Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.
Задачи курсовой работы:
- Представить изучение личности в зарубежной и отечественной психологии;
- Охарактеризовать народное художественное творчество как средство воспитания личности;
- Раскрыть принцип индивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии……4
1.1. Общее представление о развитии личности………………..…4
1.2. Проблемы индивидуально-психологических особенностей личности………………………………………………………………………….13
Глава 2. Народное художественное творчество как средство воспитания личности…………………………………………………………………………15
2.1. Сущность народного художественного творчества…………………..….15
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности и тенденции современного развития НХТ…………….…..26
Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ…………………………….….33
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..33
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии..docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Широта потребности  зависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребности  регулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумно  удовлетворяют свои потребности.

Виды потребностей:

  • Материальные,
  • Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).
  • Общественные (в основу такой классификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).
  • На основании потребности в сознании формируется потребность в творчестве.
  • Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.

Интерес – избирательное  отношение личности к объекту. В  силу его жизненного значения и эмоциональной  привлекательности. Интересы возникают  на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личную приязнь  какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может  стать потребностью. Интерес может  появляться стихийно и неосознанно, вследствие эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение. Которое определяется многими причинами.

Одни объекты  отвечают общечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи – социально-групповым  особенностям, четвертые – индивидуальным. Различают в отношении к объекту  зависимость от личного опыта  образованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д. [3]

Виды интересов: они различаются по содержанию и  направленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес проявляется  в стремлении к жилищным удобствам, необычным изделиям обихода и  т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень  развития личности. Это прежде всего познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы к общественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.

Непосредственный  интерес – это интерес к  самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями.

Опосредованный  интерес – это интерес к  результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы – интересы действенные, когда человек  не ограничивается созерцанием, а действует , овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересы различают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокими интересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких многосторонних интересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основное направление деятельности. [9]

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком  смысле слова Мировоззрение –  это система взглядов на общественную жизнь.

Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.

Импульс к действию, возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств  соотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.

Убежденность –  это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым  он следует в жизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для которых невозможен поступок, противоречащий принципам.

Выделяют 2 типа отношения  к идеалу: созерцательный (человек  ограничивается восхищением своим  идеалом) и деятельное (превращение  созерцательного в реальные черты  собственного характера, построения плана  собственной жизни).

Идеал – тот образец, который  предвосхищает будущее и опережает  жизнь, отражая тенденции ее развития. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок  личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

 

1.2. Проблема индивидуально-психологических  особенностей личности

 

Проблема индивидуально-психологических  особенностей личности является одной  из важных в психологии. Значение и  учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно  обращается к жизни, к практике. К  индивидуальным особенностям относятся  особенности эмоциональной мыслительной личности, теп нервной деятельности или темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.

В личности выделяется несколько сфер:

  • потребностно-мотивационная;
  • познавательная;
  • эмоционально-волевая.

Потребностно-мотивационная представляет ядро личности. Потребности – источники всякой активности личности.

Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления  наличествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие  и обучение, в том числе и  несформированность потребностей в занятиях хореографическим искусством.

Познавательные  потребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения. [10]

Необходимо помочь участникам развить у себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашем случае, занятием танцевальным искусством, а потом опираться  на них в процессе воспитания и  обучения.

Проблема воспитания разносторонне-познавательных интересов  у участников весьма важна, этому  могут содействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимают  заинтересованность учащихся, дают им радость в познания принципиально  сложных элементов классического  танца.

Стремления, познавательная потребность – это важнейшие  мотивы. Однако существуют еще и  внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы).

Действие их на участников следует обязательно  учитывать в процессе обучения и  воспитания.

Следует сформировать необходимые познавательные потребности  и связанные с ними мотивы.

 

Глава 2. Народное художественное творчество как средство воспитания личности

 

2.1. Сущность и функции народного  художественного творчества

 

Народное  художественное творчество — коллективное творчество народных масс. В русской  науке оно иногда обозначается и  другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это — искусство, создаваемое массой народа.

Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев — tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

Наряду  с этим существует международный  термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в  широкое употребление с середины XIX в.

За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и  материальной культуры народа. В русской  науке закрепилось понимание  фольклора как термина, обозначающего  народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный  фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном  искусстве.

Применение  термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

В русской  науке термин «фольклор» получил  широкое распространение уже  после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном творчестве получила наименование фольклористики.

Большинство школ и направлений в литературоведении  и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи, стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры и искусства. [9]

Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала  деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как  утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы  произведения искусства, обычаи, культурные навыки спускаются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.

Подобные  реакционные теории и поныне имеют  хождение среди определенной части  буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как  нечто самостоятельное, а не как  ущербное отражение культуры господствующих классов, «ненаучны».

Эти взгляды  имеют широкое хождение в реакционных  кругах фольклористов капиталистических  стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест передовых  деятелей культуры и науки, которые  выступают против этой концепции  творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати капиталистических  стран был опубликован ряд  статей, посвященных великой роли народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций  по этому вопросу, правильное освещение  взаимоотношения коллективного  и индивидуального творчества, самодеятельного  и профессионального искусства  имеет большое значение для понимания  закономерностей развития художественного  творчества в прошлом и настоящем. [8]

Прямая  связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм — не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее  массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе — либо в результате многократных актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы, и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор — народ.

Рассмотрение  специфики фольклора позволяет  понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными  исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие — производными, второстепенными, одни — существенными, другие — несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм. [15]

Информация о работе Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии