Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

                      

     (n – n )       ,где     n - эмпирические частоты

         n                        n - теоретические частоты

Формула для подсчёта теоретической частоты:

      A  D                             B  F

         N                                 N 

   30 46                                                (10-15,16)   (8-7,9)   (12- 6,92)   (12-16,1)

     91                                                      15,16           7,9          6,92            16,1

   30 24                                                  

     91                                                    (13-8,34)   (7-7,38)   (24-14,66)   (3-7,65)

   30 21                                                     8,34         7,38           14,66          7,65

     91                           

   32 46                                                  (2-5,54)     

     91                                                        5,54     

   32 24

      91                                                     = 0,05

   32 21                          

      91                                                  df = (R – 1)(C – 1)                                                                    

   29 46

     91                                                  df = (3 – 1)(3 – 1) = 4

   29 24

    91                                                            = 9,49

   29 24

     91 

Нулевая гипотеза опровергается, таким образом, мы делаем вывод о существовании  взаимосвязи между видом преобладающей мотивации изучения иностранного языка от возраста учащихся.

Гипотеза  нашего эмпирического исследования подтвердилась. 

                                   
 

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Приложение 2. 

  1. Опросник « Выявление целей изучения иностранного

                           языка в школе».

  Цель: выявить у испытуемых цели  обучения иностранному языку  и 

             осознание этих целей.

  Инструкция: выберите один из вариантов продолжения предложения в

                          опроснике и выделите его.  

                                     Текст опросника.

1. Я  хожу в школу, потому что…

а) я  – добросовестный ученик

б) это  моя обязанность

в) мне  интересно узнавать что-то новое 

  1. Утром, когда  я просыпаюсь, мне чаще хочется…

а) чтобы  быстрее закончился учебный день

б) остаться дома и не идти в школу

в) чтобы  поскорее начались уроки 

  1. Я хожу на уроки иностранного языка, потому что…

а) мама говорит, что они важны для  меня

б) нужно  посещать все уроки

в) интересно  изучать иностранный язык 

  1. Уроки иностранного языка для меня…

а) необходимы

б) не интересны

в) интересны 

  1. Мои отметки  по иностранному языку…

а) всегда хорошие

б) разные

в) стараюсь, чтобы были отличными 

  1. Достичь хороших знаний по иностранному языку возможно, только

     если… 

а) внимательно  изучать все темы

б) всегда выполнять домашнее задание

в) дополнительно  заниматься 

  1. Я рассказываю  родителям об уроках иностранного языка, когда…

а) получаю  хорошие отметки

б) они  (родители) меня спрашивают об этом

в) узнаю  что-нибудь новое 

  1. Выполнение  заданий по иностранному языку для  меня…

а) важно  для получения хороших отметок

б) не всегда важно

в) интересно  и выполняю всегда 

  1. В школе  интереснее всего мне…

а) учиться  и общаться с одноклассниками

б) общаться с одноклассниками

в) учиться 

  1.  Отмена  урока иностранного языка вызывает  у меня чувство…

а) равнодушия, т.е. мне всё равно будет урок или нет

б) радости

в) досады 

  1.  Если  бы учитель сказал, что на следующий  урок иностранного языка

     не обязательно приходить всем  ученикам, то я бы…

а) не пошёл, если бы все не пошли

б) не пошёл

в) обязательно  пошёл  

  1.  Я часто  сожалею, что уроки иностранного  языка…

а) не предлагают проводить учащимся

б) проводятся слишком часто, а хотелось бы реже

в) проводятся только 3 раза в неделю, а хотелось бы чаще 

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитывается  количество ответов а), б), в). Преобладание одного из показателей свидетельствует об одной из трёх преобладающих мотиваций изучения иностранного языка в школе.

а) –  самооценочная мотивация

б) –  социальная мотивация

в) –  познавательная мотивация 
 
 
 
 
 

                           ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  

Фамилия ____________________Имя______________   

Отчество______________________________________

Пол___________ Дата рождения__________________

Дата проведения исследования___________________ 

Инструкция: выбери подходящий тебе ответ и отметь его в таблице. 

Вопрос    Ответы   
1 Тебе нравится в школе или не очень? Не очень Нравится  Не нравится
2 Утром, когда  ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто  хочется остаться дома? Чаще хочется  остаться дома Бывает по-разному  Иду с радостью
3 Если бы учитель  сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? Не знаю Остался бы дома Пошел бы в школу
4 Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Не нравится Бывает по-разному  Нравится 
5 Ты хотел  бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Хотел бы Не хотел  бы Не знаю
6 Ты хотел  бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не знаю    Не хотел  бы Хотел бы
7 Ты часто  рассказываешь о школе родителям? Часто Редко Не рассказываю
8 Ты хотел  бы, чтобы у тебя был менее строгий  учитель? Точно не знаю Хотел бы Не хотел  бы
9 У тебя в классе много друзей? Мало  Много Нет друзей
10 Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся  Не очень Не нравятся
 

            
 
 
 

     Методика  «Направленность на приобретение знаний». 

Инструкция: перед Вами ряд утверждений-вопросов с парными ответами,

                      из двух ответов нужно выбрать  один и рядом с позицией 

                      вопроса написать букву (а или  б), соответствующую 

                       выбранному ответу.

Текст опросника.

  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день.
  2. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б)не готовишься тщательно, т.к. знаешь, что всё равно не спросят.
  3. Бывает ли, что ты остаёшься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.
  4. Что для тебя учёба: а) познание нового; б) обременительное занятие.
  5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.
  6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет.
  7. Зависит ли твоё желание готовить домашнее задание от  того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.
  8. Легко ли ты втягиваешься в учёбу после каникул: а) да; б) нет.
  9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет.
  10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чём в них идёт речь: а) да; б) нет.
  11. Что по- твоему лучше – учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.
  12. Что для тебя важнее – отметки или занятия: а) отметки; б) занятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Методика «Направленность на получение отметки». 

    Инструкция: ответь на вопросы, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или « - » («нет»). 

    Текст опросника. 

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе