Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.
Задачи курсовой работы:
- Представить изучение личности в зарубежной и отечественной психологии;
- Охарактеризовать народное художественное творчество как средство воспитания личности;
- Раскрыть принцип индивидуального подхода как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии……4
1.1. Общее представление о развитии личности………………..…4
1.2. Проблемы индивидуально-психологических особенностей личности………………………………………………………………………….13
Глава 2. Народное художественное творчество как средство воспитания личности…………………………………………………………………………15
2.1. Сущность народного художественного творчества…………………..….15
2.2. Соотношение коллективного и индивидуального в фольклоре……...….23
2.3. Особенности и тенденции современного развития НХТ…………….…..26
Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ…………………………….….33
3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..33
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии..docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Народная  художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном  мире. Многие зарубежные специалисты  рассматривают ее как одно из эффективных  средств, противостоящих наиболее агрессивным  формам современной массовой культуры, "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при  ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение  фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содействовать распространению  традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила  в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора".

При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют  специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного  искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые  вносят заметный вклад в координацию  международных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и  т.д.

Обращение к прошлому, в частности к глубинным  пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же время  нельзя не учитывать, что в понимании  и оценке роли фольклора не обходится  без "перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не только этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усиленная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сторонах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнктурной подоплеке.

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило вопрос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной художественной культурой в XX в. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, игры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталкиванием ее на обочину духовной жизни, размыванием национальных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций формами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, миграцией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспирирована государственной культурной политикой, в которой культурный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических канонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созидательный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления.

Народная  художественная культура в современном  мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также  с массовыми формами культуры. В течение длительного времени  массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негативно и  противопоставляли им искусство  элитарное. Однако очевидно, что элитарное  искусство, массовая культура не могут  выполнить те задачи и функции, которые  выполняет народная культура, ибо  это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни.

Отношение к народной художественной культуре сегодня — основополагающий фактор в культурной политике России. В  разные периоды это отношение  складывалось по-разному: от полной поддержки  до полного отрицания отдельных  ее пластов. Начиная с 20-х годов  XX в. традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролеткультовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отношению к фольклору в государственной культурной политике до конца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благодаря которой получило бурное развитие не только элитарное искусство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную самобытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упрощению, отторжению, а порой и "революционному очищению".

Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить  критически весь комплекс проблем ее функционирования и развития. Только на этой основе можно выстраивать  конструктивную стратегию возрождения  традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя  понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной  стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем  более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми  ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает  в этих связях как многомерное  явление, имеющее сложные пограничные  образования как с народной культурой  в целом, так и с элитарным  и массовым искусством.

Народная  художественная культура не рассматривается  ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а  как самостоятельный исторически  обусловленный тип культуры, имеющий  свои формы, механизмы, социальную стратификацию  и т.д.

В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения  с универсальными, стабильными или  динамичными картинами жизни  общества, находящимися в зависимости  от того или иного исторического  состояния государства.

Народная  художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие  механизмы функционирования, которые  в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной  и массовой.

Педагоги, мастера, руководители множества возникших  в последние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену семье, общине приходят школа, система образования, сеть специальных внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художественную деятельность, в каждой из них складывается своя методика преодоления отчужденности личности от своих традиций.

С учетом изложенного предлагается следующее  определение основных структурных  образований современной народной художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства, любительского исполнительства.

Кроме сложных  взаимоотношений элементов и  образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо и  система более глобальных отношений  между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают  на протяжении истории в оппозиции  по отношению друг к другу. В последнее  время обострились их отношения  с массовой культурой.

Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей наименование "общечеловеческие ценности".

Опыт  культурного развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о неразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.[8]

 

Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ

 

3.1. Роль педагогического процесса  в обучении и воспитании личности

 

Педагогический  процесс в любом коллективе —  производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением в этом отношении  и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого —  искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-зстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.[15]

Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого  потенциала личности. В этом случае, с одной стороны, под творческой личностью может пониматься лишь человек, участвующий в художественной самодеятельности, пишущий музыку или  стихи, играющий на музыкальном инструменте  или же делающий успехи в техническом  творчестве, рационализаторстве, а  с другой стороны, непроизвольно  принижается роль других более важных факторов в социализации творческих устремлений человека. К сожалению, такой подход - фетишизация роли участия в самодеятельности для развития личности - характерен для многих диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы. Художественное творчество объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности.

Роль  искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих  противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль  художественного самодеятельного  коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства  или их интерпретатора имеет относительную  ценность, на первый план выступает  проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

В чем  же заключается специфика искусства  как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?

Прежде  всего, нужно подчеркнуть: искусство  не является единственной формой общественного  сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие  каждой из этих форм общественного  сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое.

Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Информация о работе Изучение личности в отечественной и зарубежной психологии