Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

 Как отмечают Т.И.Лях и О.А Чувалова в своих исследованиях под руководством А.К.Марковой (27), сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознаётся, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, как показала О.А.Чувалова, лучше формируется при направлении на способы, чем на результат деятельности. В то же время эта характеристика мотивации по-разному проявляется в разных возрастных группах в зависимости от характера учебной ситуации и жёсткости контроля учителя, зависимость формирования действенности как первой ступени учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля присутствующего учителя. В целом исследования учебной мотивации школьников показывают недостаточный уровень её стихийной сформированности, принципиальную возможность её целенаправленного ступенчатого развития, учитывающего особенности возраста с преимущественной ориентацией на способы деятельности (не на результат). 
 
 

  
 
 
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 

                                                Выводы.

 В первой главе мы рассмотрели основные подходы  изучения мотивации в социально-психологических исследования, которые отражены в разнообразии теорий мотивации, которых было немало: потребностные теории мотивации, бихевиористические теории мотивации, когнитивные теории мотивации, психоаналитические теории мотивации, биологизаторские теории мотивации и работы отечественных учёных. Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. Это связано с тем, что их авторы отрицают принципиальную возможность создания универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей поведение животных и человека.

 Известной работой отечественной психологии стала теория деятельности А.Н.Леонтьева. Данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как образуется её иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельности можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

 Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.

 Как уже отмечалось в данной работе, взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен, т.е. мотив – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структуры позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как процесс, механизм. Е.П.Ильин считает, что ни в понимании сущности мотивации, её роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов и во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основа поступка).

 Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Из этого следует, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удаётся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.  

 Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание  учебного материала;

- организация  учебной деятельности;

- оценка  учебной деятельности;

- стиль  педагогической деятельности учителя.

 Однако простое перечисление таких факторов очерчивает лишь область

обсуждения  вопроса, выявляет ведущие мотиваторы учения, но не   раскрывает целостную  структуру мотива учения, причинно-следственные зависимости между его компонентами. Поэтому требуется не столько  классификация «мотивов» (конкретных причин осуществления субъектами учебной деятельности), сколько соотнесение их с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, учитывающее возраст и пол учащихся, ситуацию в семье, социальное происхождение и другие моменты. К сожалению, таких исследований в психологии почти что нет.

Одной из главных особенностей мотивации  учения в школе на разных возрастных этапах является ведущий мотив данного  этапа.

 Так один из них - мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу). Главным является то, что мотив посещения школы следует отличать от мотива обучения. Оба эти мотива в организации обучения и учебной деятельности детей могут действовать в одном направлении, а могут расходиться.

 Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности очень сильна, а мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки.

 Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения.

 Мотивация учебной деятельности школьников средних классов отличается особенностью возникновения у школьника стойкого интереса к определённому предмету, наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). На данном этапе сильна самооценочная мотивация.

 Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Степень адекватности самооценки учебных способностей старшеклассников в значительной степени влияет на мотивацию учения, которая в свою очередь является познавательной, т.е. преобладают мотивы собственного рота на данном этапе обучения в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации  к 

                изучению иностранного языка в школе на разных

                возрастных этапах.

           2.1 Организация и методы исследования.

Целю  нашего эмпирического исследования является проведение сравнительного анализа особенностей мотивации учащихся к изучению иностранного языка на разных возрастных этапах в школе.

Объектом нашего исследования выступили учащиеся 3-х, 7-х, 11-х классов (подгруппы, изучающие английский язык) МОУ СОШ №3 г.Черняховска Калининградской области.

Предметом исследования является учебная мотивация к изучению иностранного языка в школе на разных возрастных этапах.

Гипотеза: Основными мотивами изучения иностранного языка в школе,

                  несмотря на различия учебной мотивации на разных 

                  возрастных этапах, являются мотивы собственного роста.

Задачи  исследования: 1.Выявить особенности  учебной мотивации к 

                                         изучению иностранного языка  на разных 

                                         возрастных этапах.

                                     2. Определить основные мотивы изучения

                                         иностранного языка в школе  на разных возрастных

                                         этапах.

                                    3. Сравнить учебную мотивацию к изучению

                                         иностранного языка в школе  на разных возрастных 

                                         этапах.

                                     4.Провести математический анализ полученных данных

 Для проверки гипотезы исследования были использованы следующие 

 Методики:  1. Опросник «Выявление целей изучения иностранного языка в

                         школе» - модификация методики «Незаконченные

                         предложения» ЛускановойН.Г. (42).

                     2. «Оценка школьной мотивации» (42).

                     3. «Диагностика структуры учебной мотивации

                           школьника» (42).

                    4. «Направленность на приобретение знаний» (17).

                    5. «Направленность на отметку» (17).

Метод оценки достоверности данных, полученных в ходе исследования -   критерий согласия Пирсона (гипотеза второго типа).                              

В нашей  исследовательской работе приняли  участие учащиеся МОУ СОШ №3 г.Черняховска  Калининградской области 3-х, 7-х и 11-х классов (подгруппы, изучающие английский язык). Выбранные учащиеся представляют для нас интерес, так как находятся на разных возрастных этапах изучения иностранного языка.

 Для определения ведущей мотивации изучения иностранного языка на разных возрастных этапах нами был составлен опросник, цель которого состоит в выявлении целей изучения иностранного языка. Опросник состоит из 12 пунктов-суждений в форме незаконченных предложений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трём видам мотивации. Респондент должен выбрать один вариант, который в наибольшей степени выражает его мнение или ответствует реальности. За каждый ответ (а, б, с) начисляется по одному баллу, баллы суммируются для каждого вида мотивации отдельно.

 С  помощью данного опросника выявляется  преобладание одного из видов мотивации:  * самооценочной мотивации

                     * социальной мотивации

                     * познавательной мотивации

Инструкция  и текстовый материал приведены в Приложении 2. 

Методика  «Оценка школьной мотивации», предложенная Лускановой Н.Г. (42) (см. Приложение 2) была нами использована для дифференцировки учащихся по уровню школьной мотивации. Цель – выявить уровень школьной мотивации у учащихся. Обработка материала проводится с помощью разработанной автором системой балльных оценок:

- ответ,  свидетельствующий о положительном  отношении к школе и 

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе