материала, веса);

- возможность создания  объемных поделок; 

- умение планировать работу  и доводить ее до конца; 

- богатое воображение. 

 

В лепке, как и в любой  творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать  обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

 

Современные исследования и  передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало  для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.

 

В качестве основных были намечены следующие задачи:

1.Развитие эстетического  восприятия и художественно-образного  мышления ребенка. 

2.Освоение дошкольниками  разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных  техник.

3.Повышение эмоциональной  выразительности и разнообразия  создаваемых детьми художественных  образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов  действия.

4.Формирование способностей  детей чувствовать и объяснять  выразительность образа, давать  художественную оценку создаваемого  и законченного образа.

5.Учить детей отбору  выразительных средств, которые  наиболее полно удовлетворяют  их потребности. 

 

Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении  на специально  организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках  и  в  семье.

 

I половина дня 

Индивидуальные и мини-подгрупповые занятия (отрабатывание приемов  лепки из теста, пластилина).

 

Прогулка 

Информация о работе Изобразительная деятельность - одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника