Изучение особенностей отношений старшеклассников к браку и перспективам их семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:38, научная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни. Задачи работы:
1. Изучить литературу по предмету исследования;
2. Разработать анкету, направленную на изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни;
3. Провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Сравнить особенности взглядов юношей и девушек на перспективы их будущей семейной жизни.
5. Разработать рекомендации, направленные на обеспечение поддержки личностного самоопределения старших школьников, построения их жизненных перспектив.

Содержание

Ведение…………………………………………………3стр
Основная часть……………………………………….. с 4 по 5стр
Исследование…………………………………………. с 6 по 9стр
Заключение…………………………………………… с 10 по 11стр
Приложение………………………………………….. с 12 по 20стр
Литература……………………………………………..21стр

Вложенные файлы: 1 файл

работы с конкурса им.Вернадского - копия (3).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Кузнецка Пензенской области

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа по обществознанию на тему:

 «Изучение особенностей отношений  старшеклассников к браку 

и перспективам их семейной жизни»

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кривова Виктория

Научный преподаватель: учитель I категории Бугаева Наталья Александровна

2013 год.

 

                                           Содержание

Ведение…………………………………………………3стр

Основная часть……………………………………….. с 4 по 5стр

Исследование…………………………………………. с 6 по 9стр

Заключение…………………………………………… с 10 по 11стр

Приложение………………………………………….. с 12 по 20стр

Литература……………………………………………..21стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель: изучить особенности отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни.

Задачи работы:

1.  Изучить литературу по предмету исследования;

2.  Разработать анкету, направленную на изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни;

3.  Провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;

4.  Сравнить особенности взглядов юношей и девушек на перспективы их будущей семейной жизни.

5.  Разработать рекомендации, направленные на обеспечение поддержки личностного самоопределения старших школьников, построения их жизненных перспектив.

Объект исследования: ценностные ориентации старшеклассников.

Предмет исследования: отношение старшеклассников к браку и перспективам их семейной жизни как ценностной ориентации в юности.

Гипотеза: не смотря на имеющее место общественное мнение о снижении важности семейных взаимоотношений для юношества, мы предполагаем, что ценность семьи и брака для старших школьников является высокой и значимой.

Методы исследования: Для решения исследовательских задач мы разработали 2 варианта анкеты (для юношей и девушек) комбинированного типа, включающих 6 вопросов открытого и закрытого типа

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития человека. Положительное воздействие на личность каждого члена семьи состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда, сколько может сделать семья.

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу. Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения. Что проявляется в нестабильности брачных отношений, снижении воспитательной функции семьи.

Юность — это время выбора жизненного пути. Юноши и девушки строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей — выбор специальности, получение профессии, иногда создание семьи. Юность — всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать все писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время, обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.

 

Насколько российский институт семьи и брака в процессе социально-экономических перемен приобретет новые или лишится старых своих качеств, зависит от отношения современных старшеклассников к семейным ценностям: супружеству, родительству. Ведь именно им в недалеком будущем создавать новые семьи.

Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства - любви. Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм. Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Зачастую легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Браки, заключаемые практически сразу после окончания школы, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе, колледже. Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство. В связи с этим, проблема изменения, укрепления или, наоборот, ослабления российского института семьи и брака, личное благополучие молодых людей и их будущих детей, во многом зависит от ценностных ориентаций современных старшеклассников, их отношения к семейным ценностям: супружеству, родительству.

                                                   

 

 

 

 

 

                        

 

Исследование

1. Методы и организация исследования

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Опросы – один из ведущих методов в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получили интервью и анкеты. Для решения исследовательских задач мы разработали 2 варианта анкеты (для юношей и девушек) комбинированного типа, включающих 6 вопросов открытого и закрытого типа.              (См Приложение №1.).

Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью методов обобщения, математической обработки фактов и их качественного анализа.

Исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ №3. В нем приняли участие 73 подростка в возрасте 15-18 лет, из них 39 юношей и 34 девушки.

В связи с тем, что вопросы несут глубоко личностный характер, анкетирование проходило анонимно, чтобы предоставить старшеклассникам полную свободу выражения мнений.

2. Количественный и качественный анализ полученных данных

По результатам изучения отношения к виду брака между мужчиной и женщиной нами были получены следующие данные:

  • Считают приемлемым для себя только официальный брак, т.е. зарегистрированный в ЗАГС 40% опрошенных. Причем в эту подгруппы вошли 44% всех юношей и 36% девушек.
  • Считают предпочтительным официальный, но согласны с тем, что на первых этапах возможен гражданский брак 42% респондентов. Из них 35% юношей и 50% девушек.
  • По мнению только 8% опрошенных предпочтительным является гражданский брак, т.к. он предоставляет больше свободы. В эту подгруппу вошли 9% всех юношей и 7% всех девушек.
  • Считают, что брак обязательно должен быть освящён религией (венчание в христианской церкви, Заключение в мечети и т.д.) 10% старших школьников. Из них 12% всех опрошенных юношей и 7% всех девушек, вошедших в группу испытуемых.

(См Приложение №2. Таблицы 1)

Таким образом, мы пришли к выводу, что подавляющее количество респондентов (82% всех опрошенных) считают необходимой официальную регистрацию брака в органах ЗАГС. По-нашему мнению это свидетельствует о потенциальной готовности юношей и девушек взять на себя моральную и юридическую ответственность за партнера по браку, будущих детей, ведение совместного хозяйства. Вместе с тем, мы установили, что на 15% больше девушек, по сравнению с юношами готовы на первых этапах становления семьи жить в гражданском браке. Следовательно, можно сделать вывод о том, что отношение к юридической стороне оформления брака у юношей оказалось более консервативным и патриархальным.

Анализ результатов анкетирования по второму вопросу анкеты позволил изучить мнение старших школьников об оптимальном для них возрасте для вступления в брак.

Наиболее значимой (29 человек, что составляет 40% всех принявших участие в анкетировании) оказалась подгруппа респондентов, считающих таковым возраст в пределах 24 – 27 лет. 33% старших школьников (24 человека) определяют оптимальным возраст в пределах 21 – 23 лет. По мнению 15 старшеклассников (15 человек) это более ранний возраст – в пределах 18 – 20 лет. 4 человека (6% всех опрошенных, из них 3 юноши и одна девушка) определили таковым возраст около 30 лет. В целом, значительных различий между определением оптимального возраста для вступления в брак у юношей и девушек не выявлено. В качестве обоснования своего мнения юноши и девушки называют следующие причины и обстоятельства: окончание профессионального обучения, получение специальности, способность материально обеспечивать семью, наступление возраста психологической зрелости и моральной ответственности. Кроме того, юноши называют окончание службы в армии. (См Приложение №2. Таблица 2)

Таким образом, 79% опрошенных не поддерживают создание ранних браков, определяя оптимальным возраст 21 – 27 лет, когда получена профессия, созданы материальные условия. Вместе с тем, 21% старших школьников готовы создать свои семьи уже через 1 – 3 года.

Третий вопрос анкеты был направлен на изучение основополагающих, по мнению старшеклассников причин, обеспечивающих успех семейных отношений.

В качестве основной (первое рейтинговое место) названа любовь супругов как у юношей, так и у девушек. В качестве второй основополагающей причины девушками названы благоприятные взаимоотношения между супругами, а юношами материальный достаток семьи. По нашему мнению это свидетельствует о верном формировании представления о половых ролях респондентов. У юношей – это обеспечение материального достатка семьи, у девушек – забота о благоприятном психологическом климате, установлении доверительных взаимоотношений. Благоприятные взаимоотношения юноши также считают чрезвычайно значимыми, выдвинув для себя это обстоятельство на третье место. Жилищные условия на четвертое место выдвинули девушки, для юношей на этом месте находится такой показатель, как удовлетворенность супругов интимными отношениями. Девушки этот показатель поставили на пятое место. В свою очередь юноши пятым по значимости определили параметр совпадения интересов супругов (у девушек этот параметр является шестым).

Общие для девушек и молодых людей показатели успеха семейных взаимоотношений представлены в приложении №2 (гистограмма №1)

Четвертый вопрос анкеты был направлен на изучение требований старшеклассников к своей избраннице, (избраннику). В порядке убывания требования девушек представлены в приложении №2 (гистограмма №2)

Таким образом, первые пять позиций значимости требований к избраннику для девушек составляют: любовь юноши, способность обеспечивать семью, избранник должен быть старше по возрасту, быть порядочным человеком и обладать чувством юмора.

В порядке убывания требования юношей к избраннице представлены в приложении №2 (гистограмма №3)

Первые пять позиций по значимости требований к избраннице для юношей составляют: любовь девушки, внешняя привлекательность, она не должна быть доступной и развязной, вместе с тем должна обладать сексуальной привлекательностью и хорошей фигурой.

Вывод: наиболее значимым для старшеклассников, независимо от пола, является условие любви к избраннику (избраннице). Данный показатель находится как у юношей, так и у девушек в значительном отрыве по общему рейтинговому баллу от всех остальных требований. Вместе с тем следует отметить, что для юношей внешние данные избранницы являются более значимыми, чем для девушек. Высоки требования к порядочности и моральному облику будущего партнера (партнерши) по браку, как у юношей, так и у девушек.

Информация о работе Изучение особенностей отношений старшеклассников к браку и перспективам их семейной жизни